Сергей Осолодкин

Заслуженный журналист Украины

Херсонцы, позвольте вас разочаровать: жить будет еще сложнее

Херсонцы, позвольте вас разочаровать: жить будет еще сложнее
20 октября 2021, ВРУ поддержала в первом чтении проект бюджета на 2022 год.

Министр финансов Сергей Марченко представляя в сентябре в ВР проекта заверял: главным приоритетом в будущем году будут медики (обещано поднять зарплаты в 1,6 раза); военные и ветераны. Нас ждет масштабная цифровизации страны, на это направление увеличат расходы в 1,7 раза.

Впервые с 2017 года будут увеличивать стипендии студентам и предоставят равные возможности для каждого ребенка получить качественное образование. «Главный финансовый документ нашей страны является бюджетом инвестиций в человека, страну и будущее»,сказал Марченко.

За, что же «проголосовали» нардепы: медицинская отрасль – 197,2 миллиарда гривен; образование – 185,6; пенсионный фонд – 531; социальная защита – 320; оборона – 319,4; культура – 13,5; спорт – 11,3; строительство дорог – 124.

Сергей Марченко заявил, что рост реального ВВП Украины ожидается на уровне – 3,8%; инфляция составит – 6,2%, средний курс гривни к доллару – 28,6. Номинальный ВВП 5 368,7 млрд, среднемесячная зарплата 15 258 грн, безработица – 8,5%.

Кто все это поддержал: «СН» – 223, «ОПЗЖ» – 0; «ЕС» – 0; «Батьківщина» – 2; «За майбутнє» – 12, «Голос» – 0, «Довіра» – 16; Внефракционные – 11.

Почему принятие «бюджета» в первом чтение просто фикция? Утром, среду, до того, как рассматривать проект бюджета Рада сняла с рассмотрения другой законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс, который необходим для принятия бюджета-2022. По словам представителей «ЕС», в этом законопроекте предлагают «лишить территориальные общины реальных финансовых ресурсов». Нардеп от «ЕС» Ирина Геращенко добавила, что фракция требует поставить этот проект закона на голосование и провалить его: «…чтобы убийство децентрализации никогда не появлялось в сессионном зале».

«Мы просим снять с рассмотрения правительственный законопроект № 6062 с повестки дня в связи с несогласованностью. Просим поставить на голосование и снять с повестки дня», - представитель «СН» Андрей Мотовиловец. О необходимости доработки законопроекта и снятия с повестки дня заявили также представители «ОПЗЖ», «Довіри», «Голоса», «Батьківщины», «За будущее». «За» снятие проголосовали 290 нардепов.

Известно, что уже сегодня в проект подано 3 284 предложения на рекордные 86 триллионов гривен. Все это грозит затянуть рассмотрение бюджета на многие месяцы, если «большинство» снова не включит «ЗЕпринтер» и не будет снова нарушать регламент, что стало их нормальной практикой.

Что может изменится ко второму чтению? Профильный комитет рекомендовал Минфину учесть полностью или частично 1 501 предложение.

Дополнительно хотят выделить: 6 млрд на субвенцию для социально-экономического развития; 2,2 – на развитие аэропортовой инфраструктуры; 1 – на борьбу с COVID-19; 1 – на программу «Питьевая вода Украины»; 1 – на субвенцию местным бюджетам для реализации инфраструктурных проектов и развитие объектов социально-культурной сферы.

Похвалить себя у чиновников получилось. А теперь взглянем на ситуацию глазами независимых экспертов и аналитиков. Большинство из них считает, что мы имеем проект «бедной аграрной, сырьевой страны, в которой бедность продолжит развиваться без пересмотра ситуации в лучшую сторону».

Скажем: на соцобеспечение заложено 320 млрд грн. И в КМУ хвастают тем, что финансирование увеличили на 7 млрд грн., но на самом деле увеличение в процентном соотношении не превышает 3%.

«… реальные расходы, с учетом инфляции, на соцзащиту и соцобеспечение в 2022 году будут ниже, чем в этом году. А это значит, что люди, которые получают выплаты из бюджета, будут получать в реальном исчислении меньше, чем в этом году. То есть идет сокращение реальных социальных расходов», - подчеркнул эксперт Growford Institute Виктор Скаршевский.

Специалисты утверждают, что и сам показатель инфляции занижен. Скажем, в этом году планировали – 7,3%, хотя уже в сентябрь было – 10%. Что в итоге? Бедные в 2022 году станут еще беднее.

Еще один ключевой показатель – прожиточный минимум (ПМ), к которому привязаны все социальные выплаты: для малообеспеченных, одиноких матерей, минимальная пенсия.

С 1 января 2022 ПМ составит – 2393 грн, с 1 июля – 2508 грн, а с 1 декабря – 2586 грн. И это в 2 – 2,5 раза ниже, чем фактический прожиточный минимум, который также рассчитывает Министерство соцполитики.

«Если сравнить даже с июльским фактическим прожиточным минимумом за 2021, то он составил (с учетом обязательных платежей) практически 5000 грн. По окончании 2022 года в бюджете планируется Министерством соцполитики в два раза меньше, чем есть уже сейчас.

А если учитывать, что фактический прожиточный минимум также растет, то в 2,5 раза ниже заложен прожиточный минимум, чем он должен быть на самом деле.

Это означает, что все остальные выплаты малообеспеченным, занижены в 2 – 2,5 раза», - рассказал эксперт-экономист.

Субсидии. И тут особенно радоваться нечему. На них выделяют меньше, чем в нынешнем году на 3 млрд грн. И при этом у нас продолжат расти тарифы: с 1 мая 2022 года собираются повысить тарифы на электроэнергию. Вырастет цена на природный газ для населения. Результат? Еще больше вырастут долги населения за коммуналку. Специалисты считают, что в будущем году следует ждать, что «…правительство собирается еще больше ужесточить правила получения субсидий населением».

Так же не обойдет стороной нас еще одна беда – увеличение налогов, что повлечет за собой рост цена на товары и услуги.

Сергей ОСОЛОДКИН
© 2021 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів