Сергей Осолодкин

Заслуженный журналист Украины

«Выжженная земля»

«Выжженная земля»
Тактика «выжженной земли» – полное уничтожение любых объектов промышленного, сельскохозяйственного, гражданского назначения при отступлении, чтобы они не достались противнику.

Каждый день, просыпаясь утром, мы понимаем, что прожит еще один день, что еще 24 часа ушли из жизни. Какими они были? Что принесли? Что мы успели за эти 24 часа сделать хорошего? Не только для себя и своих близких, но и для общества...

Кто из нас задумывается над вопросом: что я сделал вчера такого, чтобы кому-то сегодня жилось лучше? Увы, но большая часть населения Украины просыпается сегодня с мыслью о том: как бы прожить этот день и не умереть. Как пережить сегодня то плохое, что для нас кто-то сделал вчера.

Не случайно говорят: «Мысль материальна!». Все, что мы сделали, что сказали или просто, о чем подумали вчера, сегодня вернется нам. Сторицей.

Недаром говорят: «Что отдал – твое!». Возвращается все и хорошее, и плохое. Делая хорошие дела – лелеем надежду, что они вернутся добром. Творя зло – не задумываемся над тем, что оно может ввергнуть нас в пучину страха, ужаса, непонимания. Кажется, украинские политики не понимают, что все плохое, что они делают для государства сегодня – толкая его в бездну экономической и политической катастрофы, вернется к ним как бумеранг завтра.

Понятное дело, что пожелания добра, а равно как и проклятия, воплощаются в жизнь не сеесекундно. Будь это так, население Земли существенно бы сократилось (что касается пожеланий зла), ведь проклятия звучат значительно чаще, чем пожелания добра. Хотя Церковь и напоминает: «Возлюби ближнего – как самое себя!», но мы не часто вспоминаем об этом завете, а тем более воплощаем его в жизнь, иначе бы на Земле уже давно воцарились «Тишь да гладь и Божья благодать!».

Современные правители Украины, не очень-то заботясь о народе, который все больше подавлен, озлоблен – все чаще получают проклятия в свой адрес. Не смотря на то, что православные минувшую неделю праздновали Светлое Христово Воскресенье, неделя не принесла надежд на то, что жизнь становится лучше.

Например, Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's заявило о том, что город Киев стал жить хуже, и еще больше снизило его рейтинговый уровень, относительно обязательств по готовности платить как в национальной, так и в иностранной валюте с уровня «ССС» до уровня «СС», что указывает на очень высокую вероятность дефолта. Кстати, предыдущий уровень «понижения» от этого агентства, был не далее как в декабре 2014.

Возникает вопрос: а мы-то все тут причем? А все дело в том, что, как правило, столица является показателем более высокого уровня жизни, чем областные города, а тем более прочая периферия. Следовательно, если столица стала жить хуже, следовательно, падает уровень жизни всего государства.

Такого стремительного уровня падения как Украина, не знает ни одно государство на постсоветском пространстве. Наши рейтинги еще больше «полетели» вниз после того, как правительство заявило, что оно готово заняться реструктуризацией «облигаций в иностранной валюте, включая еврооблигации в иностранной валюте» на сумму $500 млн.

Уровень «состояния» дефолта может сохраниться не только в этом году, но и два последующих. Вероятность минимальной стабилизации, на взгляд S&P, возможна только в 2017 году, до этого периода дефолт по долгам «неизбежен».

Экономика, как в столице, так и в государстве в целом остается слабой, а управление – не качественным и не эффективным.

На общую ситуацию дестабилизации влияет и тот фактор, что у государства имеются серьезные проблемы, связанные с его внешними обязательствами по выплатам и выкупу «ценных бумаг», которые должны последовать в этом году.
В самое ближайшее время (не позже конца мая), если Украина хочет получить второй транш кредита от МВФ, она должна решить сложнейшую задачу – убедить держателей ценных бумаг согласиться на реструктуризацию долга.

Т.е., иными словами, они должны согласиться на пролангирование погашения долговых обязательств. В первую очередь это касается обязательств государственного «Укрэксимбанка», который еще «в середине апреля 2010 года разместил пятилетние еврооблигации на $500 млн с купоном 8,375% годовых». На этом заем не остановили и уже в октябре того же 2010 года «банк доразместил ценные бумаги на сумму $250 млн». Таким образом в 2015 году следует «выкупить» облигаций на сумму $750 млн, плюс процент ставки.

В конце марта банк обратился к «держателям» с предложением о предоставлении рассрочки касательно погашения долгов.

Существует еще один большой долг, срок оплаты которого истекает в конце этого года, это евробонды на общую сумму $3 млрд, которые принадлежат России. Напомню, это те самые деньги, которые брало правительство Азарова в 2013 году. Из белокаменной уже однозначно ответили: там не собираются даже обсуждать ситуацию с «долгом», и если Украина не выполнит своих обязательств, то пусть готовится к Арбитражному суду.

"...с украинской стороны были даны заверения, что те обязательства, которые есть к погашению в декабре текущего года, это $3 млрд, учтены в украинском бюджете. Если это заявление дезавуируется, мы будем обращаться в арбитражные суды по английскому законодательству", - глава российского Минфина Антон Силуанов.

Таким образом, перед Киевом стоит не простая дилемма: как бы сделать так, чтобы все было, и ничего за это не было?

Вопрос о $750 млн первичен, срок оплаты по нему истекает уже в будущий понедельник – 27 апреля. Решать его нужно срочно. В то же время в минувшую среду (15.04.15.) «Укрэксимбанк» так и не смог получить достаточного числа голосов держателей облигаций. Новее собрание назначено на 27 апреля. В Минфине и банке надеются, что в будущий понедельник инвесторы найдут голоса и примут решение о продлении срока погашения основной суммы своих евробондов на три месяца.

Откуда такая уверенность? Сказать сложно. Переговоры идут уже более месяца (с 13 марта 2015 года), но так и не принесли результатов. В свете сложившейся ситуации, мягко говоря, удивляет позиция Наталии Яресько – Министра финансов Украины, которая не далее как в минувшую среду заявила в интервью The Wall Street Journal: «Прежде всего, они недооценивают глубину финансового и экономического стресса, в котором находится сейчас страна».

Кроме того, удивляет позиция г-жи Яресько и в свете высказанного предположения о том, что владельцы бондов должны де поторапливаться и принимать то решение, которое выгодно Украинской стороне иначе «... может вырасти политическое давление в пользу отказа страны от обслуживания внешних долгов... Это один из тех рисков, который кредиторы должны принимать во внимание».

Такое заявление Министра, а, следовательно, Украины, следует принимать как ультиматум: «или продляйте, или мы откажемся платить»? Но, отказ это – дефолт. Впрочем, г-жу Яресько это так же не пугает: «Технический дефолт не повлияет на деятельность банка». Вот как? Если это действительно так, то возникает вопрос, зачем тогда вести переговоры? Может просто взять и всем отказать?

Пусть «бесятся», а мы «повеселимся». Вот только, это ведь не внутри государства играть в «войнушки» с «безголосой оппозицией» (которой фактически в Украине нет) или с бесправным народом (который и так ни о чем никогда не спрашивают, беззастенчиво действуя от его имени). На международном уровне такие заявления могут сыграть и против государства. Не слишком ли смело ведет себя всего лишь Министр финансов, делая такие заявления? Или это часть политики г-на Яценюка как Премьера и г-на Порошенко как Президента? Цель? Обострить международную ситуацию и довести ее до абсурда?

И если стороны не могут договориться о столь мизерной сумме, то, что тогда говорить о реструктуризации всех ценных бумаг, которых сегодня набралось на сумму более $23 млрд.? Как быть с общей суммой долга? Проблему так же следует решить до конца мая.

Удастся ли провести переговоры? Будут ли они действительно результативными? Кроме того, учитывая ситуацию, которую нам постоянно озвучивают официально, возникает правомерный вопрос, а что Украина имеет право и возможность диктовать условия, заявлять ультиматумы? Если это действительно так, то ситуация не такая уж и плохая? В чем чуть?

Напомню так же, что три недели назад, а именно 1 апреля 2015 года, всё та же Яресько, после того, как переговорный процесс не могли начать уже полмесяца, заявляла: «Мы не будем вести переговоры с отдельными кредиторами, а со всеми на одинаковых условиях. Хотели бы, чтобы и российские держатели пришли на эти переговоры».

Т.е., иными словами, уже тогда давали понять России, что для нее не будет отдельных условий, и что она встанет в очередь так же как и все: «...так как все стороны заинтересованы в сохранении платежеспособности Украины». Что дает Министру уверенность так заявлять? Сказать сложно. В той ситуации, в которой находятся отношения между Украиной и Россией сейчас, почти невозможно предположить, что Россия будет играть с Украиной в поддавки и делать вид, что ей безразлично будет она иметь возможность платить или нет. Кто сказал, что Россия заинтересована в том, чтобы Украина оставалась платежеспособной?

Думаю, что заявления, прозвучавшие на минувшей неделе, вполне можно расценивать как такие, которые указывают на то, что Россия как раз и может быть заинтересована в том, чтобы Украина не смогла вернуть свои долги.

Следует заметить, что поведение России вполне логично со всех сторон. С одной стороны – государство, которое одолжило на определенных условиях, вправе рассчитывать на возвращение долгов, и именно в те сроки, которые обусловлены в договорных отношениях.

С другой стороны, вся деятельность России за последние 14 – 18 месяцев, откровенно направлена на дестабилизацию как экономической, так и политической ситуации внутри государства. Что дает основания Яресько заявлять о том, что Россия не воспользуется возможностью и не устроит международные «разборки» с невозвращенным вовремя долгом? Есть какие-то «внутренние» договоренности, о которых народу Украины не сообщают? Существует какая-то «игра», в детали которой граждан в очередной раз не посвятили?

Возникают вопросы и относительно заявления Яресько, которое она сделала в последний день марта, о том, что она надеется на то, что на: «Международной донорской конференции будут заявки не только на предоставление Украине гуманитарной помощи, а и по инвестициям в экономику». Тогда же она высказалась о том, что «это будет конференция поддержки Украины в широком смысле». Из чего следует такая уверенность? Снова подковерные договоренности? Снова интриги? Снова непубличные обязательства?

Так же вызывает сомнение уверенность г-жи Министра в том, что: «Будет поддержка доноров, которые предоставляют нам гуманитарную помощь. Я бы хотела увидеть не только доноров, которые будут предоставлять гуманитарную помощь, но и заявления инвесторов – ЕБРР, Европейского инвестиционного банка, Банка черноморский и другие. Чтобы весь официальный мир поддерживал нашу экономику и таким образом поощрял инвесторов своих стран к этому».

Рискнут ли инвесторы, видя реальную ситуацию, тем более если отношения между Украиной и Россией будут перенесены в Международный Арбитраж, а, следовательно, Украина «зависнет» над «пропастью» дефолта, вкладывать деньги в Украинскую экономику? В чем оправдание бравады долговыми обязательствами? В заявлениях Министра финансов или «удлиняйте» срок оплаты долга, или не получите ни чего?

Вряд ли в таком случае стоит рассчитывать на «понимание» инвесторов. Ведь они должны быть уверены хотя бы в том, что вложенные деньги вернутся, не говоря уже о том, что принесут прибыль. Исходя из заявлений, которые звучат последние три – пять недель, такие выводы сделать невозможно.

Боюсь, что в данной ситуации инвесторам трудно верить даже Президенту, который в очередной раз подчеркнул, что в свете имплементации Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, следует улучшать инвестиционный климат в первую очередь на предприятиях агропромышленного и топливно-энергетического комплексов.

Хотя Президент Порошенко и говорил о необходимости создания благоприятного инвестиционного климата: «Думаю, что это то, что хотят сегодня слышать об Украине инвесторы», в такие заявления, не подтвержденные на практике, инвесторам будет поверить очень не просто.

Если процесс проведения переговоров по реструктуризации идет не так легко как это прогнозировали, то, наверное, инвесторы не верят и голословным заявлениям Премьера Яценюка о том, что результаты будут через два года: «...Двадцать с лишним лет назад Польша прошла такие же реформы, которые проходим мы сегодня. Польша является членом ЕС и одной из самых мощных стран Евросоюза. У нас нет двадцати лет, у нас – два года».

Правда, он тут же оговорился, как бы подстраховав себя: «...Здесь много будет зависеть от того, как мы с международным сообществом остановим Россию». Такие заявления касательно «внешнего» врага» от г-на Яценюка можно слышать все чаще и чаще. Именно на него (врага) теперь он списывает все свои промахи.

Видать не успокоили инвесторов и прямые заявления Яценюка, которые были адресованы им, когда он говорил о том, что транш от МВФ «... не идет на пенсии, а на финансирование армии, выплаты внешних долгов, и стабилизацию валютно-обменного курса».

Это один из немногих случаев, когда Яценюк был вынужден сказать открытым текстом то, о чем он предпочитает молчать «внутри» государства: деньги заимствования идут на погашение заимствования. Тем самым он пытается успокоить инвесторов и показать, что волноваться как бы особенно нечего: вкладывайте деньги – нам есть за счет чего отдавать. Хотя, кредиторы прекрасно понимают, что государство не может жить не развиваясь, только за счет одалживания денег для того, чтобы отдать то, что одолжено ранее.

Финансисты, в отличие от простых граждан Украины понимают, что Яценюк продолжает строительство пирамиды. Рано или поздно, но финал в этой истории только один – крах. Те же, кто окажется на вершине, могут даже не помышлять о том, что они получат назад хотя бы часть вложенного. Тогда доведется вести речь о «списании долгов».

Хотя сейчас, как заверяет г-жа Яресько: «Когда обсуждается снижение номинала долга или снижение купона, то кто-то рассматривает это как списание. Но идея списания в целом не обсуждается сейчас».

Т.е. исходя из контекста, если инвесторам правильно переведут ее слова, и объяснят в чем тонкость семантики сказанного, им следует задуматься, к чему это было сказано. А не к тому ли, что в принципе такое развитие событий подразумевается, но не сейчас... А когда? Завтра?

Возможно, именно таким набором слов инвесторам пытаются намекнуть, что впереди возможно все. Если кто-то на Западе разгадает игру слов, то он придет к заключению, что лучше сейчас хоть что-то, чем завтра, но ничего. Может быть, именно поэтому и не хотят они реструктуризировать долги?

В чем основная цель реструктуризации для Украины? Экономия. Если договоренности будут достигнуты, то это даст возможность сэкономить $15,3 млрд. с одной стороны – на выплатах, с другой – на обслуживании внешних долгов не только сегодня, но и ближайшие 4 года.

Но, какая это экономия? Сиюминутная. Т.е. фактически Яценюк, Порошенко, Яресько готовят долговую яму для тех, кто придет следом за ними. Это будут те самые долги «папередников», о которых так много сегодня говорят в правящей Коалиции.

В АП, КМУ, ВРУ прекрасно знают и понимают, что происходит в государстве. Там нет дураков. Там разумные люди, которые просчитывают свои ходы. И там прекрасно понимают, что после того, как им перестанет удаваться и дальше задуривать голову украинскому народу образами «внешнего врага», «войны», и прочей лабудой, то народ обратит внимание на ситуацию внутри страны. И тогда настанет время нести ответственность за все то, что произошло в Украине за последние полтора года. Тогда уже будет не до хорошего.

Тем, кто будет «уходить в небытие», после того как граждане «прозреют», не позавидуешь. Мало найдется стран, которые смогут их приютить. Если у Януковича был хоть один, но «твердый» вариант «куда», то у нынешних господ «вариантов», ой как мало. С Россией они разругались в смерть. Европа, скорее всего, захочет их видеть только в Гааге. В трибунале.

Украинцы не знают, какой сегодня уровень государственного долга. Это тайна за семью печатями. Если бы не нужда, то Министр финансов никогда бы в жизни не заговорила на эту тему. А так, в общении с инвесторам, она была вынуждена приоткрыть тайну, которая тут же стала достоянием зарубежных СМИ, которые, в отличие от Украинских, не боясь об этом рассказали.

Так вот, как сообщил REUTERS, а со ссылкой на него об этом написали буквально пару Интернет-изданий и ни одно действительно массовое СМИ – телевидение или радио, г-жа Яреського рассчитывает, что к 2020 «уровень государственного долга будет снижен до 71% ВВП», в то время как уровень «затрат на обслуживание госдолга» будет опущен до 10% ВВП.

О каком развитии государства можно говорить? О каких социальных Программах можно думать? О какой заботе о гражданах даже просто размышлять?

Тут, дай Бог, свои бы интересы удовлетворить, а затем, в очень нужное время, быстро покинуть Terra incognita (с латинского, буквально: «Неизвестная земля»).

Сергей ОСОЛОДКИН

© 2008 - 2025 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон