Противостояние политическое или экономическое
Если еще две недели назад речь шла о теоретическом «удержании» заложенного в бюджете курса гривни на уровне 8,5 грн/долл., то сегодня вопрос стоит по-другому: а сможет ли гривня не «скатиться» ниже ее исторического минимума за все годы существования Независимого государства (10,00 грн – декабрь 2008 года)?
Что было?
Курс существенно «зашатался» сразу же после того, как Верховная Рада Украины приняла 16 января ряд законов, которые резко обострили ситуацию, и привели к силовым столкновениям протестующих и правоохранителей.
Практически на следующий день, после начала штурма на Институцкой, – курс начало лихорадить.
Если первые дни Нацбанк (НБУ) еще пытался как-то действовать на рынке имеющимися у него инструментами, то последние дни показали – ситуация резко изменилась. Особенно после того, как в минувшую пятницу стало официально известно, что ждать очередных денег от России не стоит, там мягко, но недвусмысленно сказали: сначала долги по оплате за газ в 2013 году, потом ведем разговор дальше.
Скорее всего, о такой официальной реакции России в НБУ знали загодя, и только делали, как всегда «Хорошую мину – при плохой игре», иначе бы не появилось 49 решение НБУ, которое в минувшую пятницу вступило в силу: временные (у нас что-то бывает постоянным) ограничения на покупку иностранной валюты на межбанке по отдельным операциям... запрет переводов и прочая, прочая, прочая...
Что есть?
В одночасье курс доллара «рухнул», почти сразу на гривню с 7,9930 грн/долл. (который «простоял» с 9 июля 2012 года), до 8,7080 грн/долл. (и это минимальный курс за всю историю ее существования).
Что будет?
Повышение цен – на все.
Эксперты утверждают, что на текущей неделе, понедельник – четверг, цены на все импортные товары «поползут» вверх, неуклонно, стабильно и постоянно.
Что касается магазинов, которые торгуют импортной техникой, то там переучеты начались еще в выходные, ряд магазинов в Херсоне встречали табличками: «Переучет»!
Что касается салонов, там, где торгуют импортными машинами, то некоторые дилеры еще в субботу повесили табличку "Closed", а некоторые тщательно переписывают ценники.
Что же касается супермаркетов, которые торгуют продовольственной группой товаров, то там цены растут уже.
В некоторых Херсонских торговых сетях можно наблюдать, как за последние 4 дня прошлой недели, цены на мандарины, бананы, киви, импортную зелень повысились уже приблизительно на 8 – 10%.
Как утверждают в инспекции по мониторингу, то цены на группу товаров которая называется «социальная»: хлеб, молоко, мясо, яйца, масло, картофель (всего 10 позиций) не увеличатся. Во всем остальном, что не подлежит контролю (в т.ч. и все продукты отечественного производства), стоит ждать «ползучей реакции», которая проявится сразу после того, как будут подняты цены на бензин, дизтопливо, ГСМ, электроэнергию и т.п.
Эксперты рынка утверждают, что поднятие цен стоит ожидать на следующей неделе, и в первую очередь на все то, что ввозят из-за границы.
А вот к середине марта – началу апреля, цены «вырастут» на вся, и всё.
Какая перспектива?
Перспектива совершенно не радужная.
Правда, специалисты оставляют для себя «отходную», говоря о том, что как только ситуация с политическим противостоянием стабилизируется, стоит ожидать и стабилизации экономической.
В первую очередь на рынок повлияет сообщение о том, что Украина (из какого угодно источника) получит деньги, то ли Россия, то ли МВФ. Во-вторых, ситуация с долларом, а естественно и с ценами стабилизируется сразу после того, как будет сформировано новое Украинское правительство, и станет понятной ситуация с досрочными выборами и Президента, и Верховной Рады.
Ну, что же, специалисты прогнозируют, а нам с вами остается только уповать на разум руководящей верхушки. Увы, для них это трагедия, и даже не драма – так, небольшая неприятность, с их капиталами и недвижимостью за «большими» рубежами.
Теперь главное не проснуться в одно «не прекрасное» утро, и не узнать, что «крысы покину корабль» вместе с капитаном и провиантом, оставив после себя хаос, неразбериху и здоровенную дыру в «днище» (бюджете) корабля под названием «Украина».
Крыс нам не жалко, а вот сможем ли мы удержать на плаву корабль, и найдется ли достойный капитан, который поведет не на очередные рифы, а в сухой док для «перестоя» и «ремонта».
Где ты, капитан? Где ты, «сухой док»?
Сергей Осолодкин