Херсонским кандидатам в депутаты полезно знать: Социология – неотъемлемая часть избирательной кампании
Все начиналось не с «пустого места», наша электоральная демократия с самого начала была подражательной, следовала западным образцам, а на Западе – без социологии – ни шагу. Я занимаюсь электоральными опросами с 1990 г., когда созданный мною вместе с моими друзьями-аспирантами социологический центр, вернее – временный творческий коллектив, организовал социологическую поддержку избирательной кампании бывшего тогда вторым секретарем ЦК ВЛКСМ Сергея Смирнова.
Проводил и оперативные массовые опросы и глубинные интервью, фокус-группы. Невозможно было интерпретировать результаты опросов без личного включенного наблюдения, приходилось участвовать в митингах избирателей, слушать выступления кандидата и его многочисленных соперников, немало времени провел в округе в московском спальном микрорайоне Бибирево. К слову сказать, С.Смирнов был таки избран депутатом Верховного Совета.
С тех пор прошло 24 года, за это время участники первого социологического коллектива на выборах стали известными профессорами-социологами, а интервьюеры – известными социальными технологами, руководителями крупных организаций, проведено большое количество электоральных опросов в избирательных кампаниях десятков широко известных и малоизвестных политиков в Украине, России, Белоруссии, Молдове.
Накоплен уникальный опыт, профессионально освоено ремесло полстера (так на американский манер называют организатора и руководителя электоральных опросов). Общество менялось, менялись избирательное законодательство и избирательные практики, поведение избирателей, неоднократно приходилось адаптироваться к неизбежным изменениям, выработалась установка – всегда быть современным и адекватным меняющейся ситуации.
«Переводим мы любовь с итальянского...»
А профессиональные правила полстера переводим с... английского. Выборы президента США, на которых впервые в истории победил афро-американец Барак Обама до сих по вызывают неподдельный интерес у широких слоев общественности. Известный американо-российский социолог, лично мне знакомый Борис Зусманович Докторов пишет: «Я уже отмечал одну из исторических особенностей президентской кампании 2012 года: у нее два победителя – Обама и полстеры, точнее, все причастные к проведению опросов и анализу электоральной статистики. Здесь я несколько уточню и проиллюстрирую сказанное ранее о «втором победителе».
Важнейшей составляющей победы Обамы в 2012 году стала инновативная система сбора и анализа информации об установках электората, разработанная его избирательным штабом. Ничего подобного ранее просто не могло существовать по двум причинам. Первая: даже в 2008 году, не говоря уже о более отдаленных временах, не проводилось такого количества опросов избирателей, как на этот раз, и необходимо было найти методы анализа этой огромной информации. Вторая: политологи, политтехнологи, полстеры, возможно, впервые осознали тот факт, что без новых компьютерных технологий и специалистов, знающих, как с ними работать, невозможно обосновать и реализовать победную технологию в условиях современных президентских выборов».
Огромной известностью и авторитетом пользуется Джоэль Бeненсон (Joel Benenson) – главный полстер президента Барака Обамы. Работа избирательного штаба Барака Обамы конечно сильно отличается от работы избирательного штаба кандидата в народные депутаты Верховной Рады по какому-нибудь мажоритарному округу в Херсонской области на выборах 2014 года. Тем не менее, то, как работают «у них» - важный аргумент для «наших». «У них» кандидаты активно пользуются социологической поддержкой своих избирательных кампаний, это – образец для подражания, если мы хотим побеждать и быть современными!
Немного о том, для чего нужна кандидату социология?
В начале избирательной кампании избирательный штаб, кандидат проводят базовый опрос, в ходе которого уточняют структуру электората в округе, его основные группы, изучают «проблемное поле» округа, основные информационные потоки и источники политической информации, желаемый образ депутата, наиболее существенные качества, которые избиратели хотят увидеть в кандидате. Изучаются ожидания избирателей по самым различным направлениям, которые определяют избирательную стратегию и тактику кандидата.
Главное – это знать где находится кандидат в политическом пространстве и каковы его шансы на победу. Для этого изучаются «рейтинги». Наиболее важной является информация об известности кандидата – без определенного, достаточного уровня известности рассчитывать на победу не приходится.
Поэтому важнейшим в опросах всегда является рейтинг известности, ранжированные ответы избирателей на вопрос: «Кого из этих местных политиков (на карточке дается список) Вы знаете? Победители будущих выборов находятся в верхней части рейтинга известности местных политиков, аутсайдеры – внизу, их знают мало.
Но для того, чтобы победить мало быть известным, нужно чтобы тебе доверяли люди. Поэтому изучается рейтинг доверия/недоверия. Задаются вопросы кому Вы доверяете из тех политиков, которых знаете? А кому не доверяете? Баланс доверия/недоверия у кандидата, который хочет победить на выборах, всегда должен быть положительным, если тебе не доверяют больше людей, чем тех, кто доверяет – такой отрицательны баланс и такой антирейтинг доверия – серьезное препятствие для победы.
Но вот мы подошли к самому главному ЭЛЕКТОРАЛЬНОМУ РЕЙТИНГУ кандидатов. Полстеры моделируют выборы, задают ситуационный вопрос: А если бы выборы проходили в ближайшее воскресенье, за кого из вероятных кандидатов вы бы проголосовали? Избиратель знакомится с обоймой вероятных кандидатов и моделирует голосование. На основе ответов избирателей-респондентов составляется электоральный рейтинг вероятных кандидатов.
Загадочное слово ЭЛЕКТОБИЛЛИТИ, которое один наш заказчик, известный в стране политик, настойчиво произносит на свой манер – электРобиллити. Но наш принцип – Заказчик всегда прав! Если он говорит электробиллити, то так тому и быть. Кто победит по Вашему мнению? Если число тех, кто верит в Вашу победу больше тех, кто готов за Вас проголосовать – значит у Вас позитивное электобиллити, есть резерв для роста электорального рейтинга. Представьте себе: встретились на Суворовской Сальдо с Одарченко и начали выяснять – у кого электобиллити больше?
В зависимости от пожеланий Заказчика полстеры проверяют эффективность проведенных мероприятий, восприятие избирателями лозунгов, фотографий, видеороликов, рекламных материалов, выступлений кандидата и т.п. Могут быть проанализированы реализованные предвыборные проекты, отдельные предвыборные акции.
Очень важно оценить в ходе избирательной кампании действующие тенденции, ТРЕНДЫ, для чего проводятся повторные замеры, опросы, которые иногда называют «срезами». Обычно это экспресс-мероприятия, на проведение которых выделяются не месяцы и недели, а дни. Для оперативности могут применяться уличные и телефонные опросы.
Нынешние выборы проводятся в условиях ограниченности ресурсов, в том числе и финансовых, ситуация такая, что кандидатам просто не дают деньги на проведение опросов, их хозяева, спонсоры берут организацию и оплату опросов «на себя». Конечно, срабатывает банальное желание заработать на проведении избирательной кампании в ущерб ее качеству. Возникает проблема проверки достоверности социологических данных которые «спускают» кандидату «генералы». Конечно, лучшая проверка, если нельзя проверить исполнителей (а они находятся, например, в Киеве) – это параллельный опрос, проведенный с другим исполнителем.
Кратко остановимся на функциях социологических исследований в ходе избирательной кампании.
Информационная функция. Кандидат получает уникальную и достоверную информацию о состоянии и настроениях избирателей в округе, достоверность которой можно проверить.
Диагностическая функция. Она заключается в возможностях на основе собранной информации давать анализ электоральных ситуаций, внутренних причин и следствий того или иного состояния электората.
Прогностическая функция, на основе опросов даются прогнозы хода кампании, оценивается вероятность различных сценариев, прогнозируется результат выборов.
Контрольная функция или функция обратной связи дает возможность оценивать эффективность работы штаба, агитаторов, оценить адекватность стратегии кампании и тактических решений.
Экспертная функции (функция социологической экспертизы) состоит в оценке адекватности применяемых избирательных технологий.
Наконец, социально-технологическая функция — помогает кандидату на основе социологической информации разрабатывать, конструировать новые технологии, новые проекты для обеспечения успеха на выборах.
Значительная часть социологической информации является собственностью заказчика и не публикуется, остается неизвестной публике, используется «для служебного пользования». Но наиболее продвинутые заказчики находят возможность часть результатов опросов публиковать. Это всегда радует социологов, для которых публичность, открытость их исследований всегда благо. Есть возможность обсудить их работу. С избирателями и коллегами. Публикация результатов исследований тоже имеет свои правила. Необходимо написать: когда, кто и по какой методике провел опрос. Обязательно указать ошибку выборки, технику сбора информации, тип выборки, даты полевого этапа и др. служебную информацию.
Если есть сомнения в квалификации социологов, в профессионализме проведенных опросов, можно обратиться в Херсонскую областную организацию Социологической ассоциации Украины для проведения экспертизы, консультаций.
На любые профессиональные вопросы готов ответить автор
Владимир Коробов
руководитель социологического Центра «Ukrainian Social Research Group»,
кандидат социологических наук