Сколько нам дадут, и чем это обернется
На фоне широко обсуждаемых в эти дни событий в Минске почти незаметной оказалась информация об окончании предварительных переговоров Украины с МВФ.
Речь идет не просто о выделении очередного транша. Украина «живет» вокруг начала новой Программы сотрудничества с Международным валютным фондом, в рамках которой может в течение ближайших 4 лет получить от 17,5 млрд. долларов валютных заимствований.
В Правительство ситуацию подают как очередную победу. Говорят, у нас «прорывы» сразу по всем фронтам.
Процесс переговоров по вопросу помощи Украине между МВФ и «Большой семеркой» координировала Германия. Ожидается, что новая программа Extended Fund Facility (EFF) будет запущена вместо действующей сейчас Stand-by.
Но важно понимать гарантии и условия, на которых Украина может получить очередной кредит. Если решение будет принято, а для окончательного утверждения МВФ взял паузу на 4 недели, финансирование может начаться не раньше конца апреля – начала мая. А к этому времени, как заявил глава миссии МВФ в Украине Николай Георгиев, «правительство страны начнет внедрение предварительных мероприятий».
О чем это он? Одно из условий – непременное повышение цены газа для населения в 7 раз. Но это при сумме транша в 17,5 млрд.
12 февраля из уст Яценюка прозвучала очень интересная информация: «Достигнута договоренность о выделении около 25 млрд. долларов США. 17,5 млрд. будет направлено на стабилизацию финансовой ситуации в Украине». А вот глава МВФ Кристин Лагард сообщила: «... общий пакет финансовой помощи Украине составляет около $+40 млрд. на четыре года. Среди которых расширенное кредитование – около 17, 5 млрд. от МВФ, а также за счет дополнительных ресурсов со стороны международного сообщества».
При этом, в основном, зарубежные СМИ разместили заявление президента Всемирного банка Джима Ен Кима, что Украина получит 2 млрд. долларов и от этого финансового учреждения(!). Которые тоже планируют направить на: «реализацию социальных проектов, проектов реформирования энергетического и банковского секторов, борьбу с коррупцией и улучшение делового климата».
Так, сколько же Украина действительно получит денег? Ведь называемые суммы – даже не две и не три – четыре большие разницы.
Что это? Случайная ошибка или, как говорят, оговорка по Фрейду? Умышленное искажение фактов и утаивание действительных сумм, чтобы украинцы не знали, сколько именно получит Правительство Яценюка и, следовательно, сколько и куда потратит. Иначе, с какой стати Арсений Петрович ни на один вопрос, касающийся основных условий финансирования, не отвечает.
Обтекаемая реплика премьера, что это будет «обновление экономического роста страны» слишком пространна. В какие отрасли будут направлены деньги? Что именно собирается Правительство финансировать? Какие Программы будут работать на выделенные деньги?
И это при том, что педантичные европейцы главным требованием всегда определяли и определяет целевое использование средств. При проведении переговоров на государственном уровне конкретика – основной аргумент. Просящая сторона предоставляет стороне-заимодавцу не только четкие расчеты, но и направления предстоящих затрат. Следовательно, Яценюк обязан показать, что и куда он собирается тратить, иначе и говорить с ним не будут. Так почему же об этом не говорят открыто? Неужто общественность не должна знать?
Из уст Премьера звучат достаточно дискуссионные фразы: «... Программа предусматривает сокращение аппарата государственных чиновников и увеличение помощи малоимущим гражданам». А что, для сокращения госаппарата нужен кредит МВФ. Без него никак не сократить? Друзья, за испугом и боязнью войны мы перестаем адекватно воспринимать происходящее. Вы не находите?
И потом, в то время, когда Яценюк как космический корабль будет бороздить просторы госслужащих за деньги МВФ, Президент сформирует новую когорту чиновников, объединенных избитым, но, к сожалению, непереводимым на украинский эквивалент словом «реформа». Назначив президента Саакашвили руководителем международного Совета по реформам при Президенте Украины, в ведомстве Главы государства уже сообщили о создании соответствующих подразделений на местах.
В очередной раз вспоминаю слова одной своей доброй знакомой. Проработав большую часть жизни в системе государственной власти, на очередное заявление очередного чиновника, премьера или президента о сокращении она спокойно произносит: «Нервы попортят мелким клеркам, а в результате количество ненужных начальников возрастет вдвое».
Есть, правда, одна злободневная заковырка. Среди прочего Премьер изрек, что «...программа обеспечит стабилизацию курса гривны». Но не понятно, НБУ снова будет регулировать курс доллара или все деньги будут опять потрачены на рефинансирование определенных банков?
Есть информация, о которой пишут на западе и умалчивают СМИ у нас. Оказалось, на фоне всеобщего «падения» и колоссальных сложностей, которые переживала банковская система Украины в прошлом году, нашлись три банка, которые значительно увеличили свои активы.
Вот, что пишет журналист Юрий Винничук: «Международный инвестиционный банк», который принадлежит президенту Украины Петру Порошенко, только за три квартала 2014 нарастил активы в полтора раза». Большая часть активов банка как была, так и оставалась в валюте: «Портфель валютных депозитов физических лиц в МИБе вырос за год на 25%, гривневых – на 47%. Хотя ставки по депозитам, как в долларах, так и в гривне, - одни из самых низких по рынку».
В списке «успешных» оказался и «Авант-Банк», который связывают с Виталием Яремой. Здесь лидируют позиции по росту валютных депозитов. Увеличение составило 50% ($17,6 млн). Кстати, один из соучредителей банка, Алексей Савченко, был помощником Яремы в бытность того депутатом Верховной Рады. Сегодня сам Савченко – нардеп - № 48 по списку партии «БПП». А вот сын Яремы – Виталий, который не так давно возглавил один из департаментов Государственной регистрационной службы, в 2012 году был на должности «помощника председателя Правления» «отцовского» банка.
Третий банк, который прошел через все «бури» минувшего года и вышел с неплохой прибылью, «Банк Авангард». Его активы выросли на 18% (до 441,4 млн. гривен). Банк принадлежит группе ICU, равноправным владельцем которой до начала работы Главой Национального банка Украины была Валерия Гонтарева. В прошлом году прибыль банка составила 14 млн грн.
И, наверное, по чисто случайному стечению обстоятельств, именно эти три банка неплохо пережили времена, когда в прошлом году НБУ «вывел» с рынка более 30 банков, когда портфель гривневых депозитов у других сократился на 55 млрд. грн. – до 199 млрд грн., а валютных – на $9 млрд.
Так, не об этих ли «неприкосновенных» для кризисов банках говорил Яценюк? И что именно дает право Главе НБУ заявлять, что: «Реализация новой программы сотрудничества с МВФ снимает вопрос о дефолте Украины»?
Среди озвученных направлений, куда государство собирается тратить деньги МВФ «компенсация населению повышения тарифов на ЖКХ». Для этого правительство якобы «выделит 12,5 млрд гривен».
Звучит солидно. Вот только, сколько это в «живых» кредитных деньгах? Если считать по сегодняшнему курсу – 26,05 гривен за доллар, то выходит всего-то $0,47 млрд. из тех, которые, государство рассчитывает получить. Куда пойдут остальные?
Я опять возвращаюсь к условиям. О том, что Украина пообещала взамен кредиту, в правительстве скромно молчат. Хотя, анализируя сказанное, кое о чем можно догадаться.
По заявлению все той же главы МВФ Кристин Лагард: «Правительство Украины намерено в рамках новой программы дальше повышать тарифы на энергоносители, реструктуризовать банки, реформировать государственные предприятия и внести законодательные изменения для реализации антикоррупционной и судебной реформ». Это сообщение пресс-службы МВФ. Украинские СМИ об этом молчат.
Вот они, мелочи, в которых и «кроется» главное: «повышать тарифы на энергоносители». Потом – реструктуризовать банки. Какие, нам остается только догадываться. Что же касается «реформирования государственных предприятий», то и тут, думаю, найдется не один десяток предприятий, к которым имеют отношение определенные лица из определенного круга.
Да, еще. По заявлению главы МВФ, Украина берет на себя обязательства «...внести законодательные изменения для реализации антикоррупционной и судебной реформ». Ну, для этого, много денег не нужно. Главное – политическая воля.
В пятницу, 13 февраля, стали известны еще кое-какие нюансы, проливающие свет на «долги» и «условия». Министр финансов Н.Яресько заявила, что перед получением денег нужно «принять изменения в бюджет-2015». А ведь еще в конце прошлого года я говорил, что бюджет будет таким, каким его видят «наши друзья из-за океана», а то, что проголосовали депутаты, - не более чем фасад «карточного домика».
Еще Яресько заявила, что мы должны: «одобрить закон президента об аффилированных структурах банковской системы».
Долой демократию, парламентаризм, обсуждение. Должны принять, и точка. Западные дяди и тети знают, что нам нужно. Как в анекдоте: «Зяма, иди домой. Мама, я замерз? Нет, ты хочешь кушать».
Где за всем этим развитие экономики? Неужели, вкладывая деньги в определенные банки, мы создадим новые рабочие места? Неужели, от повышения тарифов увеличится заработная плата?
Что мы строим, кроме финансовых пирамид?
Нескончаемая цепочка риторических вопросов. Чтобы ответить, всем нам нужно снять задымленные войной очки и начать видеть, а еще думать, прежде чем делать выводы.
Речь идет не просто о выделении очередного транша. Украина «живет» вокруг начала новой Программы сотрудничества с Международным валютным фондом, в рамках которой может в течение ближайших 4 лет получить от 17,5 млрд. долларов валютных заимствований.
В Правительство ситуацию подают как очередную победу. Говорят, у нас «прорывы» сразу по всем фронтам.
Процесс переговоров по вопросу помощи Украине между МВФ и «Большой семеркой» координировала Германия. Ожидается, что новая программа Extended Fund Facility (EFF) будет запущена вместо действующей сейчас Stand-by.
Но важно понимать гарантии и условия, на которых Украина может получить очередной кредит. Если решение будет принято, а для окончательного утверждения МВФ взял паузу на 4 недели, финансирование может начаться не раньше конца апреля – начала мая. А к этому времени, как заявил глава миссии МВФ в Украине Николай Георгиев, «правительство страны начнет внедрение предварительных мероприятий».
О чем это он? Одно из условий – непременное повышение цены газа для населения в 7 раз. Но это при сумме транша в 17,5 млрд.
12 февраля из уст Яценюка прозвучала очень интересная информация: «Достигнута договоренность о выделении около 25 млрд. долларов США. 17,5 млрд. будет направлено на стабилизацию финансовой ситуации в Украине». А вот глава МВФ Кристин Лагард сообщила: «... общий пакет финансовой помощи Украине составляет около $+40 млрд. на четыре года. Среди которых расширенное кредитование – около 17, 5 млрд. от МВФ, а также за счет дополнительных ресурсов со стороны международного сообщества».
При этом, в основном, зарубежные СМИ разместили заявление президента Всемирного банка Джима Ен Кима, что Украина получит 2 млрд. долларов и от этого финансового учреждения(!). Которые тоже планируют направить на: «реализацию социальных проектов, проектов реформирования энергетического и банковского секторов, борьбу с коррупцией и улучшение делового климата».
Так, сколько же Украина действительно получит денег? Ведь называемые суммы – даже не две и не три – четыре большие разницы.
Что это? Случайная ошибка или, как говорят, оговорка по Фрейду? Умышленное искажение фактов и утаивание действительных сумм, чтобы украинцы не знали, сколько именно получит Правительство Яценюка и, следовательно, сколько и куда потратит. Иначе, с какой стати Арсений Петрович ни на один вопрос, касающийся основных условий финансирования, не отвечает.
Обтекаемая реплика премьера, что это будет «обновление экономического роста страны» слишком пространна. В какие отрасли будут направлены деньги? Что именно собирается Правительство финансировать? Какие Программы будут работать на выделенные деньги?
И это при том, что педантичные европейцы главным требованием всегда определяли и определяет целевое использование средств. При проведении переговоров на государственном уровне конкретика – основной аргумент. Просящая сторона предоставляет стороне-заимодавцу не только четкие расчеты, но и направления предстоящих затрат. Следовательно, Яценюк обязан показать, что и куда он собирается тратить, иначе и говорить с ним не будут. Так почему же об этом не говорят открыто? Неужто общественность не должна знать?
Из уст Премьера звучат достаточно дискуссионные фразы: «... Программа предусматривает сокращение аппарата государственных чиновников и увеличение помощи малоимущим гражданам». А что, для сокращения госаппарата нужен кредит МВФ. Без него никак не сократить? Друзья, за испугом и боязнью войны мы перестаем адекватно воспринимать происходящее. Вы не находите?
И потом, в то время, когда Яценюк как космический корабль будет бороздить просторы госслужащих за деньги МВФ, Президент сформирует новую когорту чиновников, объединенных избитым, но, к сожалению, непереводимым на украинский эквивалент словом «реформа». Назначив президента Саакашвили руководителем международного Совета по реформам при Президенте Украины, в ведомстве Главы государства уже сообщили о создании соответствующих подразделений на местах.
В очередной раз вспоминаю слова одной своей доброй знакомой. Проработав большую часть жизни в системе государственной власти, на очередное заявление очередного чиновника, премьера или президента о сокращении она спокойно произносит: «Нервы попортят мелким клеркам, а в результате количество ненужных начальников возрастет вдвое».
Есть, правда, одна злободневная заковырка. Среди прочего Премьер изрек, что «...программа обеспечит стабилизацию курса гривны». Но не понятно, НБУ снова будет регулировать курс доллара или все деньги будут опять потрачены на рефинансирование определенных банков?
Есть информация, о которой пишут на западе и умалчивают СМИ у нас. Оказалось, на фоне всеобщего «падения» и колоссальных сложностей, которые переживала банковская система Украины в прошлом году, нашлись три банка, которые значительно увеличили свои активы.
Вот, что пишет журналист Юрий Винничук: «Международный инвестиционный банк», который принадлежит президенту Украины Петру Порошенко, только за три квартала 2014 нарастил активы в полтора раза». Большая часть активов банка как была, так и оставалась в валюте: «Портфель валютных депозитов физических лиц в МИБе вырос за год на 25%, гривневых – на 47%. Хотя ставки по депозитам, как в долларах, так и в гривне, - одни из самых низких по рынку».
В списке «успешных» оказался и «Авант-Банк», который связывают с Виталием Яремой. Здесь лидируют позиции по росту валютных депозитов. Увеличение составило 50% ($17,6 млн). Кстати, один из соучредителей банка, Алексей Савченко, был помощником Яремы в бытность того депутатом Верховной Рады. Сегодня сам Савченко – нардеп - № 48 по списку партии «БПП». А вот сын Яремы – Виталий, который не так давно возглавил один из департаментов Государственной регистрационной службы, в 2012 году был на должности «помощника председателя Правления» «отцовского» банка.
Третий банк, который прошел через все «бури» минувшего года и вышел с неплохой прибылью, «Банк Авангард». Его активы выросли на 18% (до 441,4 млн. гривен). Банк принадлежит группе ICU, равноправным владельцем которой до начала работы Главой Национального банка Украины была Валерия Гонтарева. В прошлом году прибыль банка составила 14 млн грн.
И, наверное, по чисто случайному стечению обстоятельств, именно эти три банка неплохо пережили времена, когда в прошлом году НБУ «вывел» с рынка более 30 банков, когда портфель гривневых депозитов у других сократился на 55 млрд. грн. – до 199 млрд грн., а валютных – на $9 млрд.
Так, не об этих ли «неприкосновенных» для кризисов банках говорил Яценюк? И что именно дает право Главе НБУ заявлять, что: «Реализация новой программы сотрудничества с МВФ снимает вопрос о дефолте Украины»?
Среди озвученных направлений, куда государство собирается тратить деньги МВФ «компенсация населению повышения тарифов на ЖКХ». Для этого правительство якобы «выделит 12,5 млрд гривен».
Звучит солидно. Вот только, сколько это в «живых» кредитных деньгах? Если считать по сегодняшнему курсу – 26,05 гривен за доллар, то выходит всего-то $0,47 млрд. из тех, которые, государство рассчитывает получить. Куда пойдут остальные?
Я опять возвращаюсь к условиям. О том, что Украина пообещала взамен кредиту, в правительстве скромно молчат. Хотя, анализируя сказанное, кое о чем можно догадаться.
По заявлению все той же главы МВФ Кристин Лагард: «Правительство Украины намерено в рамках новой программы дальше повышать тарифы на энергоносители, реструктуризовать банки, реформировать государственные предприятия и внести законодательные изменения для реализации антикоррупционной и судебной реформ». Это сообщение пресс-службы МВФ. Украинские СМИ об этом молчат.
Вот они, мелочи, в которых и «кроется» главное: «повышать тарифы на энергоносители». Потом – реструктуризовать банки. Какие, нам остается только догадываться. Что же касается «реформирования государственных предприятий», то и тут, думаю, найдется не один десяток предприятий, к которым имеют отношение определенные лица из определенного круга.
Да, еще. По заявлению главы МВФ, Украина берет на себя обязательства «...внести законодательные изменения для реализации антикоррупционной и судебной реформ». Ну, для этого, много денег не нужно. Главное – политическая воля.
В пятницу, 13 февраля, стали известны еще кое-какие нюансы, проливающие свет на «долги» и «условия». Министр финансов Н.Яресько заявила, что перед получением денег нужно «принять изменения в бюджет-2015». А ведь еще в конце прошлого года я говорил, что бюджет будет таким, каким его видят «наши друзья из-за океана», а то, что проголосовали депутаты, - не более чем фасад «карточного домика».
Еще Яресько заявила, что мы должны: «одобрить закон президента об аффилированных структурах банковской системы».
Долой демократию, парламентаризм, обсуждение. Должны принять, и точка. Западные дяди и тети знают, что нам нужно. Как в анекдоте: «Зяма, иди домой. Мама, я замерз? Нет, ты хочешь кушать».
Где за всем этим развитие экономики? Неужели, вкладывая деньги в определенные банки, мы создадим новые рабочие места? Неужели, от повышения тарифов увеличится заработная плата?
Что мы строим, кроме финансовых пирамид?
Нескончаемая цепочка риторических вопросов. Чтобы ответить, всем нам нужно снять задымленные войной очки и начать видеть, а еще думать, прежде чем делать выводы.
Владимир САЛЬДО