Что делать? Куда идти?
Во-первых, – встать в очередь за субсидиями. Правда, и до сегодня не ясен механизм их начисления. Правительство поспешило успокоить граждан: субсидии, дескать, получат все нуждающиеся. Вот только забыли рассказать детально, как именно они будут начисляться, куда и с какими документами людям идти.
Во-вторых, – перейти на электрообогрев домов и подогрев воды. Но и тут не все так просто. Тариф на электроэнергию не так уж и мал, мощностей на всех и всё категорически не хватит, да и проводки в домах, построенных даже 10 лет назад, не рассчитаны на такие нагрузки.
В-третьих, – идти в суд. Но сегодня нет ни одного примера, когда бы по исковому заявлению о защите права потребителя на «справедливые цены» суд принял решение в интересах истца
Каким путем идти?
Итак, на минувшей неделе НКРЕ таки приняла решение о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, определив при этом, что отопительный сезон будет отныне длиннее на 1 месяц (его продлили до 30 апреля). Новые цены введут в действие через 3 недели – 1 апреля.
Цена на газ для отопления поднята до 3 600 гривен за 1 тысячу кубометров. Но, тариф не беспредельный. Он лимитирован всего-то до 200 м3 и лишь в отопительный сезон. Как только вы «переберете» этот лимит, цена возрастет в разы – до 7 188 гривен. Эта же цена будет действовать и в неотопительный период.
Цена на газ, который мы используем для приготовления пищи и подогрева воды, возросла более чем на 600% (об этом в правительстве «скромно» умолчали). Она составит те же – 7 188 грн. (вместо 1 182 грн.) за 1 тыс. м3 и будет единой для всех потребителей, не имеющих счетчика. Так что для многих путь за субсидиям – единственная возможность выжить.
«Удержаться» в установленном Яценюком лимите в отопительный сезон, особенно, если зима морозная, практически, невозможно.
Учитывая рост цен и «замороженность» зарплат и пенсий, результат может быть только один – массовые коммунальные неплатежи и, следовательно, штрафные санкции со стороны поставщиков. Это страшно допустить, но уже следующей зимой могут начаться массовые отключения как отдельных квартир, так и целых подъездов, домов, а то и микрорайонов от подачи газа и тепла. И столкнуться с такой проблемой могут не только пенсионеры, безработные и люди с минимальными достатками. Будут ли спасать субсидии? Исходя из расчетов, нет.
Буквально, днями Киевская мэрия рискнула и «рассекретила» некоторые цифры. Выяснилось, что только в январе этого года количество обратившихся за субсидиями (в сравнении с январем 2014 года) увеличилось сразу на 35%. Ну а каким будет спрос на них после поднятия тарифов на 600%, сегодня не ответит ни один специалист.
Павел Розенко, Министр социальной политики, буквально, 2 недели назад заявил, что из 18 миллионов домохозяйств, как минимум 3 млн. обратятся за субсидией. Поверить в подобный «оптимизм» невозможно. Думаю, таких семей будет от 8 до 12 млн. (если цены и дальше продолжат расти, а инфляция – съедать то, что люди пока еще зарабатывают).
Не смотря на то, что субсидийный объем, заложенный в бюджет, увеличен на 12,5 миллиардов гривен, и общая сумма в бюджете-2015, на эти цели составляет 24 миллиарда, выходит, что этих средств не хватит, чтобы покрыть и половину потребности, которая может возникнуть уже с 1 апреля. Все заверения Премьера, что «в случае необходимости, можно будет найти средства еще», не выдерживают никакой критики.
Экономия. Реальность или вымысел?
Для того, чтобы удержаться в «прокрустовом ложе» от Премьера, должен быть введен жесточайший режим экономии. Но и это спасет немногих. Люди, имеющие частный дом или большую квартиру, будут в проигрыше в первую очередь.
По моим расчетам, чтобы «удержаться» в лимитных рамках, для строения площадью не более 60 кв. м следует либо выключить отопление во всех других помещениях и оставить на «подогреве» исключительно спальню, либо держать общую температуру в доме на уровне 8 – 12 градусов, что не даст замерзнуть системе и отсыреть комнатам.
Здесь же возникает главная проблема жилого фонда, построенного в советское время, и домов, которые построены ранее последних 10 – 12 лет. В них нет внутренней современной разводки системы отопления, позволяющей регулировать теплоноситель на каждой отдельной секции. Старая система этого не предусматривала, поэтому и говорить, что тут получится экономить, не приходится.
Второй вариант, который называют специалисты, – установка твердотопливных котлов. Здесь также не решен ряд вопросов:
Первый – где взять столько сырья (древесины, угля, соломы и т.д.)?
Второй – это может быть альтернатива только для частного сектора. В многоэтажках никто и никогда не разрешит установку таких котлов. Дома для этого не приспособлены. Ни в одном типовом доме, построенном менее 5 лет назад, не предусмотрена система дымоходов, без этого топить твердым топливом – смерть.
Третий – а, может быть, все же, первый. В случае массового перехода на индивидуальные котлы, вся система централизованного отопления «полетит» к чертовой матери. Она не выдержит давления – раз. Жильцы, чьи квартиры останутся подключенными к централизованной системе, не выдержат ценовой нагрузки – два (чем меньше потребителей, тем выше себестоимость).
Четвертый – цена. Установка системы автономного отопления, даже если удастся получить все необходимые согласования, обойдется, в среднем, в сегодняшней цене до 50 тыс. грн. Для основной массы людей такие «изменения» неподъемны.
Что же делать? Самый простой ответ – утеплять дома. Эффектный способ – использовать для этого энергосберегающие материалы. Экономить можно и, используя электроподогрев.
Отопление электрокотлом, в сегодняшних ценах, обойдется в 3,9 тысячи гривен, а при максимальных тарифах (90 кВт/ч), к которым мы должны дойти через два года, - 9,4 тысячи гривен. Экономия, по сравнению с газовым отоплением, составит около 5 тыс. грн. Расчетный период «окупаемости» таких затрат: 2 – 3 года.
Но, здесь, мы сталкиваемся с другой проблемой, о которой в правительстве или не подумали, или, как всегда, предпочитают не говорить. Чем больше будет увеличиваться потребление электроэнергии, тем большей будет нагрузка на бюджет.
Расчеты показывают, если количество пользователей электрическими средствами обогрева будет расти, и расход увеличится, в среднем, от 190 до 1100 кВт/ч в месяц. Тут же увеличится и объем необходимых бюджетных дотаций. Он может составить около 850 грн./м-ц на одного абонента, если только 1% населения откажется от газа. Это около 200 млн. бюджетных гривен на дотации в месяц. Из чего будут покрываться такие расходы? 2,4 миллиарда в год, и это только по газу. О каких «запасах» прочности субсидий может идти речь?
Что могут дать суды?
Обращение в суд может оказаться самым эффективным способом борьбы. Но «работать» такая форма будет лишь в том случае, если иски станут массовыми. Через суд можно оспаривать тариф, в первую очередь, требуя его публичного обоснования.
Дело в том, что, начиная с 1 января этого года, в соответствии с Законом «О функционировании рынка газа», каждый житель Украины стал унифицированным потребителем. Следовательно, каждый имеет право выбирать поставщика газа и отказаться от оказываемых ним услуг, если его цены не устраивают.
Если откажется один – два – десять потребителей из 100 тысяч, поставщик этого не заметит. А вот если от услуги откажется сразу, к примеру, 100 тысяч, у него возникнут очень большие сложности, а главное, появится стремление потребителей сохранить. Таковы законы рынка.
Справедливая цена...
Как ни прискорбно, но в нашей стране это словосочетание – оксюморон. Уж простите меня за сложность изложения. Но, к сожалению, у нас – это совмещение несовместимых понятий. Тут – одни вопросы и никаких ответов, поскольку экономическое обоснование цены лежит далеко за пределами разума.
Из чего сегодня она состоит: $330 за 1 тыс. м3 газа, (курс $17,6) + НДС + транспортировка.
Но, давайте вспомним, откуда берут украинский газ? Из недр. А кому в Украине принадлежат недра? Народу. Так почему народ, должен сам себе платить такие несусветные цены? Куда девается газ собственного производства Украины?
Это не только серьезная тема для обсуждения, это тема для отдельного внимания гражданских активистов, экспертов, журналистов. Уверен: тот, кто разберется в этом, создаст прецедент.
Сегодня Правительство выбрало очень удобный для себя путь: стоять в стороне и наблюдать, как НКРЕ принимает решения по увеличению цен.
Зачем украинцам правительство-наблюдатель? Может, стоит спросить у Премьера, почему и тот газ, который мы импортируем, и тот, что добывается в Украине стоят одинаково? Хотя его «отговорка» известна: «унифицированная» цена позволяет повысить уровень дотаций». Лукавит Арсений Петрович...
Дело в том, что, спекулируя термином «унифицированная» цена, он «зарабатывает» на среднем классе. Украинцы, получающие на 10 – 20 грн. больше «дотационного» минимума (а таких найдутся сотни тысяч, даже среди пенсионеров), благодаря такой «уравниловке» вынуждены будут тратить дополнительно сотни гривен.
Вот и выходит, что люди, а не государство оплачивают часть дотаций. То есть, Яценюк снова организовал бюджетные «дотации» за счет «среднего класса». А ведь сделав цену на газ не унифицированной, а дифференцированной, правительство позволило бы населению платить меньше. Опять – воровство и обман.
Нам постоянно рассказывают о стремлении к европейским ценностям, европейскому уровню жизни... Но забывают, что жить по-европейски – это не только по-европейски оплачивать расходы, но и по-европейски зарабатывать. Вопрос о том, как увеличить возможности людей получать больше, перед властьимущими не стоит вообще. Вот в чем главная проблема, заставляющая нашу страну двигаться в никуда.
А ведь если взять для баланса размер тарифа на газ и среднюю зарплату, то средний украинец должен получать, как минимум, 18 тысяч гривен.
Премьер-министр не устает говорить, что в Европе тарифы (в общем уровне затрат) составляют 400 евро. Вы правы, Арсений Петрович. Только при этом забываете сказать, что средняя заработная плата там составляет порядка 2 тысяч евро в месяц.
Пора задуматься о том, как обеспечивать население соответствующими зарплатами и пенсиями, а уже потом – сравнивать с европейским уровнем жизнь людей в разворованной Украине. И дело не в «папередниках». Нынешний Премьер успевал «менять» высокие кресла при четырех последних Президентах, всегда оставаясь в высших эшелонах власти.
Владимир САЛЬДО