Юрий Анисимов

Член НСЖУ, Заслуженный журналист Украины

Украина имеет все шансы стать "европейской Канадой"

Украина имеет все шансы стать "европейской Канадой"
Эта фантастическая идея, как правило, вызывает ироничную улыбку у многих людей, которым хорошо известно, что Канада и Украина отличаются друг от друга не только размерами территории и количеством населения, но, в первую очередь, экономическими показателями и уровнем жизни населения. И последние два убедительно свидетельствуют о том, что многострадальная Украина не идёт ни в какое сравнение с благополучной Канадой.

В отличие от нашей страны Канада промышленно-технологически развитое государство, Её многоотраслевая экономика базируется на богатых природных ресурсах и торговле, прежде всего в с Соединёнными Штатами, с которыми она тесно сотрудничает со времён основания Конфедерации.

Тем не менее, как ни парадоксально, но у Канады и Украины, казалось бы, совершенно не похожих стран, есть немало общего.

В первую очередь то, что каждая граничит с масштабной ракетно-ядерной державой с «имперскими амбициями» и естественно, зависит от её руководства и необъятного рынка сбыта.

Есть и другие схожие показатели. Как в Соединённых Штатах Америки, так и в Российской Федерации, находится «на заработках» немалая часть канадцев и украинцев. И у нас, и у них имеются языковые проблемы, правда, решаемые по-разному.

Безусловно, США являются самой влиятельной державой в мире.

Но для многолетнего американо-канадского сотрудничества это не имеет особого значения. И в настоящее время многие страны мира воспринимают отношения между ними, как образец для подражания, своеобразный эталон, вызывающий уважение.

Канада и США имеют самую протяжённую не охраняемую государственную границу в мире, но они никогда не вводили визового режима или каких-либо иных пропускных ограничений. Простота пересечения канадско-американской границы, без предъявления документов, позволяет ежедневно перемещаться в обе стороны трёмстам тысячам человек, что имеет первостепенное значение для развития экономик обеих стран.

Экономическое сотрудничество находит своё отражение в значительных объемах двусторонней торговли, товарооборот которой составляет около 1,6 миллиарда долларов в день. Для сравнения: внешнеторговый оборот между Россией и Украиной за 2019 год составил 11,5 миллиарда долларов. При этом за последнее время Украина сократила импорт российской продукции более, чем на 30%, а поставки украинских товаров в Россию снизились на 11,5%.

Интеграция экономики Канады её могущественного соседа усилилась после 1940 года, но кульминационным моментом в её развитии стало Североамериканское соглашение о свободной торговле 1994 года, которое устранило все таможенные и паспортные барьеры. Оно простимулировало свободное движение товаров и услуг между соседними странами.
В результате тесное взаимовыгодное сотрудничество между Канадой и США во всех сферах деятельности в настоящее время носит масштабный, всеобъемлющий характер.

При этом канадцы давно поняли, что они с американцами находятся в «разных весовых категориях» и никогда не смогут претендовать на первенство в отношениях с таким могучим соседом.

У них нет никаких территориальных претензий к соседу, в то время, когда некоторые наши сограждане заявляют о несбыточных претензиях на Кубань или требуют переименования России в «Московию».

Их не раздражает «имперская политика» Вашингтона. Им важнее то, что сегодня Канада импортирует из США больше товаров, чем со всех стран Европейского Союза вместе взятых. А почти 86% канадского экспорта направляется ежегодно на американский рынок. Немалую выгоду обеим странам принесло и создание единой интегрированной энергосистемы.

К сожалению, о подобных взаимоотношениях между Украиной и Россией можно только мечтать, хотя в советское время они были реальными и взаимовыгодными. Сегодня их, фактически, нет.

В какой-то степени, это можно объяснить многими причинами объективного характера и полностью переложить вину на Кремль. Но возникает вопрос, почему тогда сохранились нормальные отношения между россиянами и казахами, не имеющими никакого отношения к славянам. Кстати, между ними также довольно протяжённая граница.

Намного ближе к канадско-американским и российско - белорусские отношения. При всём сложном характере президента Лукашенко и его нередких «наездах» на Москву, даже в условиях нынешних массовых беспорядков, обе страны сотрудничают весьма успешно.

Этим Белоруссия существенно отличается от своих ближайших соседей - небольших прибалтийских стран, которые, практически, как и Украина, стали на путь конфронтации с Россией, культивируя русофобию.

О том, что Литва, Латвия и Эстония потеряли от такой политики очень многое, там сегодня предпочитают не задумываться. Хотя всем известно, что при советском режиме у них была создана довольно приличная промышленность, ныне, как и у нас, бесповоротно развалившаяся.

Более дальновидными оказались руководители Армении, Киргизии, Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана, которые предпочли не враждовать с Москвой, Для них хорошие отношения с Россией намного выгоднее, чем мифические «блага», предлагаемые Западом.

Украина же пошла иным путём. Она пережила «оранжевую революцию», новый майдан, свержение Януковича, провал команды Президента Петра Порошенко, ставшей на путь конфронтации с Россией, но положительных результатов так и не добилась. Более того, ситуация в стране только продолжает ухудшаться.

Вне всяких сомнений, Москва тоже внесла свой вклад в ухудшение отношений с Киевом. Трагические события в Крыму и Донбассе серьёзно усилили в нашей стране антироссийские настроения. Но это вовсе не значит, что нужно продолжать политику «крайних мер и ненависти», чтобы «оторваться от России, как можно дальше, забыть прошлое, бездумно выкорчёвывая всё советско-российское (и плохое , и хорошее) во имя несбыточного желания любыми путями попасть в «сказочный» мир Европейского Союза.

Такая политика в стране, в которой удельный вес этнических русских и русскоязычных весьма значителен, чревата непредсказуемыми последствиями. Не имеет смысла скрывать тот факт, что в нашей стране часть населения испытывает дискомфорт из-за разрыва многолетних связей с Россией и, в первую очередь, экономических.
К тому же, при всём желании, некоторые контакты с Российской Федерацией мы не можем разорвать без ущерба для собственных интересов.

Например: Россия до сих пор остается крупнейшим поставщиком ядерного топлива в Украину. И все давно поняли, что из-за плохих отношений с Москвой у нас появились серьёзные проблемы, связанные с производством самолётов, кораблей, ракет, танков, оружия и многих других товаров. А потеря необъятного российского рынка окончательно добивает нашу экономику.
Сложилась абсурдная ситуация, когда война между Украиной и Россией ведётся, но дипломатические отношения не разорваны, торговля не прекращается, транзит газа в Европу не остановлен, границы не закрыты. Таких «странных» войн в мировой истории, пожалуй, ещё не было.
Несколько слов ещё об одном любопытном обстоятельстве, которое в какой-то мере «роднит» наши страны: Украина по суше отделяет Россию от аннексированного Крыма, как и Канада отделяет от США её штат Аляску.

Конечно, сравнивать оба полуострова, некорректно. Аляска значительно больше по территории (1 717 854 км² против 26 860 км²), Крым же превосходит её почти в три с половиной раза по количеству населения (2, 3 млн. человек против 730 тысяч).

Но, по стечению обстоятельств, оба региона исторически завязаны на Россию. Первый ею был отвоёван у Османской империи и присоединён в 1783 году, а в 1954 году передан Украине. Второй открыт в 1732 году российскими мореплавателями и продан по дешёвке США в 1867 году за 7, 2 млн. долларов.

Если гипотетически предположить, а что какой-то американский президент мог передать (или продать) Аляску Канаде, руководствуясь целесообразностью (общая граница, упрощение управления и прочие удобства), а затем, другой президент, используя своё военное превосходство, решил бы её отобрать, ссылаясь на пожелания местного населения, то канадцы, однозначно, могли оказаться в ситуации, аналогичной для украинцев. И непонятно, чем бы закончилось такое противостояние.

И ещё об одном очень важном моменте. Было бы ошибочно идеализировать канадско-американские отношения. Здесь есть немало своих «подводных камней». Американское политическое и экономическое превосходство теоретически не исключает поглощение Канады Соединенными Штатами. Поэтому аналогичная угроза подобного «поглощения» Украины Россией небеспочвенна. Правда, канадцы уверены, что США никогда не посягнут на их независимость, по крайней мере, в обозримом будущем.

Для обеих стран более важное значение имеет тесное сотрудничество во всех областях, начиная от органов безопасности до охраны окружающей среды. Министерство обороны США имеет больше обязательств и договорённостей с Канадой, чем с любой другой страной мира.

Совместный Постоянный Совет по оборонной политике позволяет странам проводить регулярные консультации по двусторонним вопросам обороны.
Тем не менее, Канаде приходится, зачастую, идти на существенные уступки американцам. В частности, во внешней политике. Всем памятны факты, когда под давлением Вашингтона Оттава приняла участие в операции по расчленению Югославии.
Впрочем, надо отдать должное канадцам, которые иногда осмеливаются «показывать зубы» своему могущественному соседу. Так, например, они не поддержали США в войне против Ирака и не отправили туда свои войска.

Безусловно, слепо копировать канадско-американские отношения бессмысленно, так как Россия и Украина существенно отличается от заокеанской пары.

Канада никогда не была в составе США и её граждане не считают себя «младшими братьями» американцев. В отношениях со своим могущественным соседом им приходится сохранять максимальную выдержку. И у них нет «комплекса неполноценности», характерного для Украины, которой длительное время управляли из Москвы.

Канадцев нельзя обвинить в отсутствии патриотизма. Большинство из них считает себя именно канадцами, но никак не американцами. И это в условиях, когда в США и Канаде население, в основном, общается на одном (английском) языке, читает одни и те же газеты и книги, смотрит одни и те же фильмы. А удельный вес американских газет, журналов, книг и фильмов в Канаде довольно высокий. Он составляет свыше 80% и это несмотря на то, что там действуют ограничения на долю иностранной собственности в этой сфере и созданы государственные фонды в поддержку канадской культуры.

И ещё один немаловажный момент. Если фактически, двуязычная Украина официально является одноязычной, то в Канаде с 1969 года по Закону об официальных языках английский и французский языки имеют равноправный статус в парламенте, в федеральном суде и государственных учреждениях. Премьер-министр Канады по традиции выступает с речами в парламенте и на общественных мероприятиях частью по-английски, частью по-французски.

Все канадские федеральные служащие, обслуживающие население, в учреждениях и по телефону, обязаны уметь объясняться и по-английски, и по-французски. Вся федеральная литература, от налоговых деклараций до брошюр и отчётов, издаётся на двух языках, как когда-то было в советской Украине. И это несмотря на то, что английский язык является родным для большей части населения ( 57,8 %), а французский — для 22,1 %. К слову, эти цифры довольно близки для сравнения между украинским и русским языками в нашей стране. К сожаления, для наших ведущих политиков это не имеет никакого значения.

Любопытно, что на северо-западных территориях Канады ряд местных языков признаны официальными . В частности, на крайнем севере, родным языком для большинства населения (инуитов) является диалект эскимосского языка, один из трёх официальных языков этой территории.

Изучение опыта канадско-американского сотрудничества и решения языковой проблемы для нашего руководства, политиков и рядовых граждан Украины, представляет немалый интерес и крайне полезен.

Нам явно не хватает канадской прагматичности, сдержанности и умения находить выгоду для своих граждан, в условиях, несопоставимости Украины и России по многим параметрам. Канадцы это хорошо осознали и не пытаются претендовать на лидерскую роль в отношениях с Вашингтоном, но ущемлять свои национальные интересы они не позволяют.

И тут есть чему поучиться всем нам, потому что, при любом стечении обстоятельств, без существенного улучшения отношений в самом ближайшем будущем, с нашим масштабным и довольно не простым соседом, перспективы страны весьма туманны. Бесконечная война, несомненно, доставит ему немало проблем, но для нас она, даже при полной поддержке Запада, может закончиться, однозначно, катастрофой.

Юрий АНИСИМОВ
© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон