Юрий Анисимов

Член НСЖУ, Заслуженный журналист Украины

На Херсонщине и в Крыму ещё надеются на Зеленского

На Херсонщине и в Крыму ещё надеются на Зеленского
В том числе, 83,02% херсонцев, проголосовавших за Владимира Зеленского, ещё продолжают надеяться, что, рано или поздно, новая власть всё-таки начнёт исправлять ошибки, допущенные Петром Порошенко, получившим в области всего 15,05% ...

Естественно, после такого триумфа все были уверены, что в стране начнутся крутые перемены. Но... произошло что-то непонятное. Победители почему-то не стали торопиться менять политический курс поверженного Петра Порошенко, не начали исправлять его ошибки.

Одной них, довольно болезненной для Херсонщины, стала изоляционная политика по отношению к населению Крыма, потерянного не без помощи высшего руководства Украины в. 2014 году (хочется верить, что временно).

Многих несколько озадачило, когда Владимир Зеленский, уже в первые дни своего правления заявил о твёрдом намерении вернуть Крым. Саму по себе эту решительность можно только приветствовать, но, возникает резонный вопрос, а каким образом это удастся сделать, если продолжать следовать порошенковским курсом? Это далеко не так просто, как кажется.

Ведь придётся приложить немало усилий, чтобы, для начала, хотя бы попытаться вернуть к Украине, если не любовь крымчан, то хотя бы уважительное отношение. А как можно добиться их доверия, не установив нормальные отношения с населением полуострова, которое в своём большинстве проигнорировало все международные нормы, по которым Крым является частью Украины.

В 2014 году украинские власти, возмущённые «чёрной неблагодарностью» крымчан, избрали явно ошибочную тактику по их изоляции. В Киеве посчитали, что это их быстро «отрезвит», они раскаются и сами попросятся обратно.

Безусловно, когда закрылась граница, прекратилась торговля, остановилось железнодорожное, авиационное и морское сообщение, когда было «вырублено» электроснабжение, перекрыт Северо-Крымский канал, когда прекратился поток отдыхающих и Запад ввёл жёсткие санкции, многие посчитали, что население Крыма долго не продержится.

Однако, при этом не были учтены два немаловажных фактора: готовность проживающих там русских и русскоязычных украинцев, напуганных майданом, идти на любые жертвы, чтобы оказаться под юрисдикцией Москвы, и то, что Россия, с её огромными возможностями, в состоянии оперативно решать большинство возникших проблем. Это подтвердило дальнейшее развитие событий и детальный анализ последствий изоляционной политики Киева.

Как выяснилось довольно скоро, от прекращения торговых отношений, не в меньшей степени, пострадала и Украина, особенно, наша Херсонская область, для которой полуостров был идеальным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции. Уже в первый период блокады в нашей области сгнили тысячи тонн овощей, фруктов и ягод, что составило в денежном выражении огромные суммы.

Естественно, пострадали и крымчане. Цены на эту продукцию у них круто поползли вверх. Но, как известно, «свято место пусто не бывает» и довольно скоро здесь появилась сельхозпродукция из Краснодарского и Ставропольского краёв, моментально использовавших ситуацию в свою пользу. Даже из далёкой Беларуси стали привозить картофель.

Конечно, приходилось простаивать в очередях на Керченской переправе, но с вводом в эксплуатацию Крымского моста всё нормализовалось. И перебои с поставками сельскохозяйственной продукции на полуостров прекратились. А наши аграрии крымский рынок потеряли.

Следующим ударом для крымчан стало прекращение подачи электроэнергии. В ноябре 2015 года радикалами были взорваны опоры линий электропередач в направлении Крыма. Подобный факт для цивилизованного мира – нонсенс. Европейцам трудно понять, как можно оставить без света больницы, родильные дома, детские садики, школы, пенсионеров, больных и сотни тысяч, ни в чём не повинных людей целого региона, к тому же граждан Украины.

А вот Москве это «пошло только в плюс» и она успешно продемонстрировала свою оперативность. Первая нитка энергомоста была запущена уже 2 декабря 2015 года, вторая нитка ещё через две недели, что позволило подключить энергосистему Крыма к ЕЭС. Из разных городов России самолётами были доставлены дополнительные мобильные ГТЭС, силовые модули и трансформаторы, что позволило обеспечить выработку 70 % всей электроэнергии Крыма. И это был провал энергоблокады. Окончательно решить энергетическую проблему удалось в марте 2019 года, когда были введены современные Балаклавская и Таврическая ТЭС суммарной мощностью 940 МВт.

Не принесла дивидендов Украине и транспортная блокада Крыма. Раньше все поезда направлялись в Крым только через Украину. В декабре 2014 года Совет национальной безопасности и обороны страны ввел запрет на осуществление регулярных пассажирских перевозок на полуостров авиационным и железнодорожным транспортом. И люди стали испытывать множество неудобств, но посещать Россию так и не перестали. Как ранее летали самолётами, так и продолжают летать, но... через Минск, Кишинёв и другие города, которые крайне «признательны» Киеву за весомую «финансовую поддержку».

Появилась проблема с рейсами в большинство азиатских стран – на этом направлении резко выросли цены на авиабилеты. Это связано с увеличением продолжительности рейсов и огромным расходом топлива. Лететь приходится намного дольше, но другого выхода нет. «Необъятную» Россию, по воле Киева, приходится облетать

Существенно пострадали от транспортной блокады и украинские железнодорожники. Сегодня наши железные дороги, «изношены почти полностью, если не уничтожены окончательно», как недавно признался Премьер-министр страны Алексей Гончарук. Для их восстановления необходимы огромные средства, которых, практически, нет. А тут ещё радикалы требуют полностью прекратить сообщение с Россией, что сделает ситуацию совсем безнадёжной.

Дело в том, что по итогам первого полугодия 2019 года самым прибыльным направлением украинских железных дорог стал маршрут... Киев – Москва, который принёс компании «Укрзализныця» доход в 117,7 млн. гривен (более 4,5 млн. долларов). Это больше прибыли, чем пять самых доходных внутренних направлений. Среди других прибыльных направлений остаются поезда: Одесса-Москва Львов-Москва, Кривой Рог - Москва, Днепр-Москва. Но и они в любой момент могут быть отменены.

Стала очевидной и необходимость возобновления железнодорожного сообщения с Крымом через Перекоп и Чонгар. Как показывает объективная статистика, процент украинских туристов, посещающих Крым, из года в год растет, несмотря ни на что. Только в этом году полуостров уже посетило около двух миллионов наших граждан. А добираться до курортов Крыма и по времени долго и «по карману» дорого. Так что запрет надо отменять, не ожидая возвращения полуострова.

Серьезный вред Крыму нанесла водная блокада, когда Украина в апреле 2014 года, вопреки всем понятиям о гуманизме, перекрыла Северо-Крымский канал, который строил весь Советский Союз. По нему полуостров получал из Днепра до 85% воды. В наших средствах массовой информации откровенно злорадствуют от того, что без днепровской воды в Крыму, действительно, стало очень плохо. Больше всего пострадали север и восток полуострова, где из-за нехватки воды вырос уровень ее минерализации. В некоторых районах вода и вовсе стала непригодной для питья.

Естественно, крымские власти пытались и пытаются предпринимать различные меры по обеспечению населения водой. За счёт пробуренных скважин был повышен забор артезианской воды, стали использовать опресненную воду из моря, поддерживают уровень воды в водохранилищах. И всё же объемы воды для сельского хозяйства пришлось существенно сократить. Фермеры, выращивающие рис и бахчевые, были вынуждены переориентироваться на более засухоустойчивые культуры.

Большие потери понесло животноводство. По данным специалистов ущерб для сельхозпроизводителей от разрушения оросительной системы составляет 14 млрд. рублей ежегодно. В Киеве же считают, что «жалеть сепаратистов» нельзя и не задумываются о том, что на восстановление канала придётся потратить баснословные средства.

Вне всякого сомнения, критическая ситуация с водоснабжением вынуждает и Москву, и Симферополь постоянно взывать к мировому сообществу и различным международным организациям с просьбой оказать давление на Киев, чтобы заставить его вернуть днепровскую воду на полуостров. И это не добавляет авторитета нашей стране.

Напрашивается крамольный вопрос: а нужно ли было всеми силами пытаться загнать Крым в каменный век, оставляя без продовольствия, газа, электроэнергии и воды, только для того, чтобы вернуть его под свой контроль? Разве нельзя было действовать более цивилизованными методами?

Ведь крымчане не скоро забудут о своих страданиях и мучениях. Они очень внимательно следят за тем, что происходит в Украине и понимают, что после возвращения их, однозначно, ожидают новые испытания. Им придётся участвовать в военных действиях на Донбассе, столкнуться с непривычными для них законами о языке, «деруссификации», «десоветизации», изменить отношение к истории и России. К тому же, неизвестно, амнистируют ли тех, кто нарушил законодательство Украины. А таких наберётся там довольно много.

Так что, уже сейчас надо серьёзно поразмышлять над тем, как «распутывать этот клубок» проблем и, конечно, чётко определиться, что мы предложим Крыму после его возвращения. При этом надо учитывать, что в настоящее время на полуострове проживает более 2 млн. 300 тысяч человек, из которых 1млн. 700 тысяч - этнические русские, 350 тысяч русскоязычных украинцев и 230 тысяч крымских татар, не владеющих украинским языком. И перевоспитать, их будет очень непросто...

Юрий АНИСИМОВ
Заслуженный журналист Украины

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів