С Новым годом всех нас, дорогие херсонцы - с 1 марта!
Щедрик, щедрик, щедрівочка, прилетіла ластівочка... Так трепетно и нежно поется в одной из популярных щедрівок. Особенно, хорошо она звучит в морозный рождественский сочельник, когда вся семья в сборе за праздничным столом перед усыпанной мерцающими огоньками елью.
Как она смогла долететь к нам в такой холод? – вопрошает дитя у сведущих родителей. И занятые важными проблемами мироздания родители, не долго думая, тут же списывают все на чудеса и сказки. Дескать, ласточка была волшебная вот она и долетела. А некоторые просто молчат: мало ли чего там поют в этих щедрівках.
У каждой сказки, легенды есть исторические корни. И где-то до XV века у ласточки из щедривки все получалось, более или менее, складно. Ей удавалось соблюдать законы природы. Она прилетала исправно к Новому году, который у древних славян начинался в дни весеннего равноденствия, а чуть позже сместился к 1 марта.
У нее все было хорошо, пока не вмешались правители. А они совсем ничего не слышали о философе Лао Цзы, который всех убеждал, что «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» (в смысле лучший тот правитель, который никому не мешает).
Правители же всюду лезли со своими реформами и новшествами и в безрассудстве своем докатились до того, что реформировали Весну, Новый год и саму ласточку заставили прилетать зимой.
Наши предки были не одиноки в трактовке Весны – как начала Нового года. Так поступали почти все земледельческие народы. Например, римляне до реформы опять же известного великого правителя – реформатора Гая Юлия Цезаря тоже праздновали Новый год в марте.
Этот месяц был посвящен известному своей агрессией и воинственностью богу Марсу. О причастности к занятиям земледелием он скромно умалчивал, что привело к некоторому искажению и тенденциозности образа этого бога в мифологии. А бог Марс был почитаем не только в рядах оголтелой римской военщины, его любили и мирные земледельцы.
Некоторые народы, как например курды, которые ревностно чтут древние традиции, и в наше время празднуют новый год – Навруз в день весеннего равноденствия.
Также, к римским марсовым традициям возводят и широко празднующийся в Румынии и Молдове - Мэрцишор. Мартовский праздник начала весны - праздник влюбленных и просто всех близких, родственных душ. 1 марта они дарят другу бутоньерки – белые и красные тканевые кисточки, цветы, фигурки.
В честь праздника в Молдове и Румынии проводятся оперные, музыкальные, этнокультурные фестивали. На улицах городов и сел царит необыкновенное оживление, счастливые и радостные молодые люди дарят друг другу красно-белые мэрцишоры, поют и веселятся, приветствуя Весну. Бутоньерки носят на одежде весь месяц.
Праздник отражен в древней молдавской легенде. На опушке леса извечные и непримиримые соперницы, Белая Зима и Весна Красна сошлись в поединке. И пролитая Весной алая кровь на белом снегу во имя победы тепла и любви, пробуждения сил природы – жертвенный символ этого праздника.
В Болгарии также 1 марта один из наиболее любимых и популярных праздников. Только красно-белые бутоньерки – здесь называются Мартеницами, они посвящены женскому образу богини – весны, пробуждающей природу после глубокого зимнего сна.
Мощная, овеянная древними традициями, пронизанная любовью идея Мэрцишора - Мартеницы затмевает будничную суету 7 - 8 марта.
Пишу 7-го потому, что для нас эта дата очень актуальна. Именно этот день, по наблюдениям независимых экспертов, характеризуется наиболее сильными выбросами экстремальной энергии ИНЬ в питейных и других увеселительных заведениях нашего города.
Этот день, а точнее вечер (в этом году из-за выходных это будет 6-е) всегда особенный. До самой до полуночи, по улицам шатаясь и всхлипывая от нахлынувшего счастья, с букетиками и безо всяких мэрцишоров, кое-как перемещаются сумрачные тени идеалов грядущего праздника. В этом ли состоит – это самое счастье?!
По части соблюдения культурных традиций нам есть чему поучиться и у Молдовы и у Румынии. К тому же с прошлого года Молдова получила безвизовый режим с Европейским Союзом и уверенно обходит нас на пути европейской интеграции.
Будем же целеустремленны и последовательны в своей решимости догнать и перегнать ее. Тем более, что с 23 февраля мы уже справились. Теперь можно смело браться и за 8 марта.
Высказывая этот тезис, всецело уповаю на понимание со стороны демократически настроенной части женского сообщества и осознание того факта, что идеи суфражисти Клары Цеткин стоявшей у истоков Второго коммунистического интернационала давно себя изжили.
Да, 8 марта 1857 года ткачихи Нью-Йорка успешно провели марш «пустых кастрюль», требуя повышения зарплат. Давайте же почтим их память, постараемся несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, «наполним кастрюли» и закроем вопрос.
Давайте возрождать старину. Куда исчезла наша новогодняя мартовская память? Давайте вернем Весну нашей ласточке!
С Новым годом всех нас, дорогие херсонцы - с 1 марта!
Как она смогла долететь к нам в такой холод? – вопрошает дитя у сведущих родителей. И занятые важными проблемами мироздания родители, не долго думая, тут же списывают все на чудеса и сказки. Дескать, ласточка была волшебная вот она и долетела. А некоторые просто молчат: мало ли чего там поют в этих щедрівках.
У каждой сказки, легенды есть исторические корни. И где-то до XV века у ласточки из щедривки все получалось, более или менее, складно. Ей удавалось соблюдать законы природы. Она прилетала исправно к Новому году, который у древних славян начинался в дни весеннего равноденствия, а чуть позже сместился к 1 марта.
У нее все было хорошо, пока не вмешались правители. А они совсем ничего не слышали о философе Лао Цзы, который всех убеждал, что «лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует» (в смысле лучший тот правитель, который никому не мешает).
Правители же всюду лезли со своими реформами и новшествами и в безрассудстве своем докатились до того, что реформировали Весну, Новый год и саму ласточку заставили прилетать зимой.
Наши предки были не одиноки в трактовке Весны – как начала Нового года. Так поступали почти все земледельческие народы. Например, римляне до реформы опять же известного великого правителя – реформатора Гая Юлия Цезаря тоже праздновали Новый год в марте.
Этот месяц был посвящен известному своей агрессией и воинственностью богу Марсу. О причастности к занятиям земледелием он скромно умалчивал, что привело к некоторому искажению и тенденциозности образа этого бога в мифологии. А бог Марс был почитаем не только в рядах оголтелой римской военщины, его любили и мирные земледельцы.
Некоторые народы, как например курды, которые ревностно чтут древние традиции, и в наше время празднуют новый год – Навруз в день весеннего равноденствия.
Также, к римским марсовым традициям возводят и широко празднующийся в Румынии и Молдове - Мэрцишор. Мартовский праздник начала весны - праздник влюбленных и просто всех близких, родственных душ. 1 марта они дарят другу бутоньерки – белые и красные тканевые кисточки, цветы, фигурки.
В честь праздника в Молдове и Румынии проводятся оперные, музыкальные, этнокультурные фестивали. На улицах городов и сел царит необыкновенное оживление, счастливые и радостные молодые люди дарят друг другу красно-белые мэрцишоры, поют и веселятся, приветствуя Весну. Бутоньерки носят на одежде весь месяц.
Праздник отражен в древней молдавской легенде. На опушке леса извечные и непримиримые соперницы, Белая Зима и Весна Красна сошлись в поединке. И пролитая Весной алая кровь на белом снегу во имя победы тепла и любви, пробуждения сил природы – жертвенный символ этого праздника.
В Болгарии также 1 марта один из наиболее любимых и популярных праздников. Только красно-белые бутоньерки – здесь называются Мартеницами, они посвящены женскому образу богини – весны, пробуждающей природу после глубокого зимнего сна.
Мощная, овеянная древними традициями, пронизанная любовью идея Мэрцишора - Мартеницы затмевает будничную суету 7 - 8 марта.
Пишу 7-го потому, что для нас эта дата очень актуальна. Именно этот день, по наблюдениям независимых экспертов, характеризуется наиболее сильными выбросами экстремальной энергии ИНЬ в питейных и других увеселительных заведениях нашего города.
Этот день, а точнее вечер (в этом году из-за выходных это будет 6-е) всегда особенный. До самой до полуночи, по улицам шатаясь и всхлипывая от нахлынувшего счастья, с букетиками и безо всяких мэрцишоров, кое-как перемещаются сумрачные тени идеалов грядущего праздника. В этом ли состоит – это самое счастье?!
По части соблюдения культурных традиций нам есть чему поучиться и у Молдовы и у Румынии. К тому же с прошлого года Молдова получила безвизовый режим с Европейским Союзом и уверенно обходит нас на пути европейской интеграции.
Будем же целеустремленны и последовательны в своей решимости догнать и перегнать ее. Тем более, что с 23 февраля мы уже справились. Теперь можно смело браться и за 8 марта.
Высказывая этот тезис, всецело уповаю на понимание со стороны демократически настроенной части женского сообщества и осознание того факта, что идеи суфражисти Клары Цеткин стоявшей у истоков Второго коммунистического интернационала давно себя изжили.
Да, 8 марта 1857 года ткачихи Нью-Йорка успешно провели марш «пустых кастрюль», требуя повышения зарплат. Давайте же почтим их память, постараемся несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, «наполним кастрюли» и закроем вопрос.
Давайте возрождать старину. Куда исчезла наша новогодняя мартовская память? Давайте вернем Весну нашей ласточке!
С Новым годом всех нас, дорогие херсонцы - с 1 марта!
Георгий БЯНОВ
Центр исследований южно-украинского пограничья