Владимир Сальдо

Народный депутат Украины VII созыва, кандидат экономических наук

Чего ждать от «нового» государственного бюджета?

Чего ждать от «нового» государственного бюджета?
Когда 28 декабря прошлого года депутаты Верховной Рады принимали бюджет на год 2015,Премьер-министр Яценюк уговаривал их проголосовать за предложенный, далеко не совершенный, вариант с условием, что он будет пересмотрен в феврале.

Интересно, осознавал ли тогда Арсений Петрович, что все его заверения о стабильном курсе в 17 грн. за доллар на весь год и надежды о росте экономики, уже через месяц станут иллюзорными мечтаниями?

Как гражданину, мне хочется верить, что Премьер моей страны все-таки понимает, о чем говорит, и что его слова основаны на расчетах, а не на пустом стремлении добиться «слепого» депутатского голосования. Верить хочется, но реальность сама проливает свет на причины премьерского «оптимизма».

Ответ прост. Начиная с января, в Украине работала миссия МВФ, где решался главный вопрос жизни Украины: быть или не быть новому кредиту?

В результате, государству не только пообещали деньги, но и перевели его на новую программу расширенного кредитования Extended Fund Facility.

Если бы 28 декабря «бюджет» не был принят, не было бы ни миссии, ни подписанных документов о кредите. Не было бы и надежд правительства получить реальные деньги, без которых ему просто не выжить – свергнут. Ну и Бог с ним, потеря невелика. Серьезно то, что без них (кредитов) не выжить всей стране.

Вопрос, сколько же мы получим, остается пока открытым. Разные источники называют разные суммы. Премьер Яценюк озвучил сумму в – $17,5 млрд. Кристина Лагард, председатель МВФ – в $20 млрд.

А потом, что примечательно, в неукраинских СМИ со ссылкой на Лагард прозвучала и вообще поражающая цифра – $40 млрд. Так, сколько же именно и на каких условиях «стоит» Украина в сегодняшних экономических реалиях? Этой информации, по крайней мере, до конца минувшей недели нельзя было добиться ни от кого: Х-files. Такой секретности могли бы позавидовать даже Малдер и Скалли из известного сериала «Секретные материалы». Хотя, большинство экспертов уже в январе называли главным условием кредитования – тотальное повышение цен.

Сначала говорили только о газе. Потом, что цены будут повышены на электричество и ЖКХ. В прошлую пятницу чиновники взялись озвучивать реальные условия предоставления кредитов.

Вот они:
1 марта – поднятие цены на электроэнергию на 40%.
1 апреля – поднятие цены на газ на 280%.
Март – май – повышение тарифов на ЖКХ.

Предположительно – с нового отопительного сезона – повышение тарифов на отопление на 66%. На протяжении 2015 - 2017 годов тарифы на газ и отопление поэтапно будут «приведены» «до уровня полного возврата себестоимости».

Но вернемся к обещанному правительством «доработанному» бюджету. 16 февраля его проект, наконец, был подан в Верховную Раду Украины. При этом прошедшую и эту неделю депутаты работают в комитетах и округах, а, закрывая очередное заседание еще 13 февраля, спикер Гройсман попрощался с ними до начала марта ... То есть, реально работать с бюджетом некому. И все-таки, вполне возможно, что народным избранникам придется собраться на внеочередное заседание, чтобы публично обсудить и утвердить изменения в бюджет.

Озвучено, что изменения к нему составлены с учетом «переговоров с международными финансовыми организациями», об этом официально заявил и премьер Яценюк. То, о чем говорилось ранее, подтверждается в официальных документах: условия составления бюджета диктуют кредиторы.

Так насколько же мы тогда свободны и на самом деле независимы?

Главная черта независимости – это не лозунги и «лже-патриотизм». Им сыт не будешь. Основа независимости любой страны, и это доказано историей человечества, была и остается в экономической самостоятельности.

И если финансирование Украины осуществляется под строгим контролем и под диктат иностранцев (любых), независимость мы уже потеряли. Досадно, но кажется, на это пока никто не обращает внимания. Есть определенные внешние факторы и технические механизмы, за счет которых внимание людей отвлекают от этой темы. Время к ней вернуться придет. Но не будет ли поздно.

А, между тем, в «доработанном» проекте бюджета есть существенные проблемы и пробелы. Он, откровенно говоря, просто не соответствует жизненным реалиям. Как отмечала Министр финансов Украины американка Наталья Яресько, проект сформирован при расчетной стоимости доллара по 21,7 грн.

Именно об этом, и так же официально, заявлял и премьер Яценюк, еще 13 февраля, во время проведения внеочередного заседания КМУ: «Мы оцениваем, что среднегодовой курс будет на уровне 21 грн. за $1». При этом Яценюк отмечал, что НБУ не предоставил правительству свои расчеты (?).

Противостояние руководителей двух основных ветвей власти продолжается? Председателя НБУ утверждает Верховная Рада по представлению Президента, поэтому, на всякий случай, Яценюк перевел стрелки на креатуру Порошенко. В чутье Арсению не откажешь. Сегодня (24.02.15.) реальный курс на межбанке – уже 31,90/33,40, в обменниках – 30,00/33,90 грн/долл.

Известно, что декабрьский вариант бюджета-2015, был принят с максимальным дефицитом 63 млрд. 670 млн. грн.

Предлагаемый «доработанный» проект тоже дефицитный. Приход планируют увеличить на 22 млрд, а расходы – увеличить до 35 млрд. грн. Поэтому только официально, в день «появления» проекта на свет, его дефицит уже составлял 13 млрд. гривен. А если учесть, что со времени «расчета» до момента «представления» курс увеличился, то увеличился и дефицит. По расчету официально – с 3,7% до 4,1%.

Как будет на деле? Каков будет максимум падения гривны? Не берется прогнозировать ни один специалист. НБУ удалось только одно – заложить основу для полного финансового краха в стране.

Теперь о последствиях такой финансовой политики. Масштабная инфляция. И Министр финансов, и Премьер сошлись на том, что прогнозируемый ее уровень составит 26%. Кроме того, Яресько заявила, что нам следует также ожидать снижения ВВП до 5,5%.

Насколько такие прогнозы соответствуют действительности? Большинство экспертов уверены, что показатели, озвученные в Правительстве Яценюка, занижены минимум на 7 – 12%. Реальный уровень инфляции просчитывают в пределах 33 – 38%. А с учетом снижения уровня ВВП, и потери части энергетических компаний, к этим цифрам еще следует прибавить 7,7 – 8,4%. И все это ведет только к одному результату – Украина уверенно движется к дефолту.

Ведь заимствования надо будет возвращать, но чем? Сохраняя стабильную тенденцию падения производства, вопрос выплат это Правительство, скорее всего, переложит на плечи своих последователей.

Политические аналитики уверены, что сегодняшние (прости Господи) политические элиты, понимая, что пребывание при власти будет не долгим, стараются максимально «выжать» из страны, все больше втягивая ее в долги, о способах возвращения которых, никто не думает. Деньги, которые получали раньше, которых ждут сейчас и завтра, не планируют вкладывать в развитие технологий и производства.

По планам власть имущих, Украина будет продолжать их «проедать». Иначе, почему ни Яценюк, ни Порошенко так и не предложили никакой программы по восстановлению в государстве производства?

Что же касается прогнозов экономических, то Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), оценивая прошлый год, еще в сентябре снизил прогноз падения ВВП на 2015 год с 3 до 5%. ЕБРР указывал, что «государственный долг по отношению к ВВП стремительно растет, фискальное и квази-фискальное давление остается значительным, а банковский сектор страдает от оттока вкладов и девальвации гривны. Введенные административные ограничения также привели к появлению де-факто двойного курса на валютном рынке». Как видим, эти прогнозы понизили даже сами украинские чиновники.

Обнародованные изменения в бюджет-2015 принесли ответы на несколько существенных вопросов. В частности: как будут жить медицина, образование, культура, наука.

Итак, перспективы «реформирования»:

Образование

1. Уже в следующем учебном году – уменьшить объем приема в вузы на условиях государственного заказа.
2. Уменьшить общее количество высших учебных заведений с 802 до 317. Сокращение коснется 60,5% вузов, которые работают сегодня.
3. Провести «оптимизацию сети общеобразовательных и профессионально-технических заведений». Соответственно, сокращений в преподавательских коллективах следует ожидать и здесь.
4. «Усовершенствовать научные исследования и перевести финансирование научных разработок по важнейшим для государства направлениям исключительно на конкурсную основу государственного заказа». При этом расходы на образование в этом году уменьшены еще на 312 млн. 300 тыс. грн.

Здравоохранение

Общий объем финансирования по этой сфере возрастет на 600 млн. грн. Львиную долю из них – 507,5 млн. планируют направить на «обеспечение медицинских мероприятий отдельных государственных программ и комплексных мероприятий программного характера». На какие именно «программы» будут направлять деньги, кого эти программы будут поддерживать – ответа нет.

Еще 39,5 млн. хотят направить на «диагностику и лечение заболеваний с внедрением экспериментальных и новых медицинских технологий в учреждениях здравоохранения, научно-исследовательских учреждениях и высших учебных медицинских заведениях Министерства здравоохранения Украины». Попадут ли обычные граждане в такие учреждения? Непонятно. Как непонятно и смогут ли они рассчитывать на «специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь», на что в бюджете предусмотрено еще – 22 млн.

Загадочным остается направление 85 млн. грн. «за счет уменьшения объема расходов по медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам для содержания Государственного учреждения «Специализированная медико-санитарная часть № 6 г. Днепропетровска». Что стоит за этим заведением и почему за счет других его финансируют дополнительно на значительную сумму? Неизвестно.

Увеличены расходы по специальному фонду государственного бюджета на медицинское обслуживание работников и пассажиров железнодорожного транспорта – почти 116 млн.

А рядом – еще одна загадочная сумма. «За счет уменьшения объема расходов на медицинскую субвенцию из государственного бюджета местным бюджетам Министерства здравоохранения» Министерству инфраструктуры Украины на медицинское обслуживание работников и пассажиров железнодорожного транспорта», на которое выделяют дополнительно – 290 млн. грн.

Почему так активно финансируют это направление? Причем, в тот момент, когда, только в Херсоне работники «железнодорожной» больницы уже несколько раз заявляли, что учреждение находится на грани закрытия из-за того, что государство перестало его финансировать.

Неужели так ценно содержание медицинских пунктов на отдельных узловых станциях, где, в лучшем случае, вам могут измерить давление, а для более сложных манипуляций (укола, например) вызывают бригаду «скорой»?

А вот на санаторное лечение больных туберкулезом, детей и подростков с соматическими заболеваниями государство смогло выделить только – 800 тысяч. Многим ли детям удастся вписаться в такое узкое правительственное «прокрустово ложе»?

Социальная защита

Проект предусматривает 15 млрд. 323 млн. 300 тыс. грн. для «обеспечения социальной защиты населения и предоставления государственной поддержки наименее защищенным категориям граждан по оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги».

При этом правительство предлагает внести изменения в более чем 50 законов и подзаконных актов, гарантирующих социальную защиту детям войны, ветеранам и пенсионерам, жертвам нацистских преследований, пострадавшим участникам массовых акций общественного протеста и членам их семей, работникам высших учебных заведений, школ, детсадов, внешкольных учреждений и т.д., убрав существующие сейчас льготы.

Индексации имеющихся зарплат и пенсий, то есть увеличения их сумм соответственно уровню инфляции, ждать не приходится. Финансирование Пенсионного фонда уменьшится на 3 млрд. 913 млн. 700 тысяч. В 2015 году на пенсии правительство планирует выделить около 77 млрд.

Прочие расходы

Министерство обороны для содержания украинских миротворцев получит дополнительно 106 млн. грн. Главное управление разведки Министерства обороны на содержание военных атташе – почти 30 млн.

На построение так называемой «Стены», с помощью которой Яценюк хочет «построить охрану российско-украинской государственной границы ...» Правительство выделило 2,5 млрд. грн.

Расходы по погашению государственного долга планируется увеличить, как и увеличить показатели кредитования государственного бюджета, связанные с государственным и гарантированным государством долгом.

Финансирование судов увеличится на 12 млн. Еще 46 млн. направят на погашение задолженностей прошлых лет на так называемое «развитие». Интересно, на что именно суды в прошлые периоды потратили столько денег, когда ремонт в кабинетах судьи делают, как правило, за деньги, полученные за «правильные» решения.

Агропромышленный сектор на финансирование новой программы «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе путем удешевления кредитов» получит 300,0 млн. грн.

Работники угледобывающих предприятий могут рассчитывать на дополнительное финансирование в 200 млн. грн. для выплаты задолженностей по заработной плате, которая была начислена и не оплачена в 2014 году.

А вот куда именно пойдут еще почти 354 млн., сказать трудно, но официально это звучит так: «на реструктуризацию угольной и торфодобывающей промышленности». Что и как «реструктуризируют» в Украине, известно давно и хорошо.

Вырастут «взносы» в Международную организацию по миграции, в бюджет ВТО и Единый бюджет органов СНГ (несмотря на громкие заявления правительства о необходимости выхода Украины из СНГ), в бюджеты ООН ... и на функционирование зарубежных дипломатических учреждений Украины.

На почти 425 млн. увеличено финансирование «программ помощи Европейского Союза».

Возможно, все это правильно и нужно. Но каким-то странным образом суммы трат бюджетных миллионов и миллиардов увеличены именно там, где проследить их целевое использование крайне сложно.

Ну и об «открытости». Несмотря на все разговоры об обязанности государства нарастить свое присутствие в информационном пространстве, в этом году предполагается уменьшить расходы «на производство и трансляцию телерадиопрограмм для государственных нужд на 150 млн.».

Какая там «открытость»? Не до нее, «война» в стране...

Владимир САЛЬДО

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон