Максим Ревега

Свободный Человек в огромном Мире

Искусство жить в Египте. Часть девятая

Искусство жить в Египте. Часть девятая
Что скрашивает наши серые будни? Что разделяет обыденность, делая нашу жизнь ярче?

Наверняка, если бы мы с вами общались в живую, на меня бы посыпались десятки, да что там десятки, тысячи ответов на эти вопросы. Что? Где? Когда? С кем? Ну, мы с вами не в интеллектуальном клубе вопросов и ответов, по крайней мере в данный момент, так что продолжим.

Итак, думаю, что в независимости от того, чтобы я услышал, от всех вас суть была бы неизменной, а именно, что всё сводилось бы к одному. Наша жизнь невозможна без памятных дат.

У кого-то, это тихие семейные посиделки, эдакие, воссоединение поколений, когда маленькие внуки щебечут на коленях дедушек или бабушек. У других, это сбор шумной компании, в каком-нибудь караоке - баре, да так, чтобы обладатель сильного, но противного голоса был звездой вечеринки. У третьих, это вылазки на природу, дабы быть ближе к природе или к шашлыкам.

Новый Год, Годовщина Свадьбы, День Памяти, Восьмое Марта, День рождения любимой тёщи, ну, есть же, такие любимые зятья, для которых это самый большой праздник в году, тем более, так жена сказала.

Конечно, это лирика, а если серьёзно, то все вышесказанное, можно обозначить одним словом - праздник. С нами все понятно, к гадалке не ходи.

Ну, а какие праздники есть у мусульман? Вы конечно, будете удивлены, но праздников, как таковых нет. В данном контексте, я не рассматриваю египетских коптов, которые в Египте находятся в меньшинстве.

Стоп! А как же безудержное веселье? Танцы до упаду на столе? Неужели у них нет такого? Безусловно, что они рождаются, ходят в школу, женятся, рожают детей и опять все по кругу. Всё так же, как и у других людей, мы всё-таки на одной планете живём.

Как у всякой страны, с богатой историей, есть у них национальные праздники, но если мы отбросим день освобождения Синая, день революции, день вооруженных сил, то мало, что остаётся.

В исламском календаре нет праздников или почти нет, в привычном для нас понятии. Это связано с тем, что в период становления Ислама пророк Мухаммед запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники, так как, участвуя в них, человек тем самым присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.
У мусульман есть два великих праздника: Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха.

Дабы разъяснить ситуацию, думаю, что здесь будет уместно немного разъяснить, что из себя представляет мусульманский календарь.

Итак, летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммеда и первых приверженцев Ислама из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры.

Календарь состоит из 12 лунных месяцев, правда, он меньше солнечного года, в нём всего 354 дня. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

А как же Рамадан? Многие считают, что это праздник, но это не так.
Рамадан

Рамадан — месяц обязательного для мусульман поста, является одним из пяти столпов ислама. В течение месяца рамадан правоверные мусульмане в дневное время отказываются от приёма пищи, питья, курения и интимной близости.

Длительность месяца составляет тридцать дней и зависит от лунного календаря. Пост начинается с начала рассвета (после утреннего азана) и заканчивается после захода солнца (после вечернего азана).

Во время поста мусульмане стремятся обуздать свои инстинкты и страсти.

Ид аль - Фитр

Праздник разговения — праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан. Его также называют Ураза-байрам.

В этот день дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.
Ид аль - Адха

Ид аль-адха (араб. ‎праздник жертвоприношения) или более привычный для кого-то Курбан - байрам — праздник окончания хаджа, отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза-байрам, в память жертвоприношения Ибрахима, считающегося в исламе пророком.

Мавлид ан-Наби

Мавлид ан-Наби в переводе с арабского означает рождение пророка. Дата празднования смещается каждый год на 12 дней вперед. Это случилось 22 апреля 577 года в Мекке (сейчас – Саудовская Аравия).

Кстати, отмечать день рождение пророка Мухаммеда стали лишь через 300 лет после прихода Ислама.

Свои дни рождения правоверные также не жалуют. Я на всю жизнь запомнил оригинальное "поздравление" от родителей моего друга. В день, когда Ахмад стал старше на год, его отец с улыбкой сказал: - "ну, что я тебе могу сказать? Только одно, соболезную".

Странно? Но если понять, что они делают акцент не на материальное, то все становится на свои места.

Можно констатировать, что для мусульман День рождения – это не столько праздник, сколько одна из немногочисленных причин лишний раз, вспомнить Творца, поблагодарить Его за еще один прожитый год и за милость, оказанную Им в течение этого времени.

Как видите, с праздниками туговато. Но, это совсем не означает, что мусульмане хмурые, неразговорчивые, мужчины с бородами по пояс, которые сидят со своими женами, обмотанными по самое не хочу, в своих мрачных квартирах, уткнувшись в чёрные стены и размышляя о безысходности и тщетности всего мирского существования. (Хотя, чего греха таить, встречал я и таких)

Напротив, многие из моих друзей масри имеют такое чувство юмора, что Дай Бог каждому. Можно сказать, что это одна из национальных черт египетского характера.

Дикая смесь народов, некогда бывавших в свое время в Египте оставили неизгладимые отпечатки в культуре и поведении масри. Сколько бы сотен лет не прошло бы после этого, коктейль из арабо-европейского напитка, настоянного из египетских древностей, навсегда закрепился в крови у местных. Это их основа, их ДНК, которое будет работать, до тех пор, пока стоят пирамиды, а они как мы знаем вечны.

Одно из последних слияний культур произошло с развитием туризма, но опять, же это общеизвестные Шарм, Хургада и им подобные курорты. Если же мы возьмем отдалённые закоулки, того же самого Каира, то можно в какой-то мере соприкоснуться с историей, где люди хоть и имеют блага цивилизации, но живут по своим средневековым понятиям.

Да, простят меня мои тёмнокожие друзья, но были моменты, когда я чувствовал себя "белым негром" в Африке. Случай произошедший в первые дни моего блуждания по столице фараонов, есть тому подтверждение.

Как-то очутившись в толпе, я ощутил, что кто сзади дёргает меня за волосы. Конечно, если бы я был девочкой подростком, мне был бы приятен данный элемент ухаживания, но я не девушка и тот, кто был сзади, явно не собирался за мной ухаживать.

Со скоростью мысли я приготовил отборный запас "плохих" слов, на моих губах уже отчётливо прочитывалась, что я сейчас, не без удовольствия произнесу, руки были готовы опустошить воображаемые ведро с отходами на голову наглого господина, который посмел прикоснуться к моей пышной, на тот момент шевелюре.

Каково же было моё удивление, когда повернувшись я увидел не мужлана с ухмылкой на его роже, а улыбающееся лицо девушки, сияющую от счастья, просто потому, что она сумела прикоснуться к моим волосам.

Глядя на неё, мой негативный запал удалился сам собой, я понял, что день у неё удался. Она ещё своим детям будет рассказывать о том, как дергала европейца за волосы.

Прикоснуться к иностранцу, потрогать его волосы, провести рукой по коже, ущипнуть без тени зазрения совести, всё это в порядке вещей, для египтян. Думаю, что это связано с природным и неподдельным интересом к жизни. Масри - не повзрослевшие дети.

Вначале, подобный интерес к моей персоне меня удивлял, но со временем я перестал обращать на это внимание и стал воспринимать это как нечто должное. Вроде того, как сходить за продуктами под присмотром посторонних тысячи глаз.

Более того, наверняка, каждый раз в голове у наблюдающих за мной вертелись мысли: - "Ого! Он ещё и хлеб покупает. Значит, он ест, надо же…"

В последнее время появились те, кто называет себя open mind, т.е открытый ум, чаще всего это молодое поколение, которому интересна европейская культура, или это те, кто был в Европе. Им свойственно адаптировать Запад на масрийский манер. Иногда из этого получается забавный микс.

Хорошо ли это? Не знаю, сколько уже видел иностранцев Маср, сколько ещё увидит. Единственное, в чем я уверен на все сто процентов, что даже через сто лет, он будет таким же уникальным.

И быть может в новом календаре масри, появятся новые праздники. А там, и безудержное веселье, и танцы до упаду...
Макс РЕВЕГА

P.S. Напоследок, хочу предложить посмотреть видео с поздравлением. Это всем известное поздравление Happy Birthday, но по-египетски т.е Сана Хельва я Гамиль.
© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон