Однако, считается, что если богатый - наворовал. Бедный значит честный.
Если кто-то носит очки, то это означает, что он много читал и т.д и тому пр.
Подобные схемы восприятия реальности встречаются сплошь и рядом...
Один из механизмов рождения подобных штампов довольно простой, кто-то авторитетный с мнением которого многие считаются, пришел к своему умозаключению и поведал это миру. К сожалению, не всегда это есть истина.
К примеру, первые европейские путешественники, посетившие центральную Африку, по возвращению на Родину рассказывали всевозможные небылицы. И чего только не было в этих рассказах, будто бы в этих чужеродных для приличных европейцев странах живут невиданные существа, имеющие человеческие тела, а головы животных и птиц. И такое представление о жителях чёрного континента бытовало довольно долгое время.
Все египтяне - патриоты, они буквально фанатеют от своей страны. Однажды в одной из бесед с младшим братом Хешама Акрамом я услышал от него: «Маср – в моем сердце! Я люблю свою страну. Здесь есть все, что мне нужно. Тут моя любимая работа».
- Акрам, работа работай, а где ты любишь отдыхать?
- У себя дома.
- Ну а, где тебе больше нравится в Шарме или в Хургаде?
- Не знаю, я никогда, за пределы Эль-Обура не выезжал. Мне и тут хорошо.
Эта, простая на первый взгляд, фраза меня поразила, - сорокалетний образованный мужчина, имеющий деньги, возможность, ни разу за свою жизнь не выезжал за пределы своего района. Более того для него это было вполне нормально.
Он с удовольствием слушал мои рассказы о Херсоне и об Украине в целом, но на этом все заканчивалось. Желание покинуть насиженное место, расширить свой кругозор, увидеть не то чтобы мир, но попутешествовать по своей же стране, узнать что-то новое - отсутствовало напрочь.
Сейчас на всевозможных психологических тренингах очень модно говорить о зоне комфорта или о трех "Т", т.е тапочки, тафта и телевизор. К сожалению, люди, подобные Акраму есть не только в Египте или в Украине, они живут повсеместно. Такие граждане строят свои выводы, отталкиваясь от чужих заезженных штампов.
В этой части моего жизнеописания я хочу приоткрыть завесу над египетской ментальностью и попробовать убрать некоторые из сложившихся стереотипов.
Всё моё времяпровождение в отеле заключалось в том, что я отдыхал и любовался окрестными видами. Пейзаж впечатлял меня.
Достаточно было просто выйти из номера, пройти несколько метров и прямо передо мной был Акабский залив, за которым виднелись пески Саудовской Аравии. Казалось, что стоит приложить небольшое усилие, и можно было оказаться на том берегу. Если провести воображаемую линию вдоль берега, то по левую руку были Иордания и Израиль.
События, описанные мной в этой части происходили в конце декабря. Туристов на тот момент практически не было. А те, что были, целыми днями, пропадали, изучая близлежащие достопримечательности, заявляясь в гостиницу только лишь для того, чтобы поспать, да и то не всегда. То ли от количества свободного воздуха, а может просто потому, что не чем было заняться, я задался одним вопросом:
Кто такой типичный египтянин?
Стараясь систематизировать, все известное мне на тот момент о масри, я вывел некую формулировку. На мой взгляд, это не было пустой тратой времени, впоследствии это могло облегчить мне жизнь в этой солнечной стране.
Типичный египтянин говорит по-арабски.
Безусловно, вся многогранность арабского языка влияла на менталитет масри. Возьмем, к примеру, алфавит. В нем двадцать восемь букв, которые имеют четыре варианта написания, одиночная форма, в начале слова, в середине и в конце. Я ни в коем случае не претендую на роль учителя арабского языка, а всего лишь хочу поделиться своими знаниями в данном вопросе.
Не знаю, почему и в какой момент в Египте выработался свой диалект арабского языка аммия. В отличие от классического, литературного языка именуемого фусха, в нем есть слова употребляющиеся только в Масре.
Буква «дж» в Египте произносится, как «г», египтяне не могут произнести слова с буквой «ж». Простые слова, такие как мороженое, в египетской «версии» прозвучат довольно комично как морогенное , арабское имя Джамиль, т.е красивый египтянен, произносят как Гамиль.
Еще одну особенность египетского диалекта, для лучшего понимания можно проиллюстрировать интересным, на мой взгляд, примером. Если вы когда-нибудь будете в Каире, то, скорее всего, захотите посетить всемирно известные пирамиды. Тут на кассе на вас будет ждать сюрприз. Цена билета для европейских туристов несколько завышена, нежели для арабов, но и этим всё не ограничивается. С арабов не египтян возьмут меньшую цену, ну а местные смогут пройти за сущие копейки.
Бывали случаи, когда арабы из других стран выдавали себя за масри, чтобы пройти дешевле, но их быстро вычисляли. Опять же это было связано с произношением.
Типичный египтянин – смуглый и темноволосый.
Согласитесь, что среднестатистический европейский человек представляет себе жителя Египта смуглым и темноволосым, но это правда только лишь наполовину. В данном представлении есть часть истины, но всё же...
У египтян есть одна особенность, на протяжении всей истории они прекрасно уживались со своими завоевателями. Нет, конечно, они не были безропотными рабами, и иногда вспыхивали восстания, но чаще все проходило мирно.
Находясь под властью фараонов, греков, римлян, арабов, мамелюков, французов, англичан, османцев весь этот интернациональный микс выработал свой неповторимый колорит, выражавшийся во всём, в том числе и во внешнем виде.
Гены всех, кто в разное время был на данной территории, порой проявлялись через много поколений. Мне встречались египтяне с чисто европейскими чертами лица.
Местные, повстречав того кто выделяется от них, любят донимать вопросами: кто были их родители? Удостоверившись, что перед ними соплеменники, вопрошавшие начинают сиять от радости.
Что касается различия во внешности между коптами и мусульманами, то они настолько мизерны, что порой сами египтяне путаются в этом вопросе.
Типичный египтянин – религиозен.
Неважно будь то копт или мусульманин - все важные события в жизни происходят при соприкосновении с религией.
Арабы, пришедшие в христианский Египет, в седьмом веке нашей эры принесли свои законы, которые смешались с местными традициями.
Набожность в Египте чувствуется практически везде, даже в небольших лавочках можно увидеть либо изречения из Корана, либо что-то имеющие отношение к христианству.
Однако, есть и те кто хочет уж сильно показать свою религиозность. Некоторые из мусульман рисуют на лбу чернилами след, который они якобы получили в процессе молитвы.
Особенно это будет заметно после священного месяца Рамадан, когда днем нельзя употреблять пищу и пить воду, заниматься сексом, все это время посвящено молитвам и единению с духовным.
Чтобы читателю стало понятно, как горе-святоши могут получить след на лбу опишу вкратце, не вдаваясь в детали процесс намаза. Совершают его пять раз в день. Все позы, движения и молитвенные формулы следуют друг за другом в строго определенном порядке.
После произнесения определенных сур из Корана совершаются поклоны, конечный из которых земной, при нем происходит касание носом и лбом молитвенного коврика.
Один из моих друзей, делающий намаз на протяжение двадцати пяти лет любил шутить, он показывал свой лоб и говорил: - «видишь, тут ничего нет, хотя у кого-то все появляется за месяц».
Знакомый копт, решивший жениться на украинке, перед тем как прилетел к своей невесте, получил благословение от священника.
У каждого копта есть татуировка в виде креста, это символ того, что в любой момент, он готов умереть за свою веру.
Типичный египтянин – суеверен.
Несмотря на строгость Ислама, в Египте присутствует мистика. Есть один способ для борьбы с несчастьями, о нём мне поведал один христианин, правда не знаю есть ли, что подобное у мусульман.
Итак, если кого-нибудь постигла череда неудач, то страдалец должен вывернуть свою одежду наизнанку и надеть её, с обувью происходит тоже самое, т.е правая одевается на левую ногу и наоборот.
Кстати, выходцы из южного Египта - нубийцы, не брезгуют заниматься черной магией.
Типичный египтянин – хитер.
После акабской истории, о которой я писал в одной из предыдущих глав, мое мнение о Хешаме только улучшилось, вскоре мне представилась возможность, увидеть насколько он может быть хитрым.
Одна из моих русских знакомых, живущая в Хургаде, пожаловалась на своего мужа из местных, мол, постоянно создает ей проблемы, да и вообще она хочет с ним разойтись, но боится его, все-таки она не гражданка Египта.
Обратившись к Хешаму за советом, я не ожидал, что он вообще примется за это дело, но казалось, что ему это только в радость. Как и в случае с Даудом, он позвонил горе – супругу:
- Ас-саляму Алейкум?
....
- Меня зовут Хешам Зайтун, скажи, зачем ты плохо обращаешься со своей женой? Это харам.
...
В этот раз я не старался вникнуть в разговор. Хешам минут десять читал лекцию о семейной жизни, судя по тишине с той стороны трубки, скорее всего там задумались. Эпилогом этого диалога стало то, что Хешам пригласил одумавшегося супруга к себе в гости.
Честно, я не ожидал такого поворота, когда мой друг положил трубку, я спросил: - «как все прошло»?
- Очень хорошо, меня этот мужчина пригласил в Хургаду, а я его позвал к себе.
- И ты поедешь?
- Зачем мне ехать в Хургаду? Когда он приедет в Каир, я сдам его в полицию на месте.
Насколько мне известно, после этого разговора проблем поубавилось, по крайней мере, моя знакомая больше помощи у меня просила.
Типичный египтянин – бесстрашен.
У масри есть один интересный обычай, присущий только египтянам. Младенца кладут на ковер, либо в кастрюлю, а дальше все присутствующие начинают кричать, бить посуду, в общем, создавать как можно больше шума. Считается, что это делает человека бесстрашным. Ну не знаю как страх, но психику это отбивает точно.
Типичный египтянин – трудолюбив.
Я часто видел сидящих вдоль дороги мужчин с инструментами ожидающих, что какой-нибудь бэша приедет и возьмет их на работу. "Посиделки" могли тянуться неделями.
В этом месте я хочу остановиться и выделить один из народов, живущих в Египте.
О бедуинах.
Бедуины, живут на территории северной Африки и Ближнего Востока. Живущие без документов они свободно перемещаются по пустыне, пересекая границы стран, лежащих у них на пути. У них свои законы, которые могут расходиться с законодательством Египта.
Многие египтяне называют их те, кто продают гашиш.
Как-то в Каире мне пришлось наблюдать за одной интересной картиной. В международный выставочный центр вошел грязно-одетый мужчина, за которым засеменили солидно одетые охранники. Подойдя к стенду с новыми джипами, мужчина достал из своей замусоленной сумки деньги и купил все машины, стоящие перед ним.
Как оказалось, это был один из бедуинских шейхов. У руководителей бедуинского клана дети могут учиться в Европе. Не знаю насколько это правда, быть может, это одна из тысячи восточных сказок, но все же, чтобы проложить дорогу через пустыню, президент Египта Хосни Мубарак договаривался с бедуинами.
У моего знакомого пропала машина, через некоторое время ему позвонил бедуин и сказал: - «твоя машина находится в пустыне».
Я спросил его: - «когда ты поедешь её забирать?»
- Я не пойду, пустыня место бедуинов, являться туда без приглашения может быть проблемно для меня. Бедуин сказал, что она в пустыне, но это не приглашение.
В районе северного Синая под землей есть огромные тоннели, ведущие в Палестину. По ним переправляют машины, оружие, продукты питания.
Это не полный список моих размышлений о типичности египтян, но главное, что я понял, – типичный это нечто собирательное. Ведь, кто такие типичные украинцы? Это такой же коктейль, в котором есть многое из вышеперечисленного мной.
Проведя параллели между этими двумя, на первый взгляд, не похожими между собою мирами востока и запада можно попробовать сломать сложившиеся стереотипы и увидеть, что никто не носит звериные головы на своих плечах.
Макс РЕВЕГА
P.S. Рекомендую клип молодой арабской исполнительницы Хайфы. Думаю, что её работа может дополнить написанное мной в этой части.
Читайте также:
Херсонский журналист про "Искусство жить в Египте"
Искусство жить в Египте. Часть вторая
Искусство жить в Египте. Часть третья
Искусство жить в Египте. Часть четвёртая
Искусство жить в Египте. Часть пятая