Спи спокойно, незабвенный товарищ!
Ровно день в день тридцать лет назад, 26 декабря 1991 года, в тяжких предродовых муках почил грозный и могучий Советский Союз, оставив после себя полтора десятка выкидышей-республик, жалко барахтающихся с тех пор в безбрежном океане рыночных отношений.
Три «прибалтийские пуговицы» - устроились лучше всех, прильнув к щедрому вымени еврососедей. Что скажешь – викинги! Правда, и там сейчас спальная зона, а все производства советского времени (ВЭФы, РАФы и пр) накрылись медным тазом, как и многие на материке. Занятное дело, всего трех мерзавцев, перепивших в Беловежской пуще, хватило, чтоб развалить огромную машину, худо – бедно (но с каждым годом всё лучше!) преодолевавшую ухабы мировой истории на пути к заявленному всеобщему братству.
О покойниках – либо хорошо, либо никак, а лучше бы правду, но в кратком некрологе много не скажешь. Ограничусь мнением лишь одного человека, которому безусловно доверяю – математика-философа Александра Зиновьева, автора потрясших меня когда-то «Зияющих высот» и «Катастройки». Ведь даже он, высланный из СССР и долгие годы живший на чужбине, кого не упрекнешь в любви к советскому режиму, считал бедой и преступлением развал Союза. Нельзя было рушить здание, фундамент которого был замешан на крови миллионов, погибших в революциях, войнах и мясорубке сталинского режима, нуждавшееся лишь в системных косметических и экономических улучшениях.
Поэтому лучше о другом, более поучительном и почти забытом, и хоть нормальные люди учатся на чужих ошибках, поговорим о собственных. Вспомним наших кумиров того времени и обязательно расскажем своим детям, кому за сорок, чтоб делали выводы и не клюнули на тот же крючок, что и их родители.
Как мы переживали за оппозиционера Ельцына, брошенного чей-то безжалостной рукой в Москва-реку, а после бродившего по магазинам и заглядывавшего в метро! Целых семеро помощников просили его не пить и не буянить, когда он освоился в Кремле и неча было скрывать свою суть, на самом деле. Боровшийся с привилегиями (а попутно наращивавший их для близкого окружения), он оставил после себя алчную семейку, пропив всё, что можно, и даже многое – чего нельзя…
Любимые мальчики из телепрограммы «Взгляд», открывшие нам море правды, к которой мы не были готовы, умея лишь жадно внимать, но слабые в понимании. Погрязнув в ней, мы возненавидели свое прошлое, без чего, как известно, проблематично будущее. А все они, сеятели интересного и запретного, неплохо устроились. Кого-то, конечно, сжили со свету, как Листьева и Боровика, но прочие Любимовы, огрузнев от прожитых лет и обильной пищи, по-прежнему живут и процветают.
Шустрые Шустеры и Киселевы с Ганапольскими, абортированные теперь в Украину и нашедшие здесь рай, вместо утерянного в нынешней России…
А славные депутаты ВС, появления которых мы ждали на экранах, сражавшиеся за нас с коммунистической гидрой и вырывавшие сладостные победы из её жадной пасти! Блестящие златоусты Анатолий Собчак и Галина Старовойтова, Юрий Афанасьев и Гавриил Попов, Егор Гайдар и Григорий Явлинский …
Конечно, тридцать лет – это большой срок, и много светочей демократической мысли ушло туда, где нет политических баталий. Но все – без исключения! – успели за свою земную бытность насладиться новым качеством жизни и вкусить спелых плодов своего участия в бескомпромиссной борьбе за счастье трудового народа.
Отсюда вывод: меньше верить тем, кто, на словах, нас любит больше себя, и думать собственной головой, чтоб не остаться у разбитого корыта, как миллионы наших сограждан после кончины великого Отечества.
Спи спокойно, дорогой товарищ! Может, твоя жалкая участь станет кому-то ценным уроком...
Виталий БРОНШТЕЙН