Почему невыгодно поддерживать сепаратизм?
Вместе с тем, за последнее время экономическая ситуация в стране, соседство с «мятежным» Крымом и война на Донбассе привели к тому, что и у нас появились отдельные люди, сочувствующие сепаратистам. Как правило, это те, кто поддерживает связи с Крымом, Донбассом, Приднестровьем, а также побывавшие за рубежом, в частности, в странах, где, относительно, сильны позиции сепаратистов - в Англии, Испании, Франции, Бельгии.
Вполне понятно, что открыто свою точку зрения они предпочитают не озвучивать, но на кухнях и в приватных беседах эта тема, однозначно, муссируется.
Не учитывать подобные факты, в условиях материального неблагополучия значительной части населения, по меньшей мере, недальновидно. В сложившейся ситуации без систематической целенаправленной воспитательно-профилактической работы с населением, властным структурам, практически, не обойтись.. При этом, желательно, без ужесточения репрессий против потенциальных сепаратистов. Людей можно и нужно убеждать, что поддерживать сепаратизм в любом его проявлении невыгодно ни региону, ни стране в целом.
Сепаратизм в разных формах имеет место во многих странах мира, но, в большинстве из них находят формы и методы цивилизованной борьбы с ним. Но когда руководство той или иной страны начинает считать, что с сепаратизмом можно легко справиться при помощи оружия, то эта уверенность. может обойтись слишком дорогой ценой Сегодня невозможно подсчитать во сколько десятков тысяч жизней обошлась война с сепаратизмом на Донбассе, сколько разрушено городов и сёл, сколько убито мирных жителей.
Зато на Херсонщине известны поимённо все погибшие и раненые земляки на этой жестокой войне. И у каждого нормального человека возникает вопрос, неужели нельзя было избежать этой трагедии? Неужели нет мирных способов решения проблем, связанных с сепаратизмом?
Почему не использован опыт Великобритании, которая отказалась от силового воздействия на сепаратистов, и пошла на довольно смелый шаг, разрешив проведение референдума по независимости Шотландии. Рискнула и выиграла. Противостояние между Лондоном и Эдинбургом закончилась торжеством разума. Шотландцы не пожелали, чтобы их новая независимая страна стала карликом , потеряв членство в "большой семёрке", "большой двадцатке" и Совете Безопасности ООН. Они посчитали, что ни финансово, ни экономически их «независимость» никому не выгодна. Англия и Шотландия слишком давно вместе и от разделения только бы проиграли.
Победа сепаратистов в корне изменила бы всю Великобританию, которая потеряв треть своей территории и первую часть своего названия («Великая»), на карте стала бы выглядеть не столь внушительной, и подала бы дурной пример для двух других её составных частей – Уэльса и Северной Ирландии. Одним словом многое пришлось бы «ломать через колено», порождая всё новые и новые проблемы.
Цивилизованный мир давно осознал, что любое современное государственное «новообразованне» в XXI веке чревато очень серьёзными последствиями. По выражению одного из политологов, государственное устройство «это тонкий часовой механизм. Его можно совершенствовать. В нем можно менять детали. И даже отказываться от некоторых. Нельзя только одного — ремонтировать его с помощью кувалды, смазывая шестеренки человеческой кровью».
Современная Европа, буквально сшита из лоскутов договором о сохранении государств в нынешних границах, и понимает всю опасность сепаратизма. К сожалению, это не предотвратило объявления независимости Косово, до сих пор не признанного многими государствами, включая и Украину. Понятно, здесь не обошлось без давления некоторых ведущих стран мира, которые не посчитались с тем, что сам факт объявления независимого Косово, в определённой степени, активизирует
Сепаратизм, который только на этом континенте проявляется более, чем в двух десятках стран.
Опасным очагом сепаратизма – остаётся Страна Басков в Испании, где компактно проживает около 2 миллионов басков. Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно этот регион обладает наиболее широкими правами по сравнению с другими испанскими регионами, уровень жизни населения здесь выше, чем в среднем по Испании и баскский язык имеет права государственного.
Не меньшую «головную боль» Мадриду доставляет и Каталония, автономная провинция на северо - востоке Испании. Многие каталонцы подчеркивают свою отличность от жителей остальных регионов Испании. А существующие здесь десятки партий и общественных организаций упорно выступают за выход из состава Испании.
Многолетний опыт противостояния сепаратизму и экстремизму на своей территории имеет Франция Часть населения её средиземноморского острова Корсика и северо-западной французской провинции Бретань не хотят считать себя французами.
В Италии сепаратистские настроения сильны в северных промышленно развитых районах. Правда, здесь влиятельная «Лига Севера» пока не требует независимости, а настаивает на преобразовании Италии в федерацию. Проявляют активность на севере страны сторонники воссоединения с Австрией автономного Южного Тироля.
Сохраняется угроза разделения сравнительно небольшой Бельгия на северную фламандскую (жители которой говорят по-голландски и тяготеют к Нидерландам) и южную валлонскую (франкоязычную). Когда-то в прошлом объединившись во имя свободы, эти регионы уже два столетия пытаются размежеваться. Сепаратисты есть даже в маленькой Дании (Фарерские острова – полуавтономная территория, где сепаратистов сдерживает только то, что они живут на субсидии правительства страны), в Сербии (Воеводина), Румынии. (Трансильвания), Австрии( Каринтия).
Но самое важное то, что во всех перечисленных странах, несмотря на всю сложность ситуации, сохраняется мир, а война идёт только у нас. Пожалуй, на данный момент Украина остаётся единственной в современном цивилизованном мире страной, которая не стала договариваться со своими доморощенными сепаратистами, а предпочла решать эту проблему в силовом поле, сделав ставку на свои Вооружённые Силы.
Надо признать, что и некоторые западноевропейские страны ранее тоже пытались идти по такому пути. Проливалась кровь в Ольстере (Великобритания), в стране Басков (Испания), на Корсике (Франция). Но там своевременно осознали всю пагубность и бесперспективность силового решения этой сложной проблемы.
И сегодня против сепаратистов не ведётся военных действий. Напротив, с ними дискутируют, идут на компромиссы, проводят работу, опросы и референдумы. И небезуспешно. В Италии, Испании, Дании, в частности, поняли, что лучше уж вернуть населению проблемных регионов право говорить на родном языке и самостоятельно решать местные проблемы, чем физически его уничтожать..
Заслуживает внимания и опыт «работы» с сепаратистами в Федеративной Республике Германии, созданной когда-то из нескольких десятков независимых государств.
Сегодня немцы гордятся тем, что живут в сильном едином государстве, хотя и федеративном. Конечно, основы стабильности заложены здесь не столько в федеративном устройстве, которое, безусловно, гарантирует единство страны, сколько в экономической мощи Германии.
Неслучайно в Баварии, крупнейшем регионе ФРГ, любые сепаратистские проявления категорически не воспринимаются местным населением. А в итоге баварцы никогда не поднимали и, стопроцентно, никогда не поднимут вопроса об отделении от Германии.
Юрий АНИСИМОВ
Заслуженный журналист Украины