Юрий Анисимов

Член НСЖУ, Заслуженный журналист Украины

Почему у нас не принято советоваться с людьми?

Почему у нас не принято советоваться с людьми?
В любом демократическом государстве мнение большинства людей является приоритетным. По крайней мере, власть с ним считается и его уважает.

Неслучайно в ряде стран Западной Европы нередко, по самым разным поводам, проводятся всевозможные референдумы и опросы общественного мнения (к примеру, регулярные референдумы в Швейцарии или совсем недавние референдумы в Шотландии и Нидерландах).

Как правило, они носят рекомендательный характер, и последнее слово всё-таки остаётся за властными структурами, которые, тем не менее, «побаиваются» игнорировать пожелания людей.

В нашей стране, считающейся тоже демократической, к сожалению, ничего подобного нет. Мы, практически, никогда не проводили референдумы - ни на уровне района, города, области или даже всей страны.

Хотя это совсем не помешало бы руководству поинтересоваться у населения о его отношении к вступлению или не вступлению в НАТО, к нашей истории, к переименованиям тех или иных населённых пунктов, к символике, к ликвидации некоторых памятников или другим проблемным вопросам, а затем, уже, опираясь на большинство мнений, принимать соответствующие решения.

Недавно в интернете появился небольшой материал, в котором преподаватель ХНТУ профессор Иван Лопушинский, в прошлом председатель Суворовского районного совета, негативно отозвался о мемориальном комплексе «Вечный огонь на Аллее Славы» в Херсоне. Мотивируя тем, что теперь на Донбассе идут военные действия, погибло 10 тысяч человек и поэтому всё, что связано с немецким вторжением в годы той войны, подлежит забвению.

При этом многие так и не поняли, какое отношение мемориал, посвященный погибшим воинам — освободителям, имеет к событиям на Востоке, и, причём тут путинское руководство.

Конечно, каждый человек, в демократическом обществе, имеет право на собственное мнение. Тем более, известный в городе профессор, которого горожане ещё помнят, и как авторитетного партийно-советско-комсомольского руководителя районного масштаба.

Какая-то часть горожан, наверняка, его поддержит, но составит ли эта часть большинство населения областного центра - вызывает определённые сомнения.

Их развеять поможет только общественный опрос среди херсонцев, который целесообразно провести по этому поводу и затем, уже с учётом мнения большинства, предоставить местной власти право поступить с мемориалом, как ей заблагорассудится. Именно так поступают в цивилизованном обществе.

С этим предложением, в какой-то мере, перекликается ещё одна проблема, поднятая недавно киевскими чиновниками, предложившими сократить количество выходных дней в стране за счёт некоторых праздников, которые, вроде бы, и не совсем праздники.

Пока в нашей стране, как и в некоторых постсоветских странах,1 и 2 мая, увязанные с Днём международной солидарности трудящихся, а также 9 мая, как День победы над нацизмом во Второй мировой войне, официально остаются выходными днями.

Так было довольно долго, и многие люди привыкли использовать эти весенние дни как повод выйти на улицы, пообщаться друг с другом, помянуть ушедших родных и близких, выехать на природу, отдохнуть, поработать на даче или огороде. И это стало традицией.

Не считаясь с этим, руководитель Института национальной памяти Владимир Вятрович сообщил о разработке законопроекта, согласно которому предполагается значительно уменьшить в стране количество выходных и праздничных дней, превратив их в рабочие. В частности, речь идёт о 2 и 9 мая.

При этом, как обычно, мнением населения никто из авторов законопроекта не посчитал нужным поинтересоваться. Они же сами решили, что это «новшество» положительно повлияет на экономику, понизит напряжение в стране и предотвратит всевозможные провокации во время этих праздников.

Не берусь отвечать за всю Украину, но на Херсонщине, сторонников этой идеи встретить мне пока не довелось. Нет, они, конечно, есть, но крайне сомнительно, чтобы их было очень много...

Подтверждением этому является недавнее празднование Дня Победы в Херсоне, а также масштабные акции «Бессмертный полк», которые прошли в некоторых городах Украины. И это очень удивило не только херсонцев.

Если в прошлом году, несмотря на круглую юбилейную дату, эти мероприятия и у нас, и в стране, были более чем скромные, то в этом году они превзошли все ожидания. Особенно там, где состоялись акции «Бессмертный полк», которые действующая власть воспринимает, как копирование российских акций, патронируемых Путиным.

Но если на юго-востоке это еще было как-то ожидаемо (хотя и не в таких масштабах), то двухтысячный марш Бессмертного полка от станции метро "Арсенальная" до парка Славы в столице ошеломил даже самих организаторов, которые за день до акции признавались, что рассчитывали, максимум, на 400-500 человек.

И это не бравада, если учесть серьезное давление на население со стороны официальных СМИ, которые убеждали в том, что 9 мая - это вообще непонятно какой праздник, и нужно праздновать только 8 мая, прикрепив «красные маки». Да и радикальные активисты, не привыкшие особенно с кем-либо церемониться, пригрозили «смельчакам», собиравшимся нацепить георгиевские ленточки, расправиться с ними, как с «агентами Москвы».

Впрочем, законопослушные херсонцы проявили благоразумие и отказались от старой советской символики, а вот в некоторых других регионах без инцидентов не обошлось...

Политологи страны до сих пор пытаются разобраться, чем вызван этот неожиданный всплеск активности значительной части общества. В частности, известный политолог Кость Бондаренко попытался объяснить его усталостью людей от сегодняшней жизни: «Если повышаются цены и коммуналка, люди затягивают пояса потуже и пытаются это пережить молча. А вот когда им запрещают считать героями своих предков, тут срабатывает желание противостоять этому давлению.

Вся эта, так называемая, декоммунизация, которую очень грубо проводит действующая власть, все попытки отвергнуть историческое прошлое будут вызывать сопротивление у той части народа, для которых эти символы дороги. Поэтому чем больше власть будет давить на людей и клеймить День Победы, как совковый праздник, тем больше люди будут этому сопротивляться».

Можно соглашаться или не соглашаться с этим политологом, можно считать его необъективным и даже обвинить в «отсутствии патриотизма», но трудно оспорить тот факт, что отношение немалого числа людей к власти за минувший год стало ещё более негативным и, как, ни парадоксально, не только в связи с ростом цен и низким уровнем жизни.

Вероятнее всего, на многих людей продолжает сказываться их продолжительная жизнь в советское время, когда они привыкли к старой символике. Им нелегко, преодолеть этот «психологический барьер» и, в «пожарном порядке», немедленно заменить георгиевские ленточки на «красные маки». Тут необходима предварительная подготовка.

Без кропотливой разъяснительно-воспитательной работы сложно рассчитывать на положительные результаты. Маловероятно, что такая «сверхпоспешная» кампания по «выкорчёвыванию» советской символики и не всегда продуманные переименования, без поддержки большинства населения, сплотят наше общество.

Хотя, по сути, в стране немало людей, которые понимают целесообразность мер, предпринимаемых нынешними властными структурами. Нечто подобное делается во многих странах мира, но... без ненужной суеты.

В нашей же стране, в сложившейся неблагоприятной ситуации, проводить такие грандиозные преобразования следовало бы крайне осмотрительно, опираясь, в обязательном порядке, на поддержку подавляющего большинства населения. При этом, крайне важно, ориентироваться на опыт цивилизованных стран мира. И, конечно, без учёта позиции руководителей отдельных государств восточной Европы, «ослеплённых» русофобией.

Там «декоммунизация» приобрела довольно уродливые формы, когда даже начали уничтожать памятники советским воинам и осквернять их могилы. Им бы, как и нам, не помешало перенять опыт «старой» западной Европы, где нет такой откровенно выраженной антироссийской направленности.

Именно в этих странах, несмотря на их жёсткую реакцию на действия нынешнего российского руководства и принятые санкции, нет ярко выраженной ненависти к России, её символике и политическим деятелям.

Во Франции, например, никого не раздражает Сталинградская площадь и мост царя Александра Третьего в Париже. В Лондоне неподалеку на площади Percy Circus можно увидеть дом, на котором установлена мемориальная ленинская доска и рядом на площади Clerkenwell Green находится старое серое здание мемориальной библиотеки Маркса.

Никто не возмущается монументальными памятниками советским воинам в Берлине. Аналогичные примеры можно привести и по Италии, Австрии, Венгрии, Чехии, Швейцарии. Но особенно удивляет Финляндия, больше всех пострадавшая от российской агрессии и потерявшая значительную часть своих исконных земель. И, тем не менее, здесь никто и никогда не посягал ни на памятники «Красным финнам», участникам кровавой гражданской войны, ни на памятные места, связанные с именем Ленина и на его музеи.

Но, пожалуй, самое непостижимое для сознания всех недоброжелателей России то, что финны до сих пор не потребовали снести монументальный помпезный бронзовый памятник императору Александру Второму, установленному в самом центре Хельсинки на Сенатской площади. А ведь именно при его предшественнике царе Александре Первом в 1809 году Финляндия стала частью Российской империи и пребывала в её составе более ста лет...

Юрий АНИСИМОВ
Заслуженный журналист Украины

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон