Виталий Бронштейн

Общественный деятель и педагог, заслуженный работник образования Украины.

Мудрый херсонец про: Страх и трепет адмирала Макарова

Мудрый херсонец про: Страх и трепет адмирала Макарова
Содержимое жестяной консервной банки можно узнать, только вскрыв. Проблемы нашего бытия не требуют столь радикальных мер.Достаточно взгляда в непривычном ракурсе...

Возьмем высшее образование, единственную отрасль народного хозяйства, которая сегодня находится на плаву. Так ли это на самом деле, и что является причиной ее плавучести – вот тема моей заметки, вызванной информацией о провале вступительной кампании 2018 года в Николаевском национальном университете кораблестроения имени адмирала Макарова, филиал которого уже много лет готовит херсонских судостроителей.

О том, что кораблестроение в суверенной Украине, мягко говоря, накрылось медным тазом, говорить не будем. На то есть свои причины, в том числе, вполне объективные. Если у поляков, скакнувших в Европу с производительностью труда вдвое выше нашей, обанкротилась знаменитая Гданьская судоверфь, колыбель «Содидарности», что уж говорить про украинских судостроителей, оказавшихся за бортом общей кровеносной системы советского судостроения в условиях тотального разграбления народного хозяйства.

Херсонский судозавод работает, в лучшем случае, на десять процентов своих былых мощностей, и то за это надо благодарить его руководство, не давшее в свое время уничтожить предприятие одному деятелю, имя которого я даже боюсь сегодня называть – вспомните историю с огромным банковским долгом пяти или семилетней давности...

Итак, реального кораблестроения у нас, практически, нет, то есть специалисты этого профиля стране не нужны, а Национальный университет по-прежнему процветает. Финансируемый государством, которое в нем не нуждается. Чем же тогда он занимается, кто и зачем туда поступает?

Трудно поверить, но в этом техническом высшем учебном заведении куча специальностей, далеких не только от кораблестроения, но и вообще здравого смысла. «Менеджмент» и «Право» не будем трогать - это для каждого украинца святое, недаром менеджеров и правоведов готовят в каждом райцентре, но назовите хотя бы еще одну державу, где в судостроительных вузах обучают специальности «Физкультура и спорт»? Или того круче – «Филология»?!

Вкусите скромной прелести цифр! Из 710 мест, отпущенных кабмином на специальность «Судостроение», занятыми в университете оказались лишь 16 (!). А на 440 мест по специальности «Энергетическое машиностроение» покусилось аж 4 (четыре!) студента. Зато корабельную филологию штурмует 32 будущих словесника!

Не смейся, читатель, любая кают-компания с радостью примет профессионального мастера слова, с которым многомесячное плавание пройдет значительно быстрее, так что я ничего к корабельным филологам не имею. Но кто они, четыре романтика, наповал сраженные «энергетическим машиностроением»? Что у них в буйных головушках и с какого бодуна их родители решились оплачивать получение столь экзотической в наших условиях профессии?!

Разумеется, трепать языком, даже изысканно литературным, легче, чем клепать металлические листы корабельных днищ, но чтобы научный флагман отечественного судостроения остался без собственно судостроителей – есть в этом некоторый перебор. Раз уж никто не желает строить суда, не открыть ли там факультет судовых врачей? Как делает Херсонский педин, ставший параллельно медином, на радость будущих докторов и докториц (не говоря уже про их пациентов!).

А еще можно готовить профессиональных корабельных активистов, а то они везде есть, а в этой отрасли их не хватает. Согласовать вопрос с «Правым сектором» или «Айдаром», получить материальную поддержку пана Авакова, и пусть бороздят моря, неся стяг всепобеждающего учения Донцова и Бандеры! Что за корабль без замполита?

В завершение сообщу пикантную новость. В 2018 году, впервые со времен флотоводца Макарова, на первый курс по специальности «Судокорпусостроение» не поступил никто. Понимаете – никто! Ноль. Зеро.

Представьте ужас адмирала, вечно покоящегося в морских пучинах на рейде Порт-Артура, и вдруг узнавшего, что дорогие его сердцу украинские судостроители отказались от строительства корпусов судов, как излишней роскоши для надводного флота. Как говорится, можно плавать и на плоту, лишь бы была хорошая погода и ветерок поддувал в одно местечко...

И все-таки прекрасно, что при полном крушении народного хозяйства образование на плаву! Оно плывет само по себе, и дай ему Бог семь футов под килем, слепого государства, не видящего необходимости десятикратного сокращения количества пустопорожних ВЫШей и, главное, глупых родителей, не понимающих, что стоимость клочков картона, приобретаемых их отпрысками, завышена еще больше, чем цена на газ, которой они привыкли возмущаться.

Виталий БРОНШТЕЙН

P.S. Эта статья была написана на основе публикации в газете «Гривна» №39, а уже через неделю мне на глаза попался ответ ректора университета, где он в корне оспаривает приведенные здесь цифры, сообщает, что кораблестроение по-прежнему престижно, и сегодня у них обучается 8633 человека, а в одном только Херсонском филиале – 1260 студентов.

Разумеется, я верю ректору, но как коррелируется практическое отсутствие судостроения - с таким огромным количеством будущих специалистов? Не превращается ли это учебное заведение в лавку по производству дипломов, существующую за счет государства?

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон