Также на встрече была обсуждена предложенная властью реформа школьного образования.
Заслуженный учитель Наталья Догларова сказала: "Нынешняя «реформа» образования – это боль и учителей, и родителей.
Отбросьте красивое название «Концепция Новой школы» и вы увидите, что власть хочет урезать школьную программу, продолжить закрывать школы и сокращать учителей".
Народный депутат Александр Вилкул подчеркнул: "Необходимо повышать качество образования молодежи, а не превращать Украину в страну парасюков. Предложения учителей станут основой законопроектов о поддержке образования и увеличении финансирования отрасли. Мы также требуем от Верховной Рады принять наши законопроекты № 2721 от 23.04.15 и № 2760 от 29.04.15 о запрете закрытия школ".
Участники встречи отметили ключевые проблемы предлагаемой реформы школьного образования;
- Снижение обязательного минимума знаний. Если сейчас изучаются на уровне стандарта 22 предмета, то будет лишь 9. Власть хочет ввести интегрированные, а по сути «сокращенные» курсы, например «Человек и природа», которая включает астрономию, географию, биологию (!), физику (!) и химию (!).
- Сокращение учителей. Из-за интегрирования предметов около трети учителей останутся без работы. А тем, кто все же удержится, необходимо будет проходить переаттестацию и переучиваться.
- Невозможность полноценного введения профильного образования. Во-первых, ранний отбор детей по мало объективным критериям, сужает возможности детей в выборе профессии.
Во-вторых, профильные предметы и спецкурсы еще возможны для больших школ, но в маленьких школах не может быть и речи о том, что ребенок сам выбирает свой профиль. В лучшем случае, профиль выбирает класс, не говоря уже о том, что очень часто школы навязывают свои идеи.
- Снижение качества преподавания. В педагогических вузах пока что не готовят учителей – универсалов, которые могли бы преподавать и физику, и химию, и биологию, и географию одновременно. А буквально за год переучить всех учителей в Украине - невозможно.
- Сложности с реализацией инклюзивного образования. Включение детей с особыми потребностями, которые сейчас получают образование в школах-интернатах, в образовательный процесс обычных школ имеет ряд серьезнейших проблем.
Реформаторы не говорят, откуда возьмут деньги на перестройку инфраструктуры (пандусы, лифты, туалеты, кабинет реабилитации), которая бы обеспечила доступность школ для детей с ограниченными физическими возможностями, оплату работы людей, которые занимаются с «особенными» детьми (логопеды, реабилитологи, психологи). Важно понимать, что сегодня у нас из 17,3 тысяч школ всего в 7% есть инклюзивные классы.
- Сжатые сроки реформы ухудшают ее качество. До конца апреля 2017 должны быть написаны новые образовательные программы, в 2018- напечатаны новые учебники для 10 класса, а в 2019 – для 11 класса. В результате обновленные учебные планы и учебники по интегрированным предметами для старшей школы должны ввести уже на 2018-2019 учебный год. Если все это и внедрится, возникает один вопрос, какого оно качества будет, раз сделано впопыхах и без подготовки?
"Даже если в реформах и было какое-то рациональное зерно, реализовать его не удастся по причинам отсутствия финансовых ресурсов и сжатых сроков реализации. Нам необходимо изменить подход. Уровень знаний молодежи должен вырасти, а не ухудшиться", - подчеркнул Александр Вилкул.