Сергей Осолодкин

Заслуженный журналист Украины

С 1 января бесплатного проезда в Херсоне ждать не следует…

С 1 января бесплатного проезда в Херсоне ждать не следует…
Уже с января будущего года, для льготных категорий граждан, Правительство Яценюка планирует полностью исключить бесплатный проезд, во всех видах транспорта.

С адресной помощью на коммуналку еще не разобрались, а тут еще новшества. Чего ждать? Попробуем найти ответы.

Правительство отменяет льготы в связи с монетизацией. Чего ждать льготникам?

Монетизация – переведение оплаты за перевозку льготных категорий пассажиров из безналичной формы оплаты в «живые» деньги. Т.е., тот, кто имеет право на определенную льготу, будет получать не абстрактные деньги из бюджета, в виде траншей на расчетные счета предприятий, а наличные деньги.

Каждый ли льготник получит «живые» деньги? Теоретический – да. Практически? Однозначного ответа нет, хотя разговоры о монетизации идут уже не первый день, и даже год.

Правительство задекларировало, что с 1 января 2016 года, льготный проезд будет отменен. Как это будет происходить на практике? Вопрос открытый. До сегодняшнего дня нет ни одного проекта воплощения теории в жизнь.

Может ли быть так, что льготы отменят, а денег не дадут? Да, - считают специалисты, этого вполне можно ожидать. У нас так происходит часто. Что касается «отменить», – решение принимается молниеносно. Что касается «дать», – возникают проблемы. Правительство пока не знает, как его же идею воплотить на практике. Кто, когда, как, а главное, в каких объемах будет получать «живые» деньги?

Эти вопросы «висят в воздухе». Кроме того, нет механизма расчетов схем: выделения суммы; ее получения; налогообложения; направлений затрат.

Можно ли тратить деньги на другие нужны, или только на оплату проезда? Форма отчетности о потраченных деньгах? Будут ли полученные суммы отражаться в Декларациях? На эти вопросы Правительство ответов не дало.

О каких суммах может идти речь? Суммы пока не названы. Можно лишь сказать (исходя из публичной информации) в текущем году теоретически каждый льготник имел в своем распоряжении 47 грн. Как мы понимаем, это смехотворно мало.

Даже если посчитать стоимость оплаты проезда в городском троллейбусе, то этого хватит только 26 поездок (1,50 за одну). В маршрутках Херсона (3,00 грн), это всего 15 поездок (7 раз в месяц туда и обратно). Сколько нужно? По прикидкам специалистов: 350 – 400 грн (в сегодняшних тарифах).

Что с целевым использованием? В Министерстве инфраструктуры речь шла о том, что льготник, получая наличные, будет сам принимать решение куда их использовать: проезд, питание, лекарства... (теоретическая выкладка).

В том, что пенсионер будет использовать деньги по своему усмотрению, есть определенная логика: кто-то ездит каждый день и по нескольку раз, а кто-то в силу возраста, или болезни, или отсутствия необходимости, этой льготой не пользуется. Каждый должен получать то, что ему положено, наравне с другими. Но, с другой стороны, это вызовет целую кучу проблем.

И коснуться они в первую очередь перевозчиков. Казалось бы, перевозчики получать «живые» деньги, что же тут плохого? Специалисты подсчитали: теоретически все в «шоколаде», на деле все в... На практике, несомненно, какая-то часть монетарированных средств будет попадать перевозчикам в «живом» виде. Но это надводная часть айсберга. Т.е.?

В нынешней ситуации государство оплачивает «среднестатистический» проезд (кто-то не проехал ни одного раза, кто-то 2, а кто-то 5, в «среднем» 2,33 поездки). Предприятие получало более или мене стабильный доход. Оно могло рассчитывать, что определенная сумма (в виде целевой субсидии из государственного бюджета), пусть даже и с задержкой, но придет. Это была гарантия.

Что будет теперь? Если льготник получит деньги и использует их не на оплату проезда, а потратить туда, куда считает нужным, то отдельный человек от этого выиграет (для пенсионеров даже 350 грн это деньги). А предприятие? Что будет с ним? Троллейбусы как выходили на линию, так и будут выходить. Подстанции как работали, так и будут работать, и т.д.

Т.е., предприятие будет работать, как и прежде, но получать будет значительно меньше. Уже сегодня можно сказать с определенной долей уверенности, что большая часть пенсионеров будут использовать «живые» деньги точно не на оплату проезда. Вот и получится, что Херсонские троллейбусники, будут получать меньше, чем получают сейчас.

Еще одна «подводная» часть: Что делать тем, у кого закончатся деньги? Ведь это только теоретически посчитали, что хватит 350 – 400 грн. А, сколько дадут? После того, как пенсионер потратит всю сумму, предназначенную на оплату проезда, что ему делать дальше? Как ему пользоваться транспортом оставшиеся дни месяца?

Мы приходим к тому, с чего начинали. Пенсионер вынужден будет платить из своего кармана, т.е. из своей пенсии. После того, как льготный проезд отменят, то пенсионера даже коммунальный транспорт возить бесплатно не будет, его будут выставлять на улицу и из маршрутки, и из троллейбуса. Кто пострадает? Пенсионер...

У Яценюка утверждают, что такое нововведение на «Ура!» воспринимают перевозчики. Так ли это? Только в незначительной степени можно говорить, что это повлияет на их прибыли (сегодня они возят за «свой» счет не так уж много льготников). При изменении формы оплаты, в рамках одного маршрута, одного автобуса, предприятие получит незначительную финансовую выгоду (за счет «живых» денег полученных от перевезенного «льготника»). А в пересчете на объемы? Это обернется убытками.

Здесь можно провести аналогию с троллейбусом. Предприятие при оплате по «безналу» получало от органов местного самоуправления оплату за перевозки «абстрактных» объемов, при переходе на «живые» деньги их потеряет.

Проблемы бюджетов

Как это отразится на городском бюджете? Негативно. Местные бюджеты никогда не брали на себя оплату бесплатного проезда. Местные бюджеты получали целевую субвенцию и перераспределяли ее. Теперь доведется платить «свои». Тут есть о чем подумать.

Водный транспорт. Каждый год из местного бюджета, для того, чтобы пенсионеры хотя бы 1 раз в неделю гарантированно добирались до своих дачных участков расположенных вдоль Днепра, бюджет дополнительно к госфинансированию изыскивал деньги, и доплачивал «речникам» за льготников. Как будет теперь? Бюджету доведется делать перерасчет «оплаты», а не «поддержки» на всех пенсионеров города и отправлять деньги каждому.

В чем проблема? Сейчас местный бюджет целевой суммой перечисляет деньги перевозчику. В «объеме» это была существенная сумма, которая позволяла производить перевозки. Если деньги уйдут как «адресные» каждому льготнику – перевозок не будет. Из всех пенсионеров города, на дачи ездят не более 10 – 15%.

Таким образом, сумма, которую «живыми» деньгами будет получать перевозчик, будет минимальна, он физически не сможет выполнять рейсы («живые» деньги принесут только те, кто будет пользоваться услугой). Условно из 5 миллионов, которые город выделял речникам, они получат 500 – 750 тысяч. Перевозчика это не спасет. Он или поднимет оплату за проезд или откажется оказывать услуги, как нерентабельные. Тут нас ждут серьезные проблемы. Ситуацию не спасет даже передача флота в собственность города.

Маршрутная сеть

В Правительстве утверждают, что монетизация повлияет на развитие маршрутной сети, мотивируя это тем, что «Никто не хочет возить льготников, за них платят мало, и не регулярно».

Так ли это? Очень сильно теоретически. Нет льготников – все платят одинаково, значит? Рентабельно! Нет. В Херсоне нет маршрутов, где «автобусы» перевозят исключительно льготников. Это касается троллейбусов (коммунальное предприятие), а «автобусники» от этого не страдают.

Специалисты утверждают, что монетизация ни как не повлияет на расширение маршрутной сетки. В Херсоне, скажем, она сформирована, и дальше развиваться ей (без расширения границ города) некуда. Да, есть отдельные направления, где существуют проблемы с «покрытием».

Но, они связаны не с тем, что «не платят», а с тем, что «нет пассажиропотоков» (первичный фактор, останавливающий перевозчиков). Следует заметить, что в Херсоне, в принципе, эта задача решена.

У нас существует практика «пакета»: вместе с «жирным» маршрутом (большие пассажиропотоки), перевозчик получает «дохлый» маршрут (минимум пассажирского объема). Другое дело, не всегда качественно, но маршрут, все же, обслуживается.

Пора менять принципы

Пришло время пересмотреть принципы обеспечения пенсионеров. Мировая статистика свидетельствует – наши пенсионеры одни из самых нищих в мире. Для непосвященных скажу: существует множество специальных программ и методик, которые позволяют делать соответствующие расчеты.

Например, в США минимальная заработная плата в час не может быть менее 5 долларов. 24 рабочих дня на 8 часов = 960 долларов. Наш рабочий? Минимальная сумма оплаты в час 7,29 грн. Тот же расчет. Получаем 1 399,68 грн (в сегодняшнем курсе это $57,12, в месяц, или $0,29 в час).

Что касается пенсии. В ООН подсчитали, минимальная сумма пенсии, которую должен получать пенсионер – 5 $/день. Сколько платит Яценюк? Минимум 949 грн/м-ц ($38,73); 31,63 грн/день, ($1,29). Сюда входит все: питание, коммуналка, одежда, лечение, проезд, развлечения и т.п.

При этом каждый месяц пенсионеров становится все больше – нация стареет. Сегодня работающих почти на 600 тысяч меньше, чем тех, кто находится на пенсии (не только по возрасту), их более 12 миллионов человек.

Выплаты будут расти

В Правительстве обещают, что в следующем году будут повышать зарплаты и пенсии. В среднем на 120 – 180 грн. А теперь просто вспомним, что с 1 сентября 2015 года только оплата за электроэнергию возросла на 25%... Вопросы связанные с «поднятием» отпали... Помните, чем ближе были выборы, тем больше власть раздавала обещаний.

Выборы прошли. Обещания – остались обещаниями. Тот проект бюджета, который сегодня рассматривает ВРУ, и который обещают проголосовать дружно уже в этот четверг, запланировал новые повышения: цен, акцизов, расценок и т.п.

Сколько пенсионеров получает минимум? Цифры Яценюк старательно скрывает. По «средним» данным на «минималке» сидит подавляющее большинство пенсионеров – более 7 миллионов. Еще около 5 миллионов получают чуть более пристойную пенсию, в размере порядка 2 тысяч. Тех, кто получает более 2 тысяч – минимум, это элита. И только единицы получают пенсионное обеспечение в размере более 10 тысяч в месяц.

Таким образом, можно говорить: за чертой бедности живут более 90% украинских пенсионеров.

В случае введения монетизации и первые, и вторые, и третьи будут получать деньги на проезд в общественном транспорте. Справедливо: Конечно. Мы вернулись к тому, о чем говорили выше: средневзвешенный уровень оплаты и адресные деньги.

Статистка свидетельствует: в Пенсионном Фонде дефицит составляет более 100 миллиардов гривен. Что позволяет говорить, что пенсии до достойного уровня не повысят. Дефицит ПФ покрывают из государственного бюджета, что навряд ли, позволит ввести монетизацию. Скорее всего, следует ждать просто отмены льгот.

Лично я мало верю в монетизацию, особенно сейчас. Если конечно это не прописано в каком-нибудь очередном секретном договоре с МВФ или Мировым банком и не является условием получения очередного кредита (не очень удивлюсь, если со временем это всплывает), или все расходы переложены на местные бюджеты, которые их просто «не потянут».

Ответ осталось не долго... Все решится к утру пятницы?

Сергей ОСОЛОДКИН

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів