Виталий Бронштейн

Общественный деятель и педагог, заслуженный работник образования Украины.

Децентрализация – или «Спасайся, кто может»?

Децентрализация – или «Спасайся, кто может»?
В стране, где со школьной скамьи прививают мысль, что «горе от ума», рано или поздно приходит день, когда понимаешь, что без ума – тоже не сильно большое счастье.

Такое открытие автор этих строк сделал после недавнего ток-шоу «Шустер-лайф», на котором вице-премьер правительства, бывший мэр Винницы Владимир Гройсман озвучил ближайшие цели нового руководства.

Оказывается, главной задачей пришедшей на гребне Майдана власти является коренное изменение системы управления государством – децентрализация, без которой, «такие оперативные вопросы как подготовка к зиме, да и многие другие, связанные с качеством жизни человека в своем поселке или городе, правительство решать не может в принципе".

И далее: "Власть нужно отдавать на места. Точка. Другого пути, чтобы изменить страну, просто не существует. И здесь уже на кону не просто вопрос репутации президента и его команды, премьера и правительства, а также будущего парламента — на кону будущее страны".

А вот как это новшество подается уже на бумаге, в тексте Коалиционного соглашения в части реформ: «ІІІ. ДЕЦЕНТРАЛІЗАЦІЯ ТА РЕФОРМА ПУБЛІЧНОЇ АДМІНІСТРАЦІЇ

Ми забезпечимо формування системи державної влади та системи органів місцевого самоврядування так, щоб забезпечити ефективну реалізацію прав громадян, надавати на належному рівні публічні послуги, відповідально управляти об'єктами прав державної і комунальної власності, в тому числі шляхом збільшення прав та повноважень місцевих громад».

Оставим в покое стиль написания этого документа: «забезпечимо...щоб забезбечити...» - он говорит сам про себя, а еще больше – про незаурядный интеллектуальный потенциал авторов. Попробуем лучше разобраться, как отразятся на нашей жизни такие реформы. Но вначале небольшое отступление.

Главное отличие зомбированного человека - от непораженного промывкой мозгов - заключается в том, что он слушает, но не слышит; смотрит, но не видит; пытается думать, отказываясь при этом шевелить мозгами.

После телепередачи я с нетерпением ожидал возмущенной реакции зрителей - и не дождался. Похоже, над словами вице-премьера никто не задумался. Что ж, тогда предложу читателю простейшую логическую задачку.

Представьте себе крупнейшее производство: десятки цехов, сотни участков, многие тысячи рабочих. Его давно штормит: работа по устаревшим технологиям, некачественная продукция, трудности со сбытом, деградация трудового коллектива. И тут нерадивое руководство (другое такого бардака не допустило б!), желая спасти положение, вместо того, чтобы взяв на себя всю ответственность, произвести самые радикальные изменения, принимает решение поделиться властными полномочиями с низовыми структурами, мол, что хотите – то и делайте, выгребай каждый, как может!

В итоге: наукоемкая продукция исчезает, один цех переходит на выпуск сувенирных зажигалок, другой – отложных воротничков для семейных трусов, третий – еще какой-нибудь ерунды. Заводу, конечно, кирдык, но начальство свое под шумок поимеет.

Кстати, так у нас примерно и произошло в конце восьмидесятых, когда был положен конец государственному планированию.

Что такое «поделиться полномочиями», чем на самом деле является децентрализация государства? Охотно отвечу. Нынешняя система здравоохранения представляет собой итог того, как с населением «поделились полномочиями», чтобы оно само оплачивало свое лечение. Школьное образование – результат переданных родителям «полномочий» финансировать учебные заведения, которые без родительской копейки немедленно пойдут на дно, где, впрочем, некоторые и так уже находятся.

И это, заметьте, при решительном преуспевании наиболее шустрых директоров, которым щедро просеивается толика родительских денег. Еще нагляднее действия нашего руководства, избегающего ответственности за обеспечение всем необходимым участников АТО, рискующих жизнью во имя защиты Родины, и тихонько поделившегося полномочиями с волонтерами, взвалив на их плечи задачу, посильную разве что государству.

Ну что, достаточно примеров, как ловко всё получается, когда мудрое начальство вовремя делится излишними, с его точки зрения, полномочиями? Оставив себе, правда, главное полномочие - типа перевода в оффшор валюты и открытия миллиардных личных счетов...

Всё это так, но вернемся к конкретной децентрализации, предложенной вице-премьером. Прошу читателя воспринять следующее со всей серьезностью.

Украинская пословица «гуртом і батька легше бити» известна каждому. Сжатый кулак сильнее кисти с растопыренными пальцами. В трудных ситуациях надо объединяться, иначе поражение неизбежно.

И после этого меня кто-то убедит, что государство, находящееся в переходном периоде, сотрясаемое политическими и экономическими кризисами, ведущее боевые действия с могущественным соседом, набравшееся долгов как собака блох – нуждается, простите, в децентрализации, то есть имеющиеся полномочия признаются центральным руководством – излишними?! Если я сплю – разбудите меня!

Другое дело, если по каким-то причинам верховная власть стремится избежать ответственности, ища на кого её переложить. Новые полномочия, несомненно, придутся по нраву восточным областям, это будет еще один шаг к их отдалению от центра.

Кого порадует такая дележка власти в тотально коррумпированной стране, с населением, лишенным всяких моральных скреп? Конечно же, местных баронов. Если и раньше, без всяких полномочий, они тырили всё, что плохо лежит, то долгожданное новшество поможет им развернуться во всей красе: воровать больше, лучше, веселее, с улюлюканьем, черт побери!

Далек от мысли, что Владимир Гройсман или те, кто за ним стоит, глупее пишущего эти строки. Скорее, наоборот. Эти ребята знают, что хотят. Вот знаем ли это мы? И когда узнаем, не будет ли поздно? Ведь столь радикальная ломка системы управления государством в такие тяжкие времена может привести к непоправимым последствиям.

Когда большой корабль терпит бедствие, есть две стратегии действия экипажа: пытаться спасти своё судно и себя вместе с ним, или выполнять последнюю предгибельную команду капитана: «Спасайся, кто может!» - на плотиках и маленьких лодчонках. Как «спасались» республики бывшего Союза после его падения...

Чем в этом смысле является предлагаемая децентрализация, пусть решает читатель.

Что касается автора, ему бы хотелось, чтоб Украина оставалась единой и неделимой. Желательно, в домайданных границах. Но для этого необходимы, минимум, два условия. Первое – её никто не должен делить. И второе: она не должна делиться сама. Согласны?

Виталий БРОНШТЕЙН

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон