Георгий Бянов

Независимый эксперт

Как мышонок потеснил Санта-Клауса

Как мышонок потеснил Санта-Клауса
Годы идут и старик уже не тот. С каждым годом Санта-Клаус постепенно сдает свои новогодние позиции Мышонку, Свинке, Обезьянке и их друзьям.

На то есть вполне объективные причины, объясняющие ежегодное повсеместное новогоднее помешательство на зверушках Восточного календаря в противовес герою европейского новогоднего цикла:

Причина первая – «А Санта-Клаус то говорят не настоящий!!!». Санта-Клаус стал частью мира сего, его надежно приземлили. Он живой, осязаемый, но не настоящий. Санта-Клаус перестал лазить в окна к своим поклонникам. В новогодние праздники днями он просиживает в резиденциях, ведет приемы на площадях, в ТРЦ и за городом. В нем легко можно узнать своего соседа, друга или знакомого.

С большим удовольствием, как и все взрослые, он пьет водку, закусывает солеными огурцами и мало кто верит, что он прибыл на оленях с севера. Дети разоблачают симуляции Санты на каждом шагу. Он работает на грани провала. Как-то года два назад в новогоднюю ночь под Херсоном в Олешках на городской площади, один из таких детей, видимо, решил проверить Санту на прочность. Он подошел к нему сзади и безжалостно дал дедушке пинка.

Что это было? - маленькая месть за принесенный или не принесенный подарок, следствие пережитой душевной травмы за разбитую новогоднюю сказку доподлинно не известно. Санта-Клаус, в роли которого тогда выступал один мой хороший знакомый, мгновенно развернулся, не утратив самообладания, жестко, но без нарушения норм словесно отреагировал. Инцидент был прекращен, но будь на его месте другие, менее подготовленные Санты ситуация могла бы принять и другой оборот.

Увы, несчастный дедушка разоблачен и десакрализован новогодней развлекательной индустрией. В противоположность Санте – Мышонок, Свинка и Обезьянка сотоварищи пребывают за границами мира сего. Они не уязвимы, не досягаемы для глаз, рук или ног, они живут в метафизическом защищенном от всех возможных посягательств компактном пространстве.

Причина вторая – «Миссия невыполнима». От Санта-Клауса постоянно ждут подарков, а денег на их приобретение у него нет. И Санта систематически уклоняется от раздачи даров, побуждая к выполнению своей миссии всех, кого только может и взрослых, и детей постарше.

Они же изо стараются незаметно, как нинзи совершить этот обряд под покровом ночи у елки или под подушкой спящего. Нередко при этом их ловят с поличным. Услуга за услугу. Взрослые, дарят за Санту подарки, они же заставляют бедного дедушку выступать у них на корпоративах.

А Мышонок, Обезьянка и Свинка никому ничего не дарят. К радости и праздному любопытству многих они будущность предсказывают.

Причина третья – монополия и статичность. Образ Санты статичен, он не меняется. Он как безальтернативный политический лидер, президент – диктатор, которого все время выбирают на следующий срок правления.
У него нет стимула к развитию, он легко может генерировать застойные явления и в конце-концов деградировать и завалить все новогоднее дело.

В тоже время Мышонок, Обезьянка, Свинка с друзьями напротив играют в демократию, последовательно меняя друг друга на престоле новогоднего праздника. И пусть это только движение по кругу, но все-таки они движутся.

Причина четвертая – крайне низкая вариативность. У Санты стандартный и очень ограниченный набор реквизитов. У него один костюм в нескольких цветовых вариациях, одна модель обувь, одни и те же сани, олени, одна и одна и та же фраза.

Все это сопровождается схематическими и монотонными сюжетными манифестациями. Он выходит к столу на новогоднем корпоративе, тусит в рекламе, работает в театре и ходит по утренникам. Он барражирует на городской елке для анимации праздника.

Мышонок, Обезьянка, Свинка с друзьями парят над землей, они выглядят объемней и выразительней. Мало того, что их двенадцать, у каждого из них четыре цвета, четыре стихии со всевозможными вариациями и толкованиями.

Причина пятая – он скоротечный и съедобный. Шоколадную антропоморфную статуэтку Санты можно купить в любом гастрономе и съесть. Это ритуальное поедание главного новогоднего тотема, видимо, должно напомнить празднующим о бренности мира и скоротечности самого праздника. По окончании новогодних торжеств, Санты исчезают, их укладывают в коробки с новогодними игрушками и прячут в кладовках. О них забывают до следующего Нового года.

А Мышонок, Обезьянка, Свинка с друзьями ментально присутствуют на всем протяжении года. Время от времени они заставляют своих многочисленных поклонников перечитывать предсказания, искать в них скрытый смысл, держать в памяти прогнозы и поведенческие установки на текущий год.

Один из парадоксальных эпизодов каждого нового года – это ментальная готовность многих праздновать год крысы и др. по восточному календарю уже с 1 января, то есть задолго до того, как он реально наступает. Символы восточного календаря выглядят более устойчивыми и притягательными.

А Санта совсем один, он спущен с небес на землю, поставлен начальством при елке, лишен средств существования и зависит от спонсоров. Долго ли протянет старик в такой обескураживающей земной обстановке, в условиях возрастающей конкуренции и внешних культурных интервенций?

Георгий БЯНОВ

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон