Народ странник: Кутригуры на Херсонщине и в Европе

Они были родственны друг другу. Первые пасли скот в междуречье Днепра - Дона. Вторые же обитали в восточном Приазовье.
Вопрос о точных географических ареалах расселения этих племен остается дискуссионным. Для нас же важно, что кутригуры кочевали на степных просторах Херсонщины на протяжении более чем двухсот лет и оставили определенный след в истории нашего края. А «историю надо изучать не потому, что она прошла, а потому, что она не успела убрать своих последствий», как справедливо утверждал В.О.Ключевский. Историческая судьба кутригуров лишнее тому подтверждение.
К сожалению, школьные программы не уделяют кутригурам достаточного внимания. Необъятное, объять невозможно. И места под солнцем школьного образования для всех кочевников средневековья не хватает. Печенегам, половцам, татарам повезло куда больше, в основном, благодаря их грабительским и захватническим набегам на Киевскую Русь.
К тому же, в VI веке у восточных славян еще не было летописания. И мы часто встречаем наших доблестных предков в византийских владениях на Балканском полуострове, где они, по свидетельству греческих авторов, иногда вместе с кутригурами, благополучно опустошали имперские владения. Эти времена были незамечены нашими летописями. Сегодня само труднопроизносимое имя Кутригуров, для многих наших земляков, - это "terra incognita". Кто же такие кутригуры, какого они роду племени?
Византийский историк VI в., Прокопий Кесарийский, современник событий, сообщает легенду, подтверждающую родственные связи между кутригурами и утигурами: «Как-то над ними властвовал царь, у которого было двое сыновей, один по имени Утигур, другому было имя Кутригур. Кода их отец окончил дни своей жизни, оба они поделили между собою власть, и своих подданных каждый назвал своим именем. Так и в мое еще время они наименовались одни утигурами, другие кутригурами. Они все жили и одном месте, имея одни и те же нравы и образ жизни».
Кутригуры подобно многим кочевникам степей из материальных соображений периодически конфликтовали с высокоразвитыми центрами оседлой цивилизации. Одним из наиболее перспективных мест поживы, для кутригуров являлась Византия. Она манила кочевников роскошью и богатством, всем тем, что сейчас называется высоким уровнем жизни.
Богатая византийская жизнь резко контрастировала с бытом воинственных пастухов. Позже, общаясь с императором Юстинианом, послы родственных им утигуров, жалуясь на условия, будут горестно констатировать: «живем мы в хижинах в стране пустынной и во всех отношениях бесплодной».
Видимо, в стремлении как-то исправить эту ситуацию в средине VI века н.э. кутригуры стали проявлять повышенную активность на византийском направлении. Кутригурские всадники наводят ужас на имперские провинции. Кутригуры (по мнению исследователей к ним тогда примкнули и славяне) во главе с Хиниалоном, а также в союзе с германским племенем гепидов, вторглись в пределы Византии. Византийцы не могли справиться с их натиском.
В этих условиях византийский император применил излюбленную тактику «разделяй и властвуй», которая предполагала стравливание двух соседних кочевых народов. В частности, Утигурам было предложено ударить в спину родственникам, пока те были заняты военными действиями в Византии.
Современный болгарский исследователь Димитров, ссылаясь на византийские источники, пишет, что вождь утигуров Сандлих, получив византийские предложения испытывал некоторые угрызения совести: «...это бесчестно и недостойно, истреблять наших соплеменников (кутригуров), которые не только говорят на языке, одинаковом с нашим, и являются нашими соседями, носят такие же одежды и ведут такую же жизнь, но ещё и наши родственники, хотя и подчиняются другим предводителям».
Впрочем, византийская дипломатия и золото помогли преодолеть эти сомнения. Аргументы византийской стороны подробно изложены у Прокопия Кесарийского. В частности сведению утигуров было доведено, что кутригуры относятся к ним «с полным пренебрежением», «они ежегодно получают от Византии крупные суммы», грабят византийцев «без всякого стеснения». Утигуры, не участвуя в этом, не получают никакой выгоды и не делят добычи с кутригурами. Также утигуры бессовестно игнорируют, что византийцам наносится вред, хотя издревле именно они являются их самыми близкими друзьями.
Эти увещевания подкрепленные золотом подействовали. Утигуры развязали междоусобную войну, которая, в конечном итоге, привела к взаимному истреблению обоих народов. Кровопролитная бойня истощила силы сторон и само имя этих племен кануло в лету.
Интересно, что некоторым пострадавшим от своих собратьев кутригурам было предоставлено политическое убежище – право поселиться в византийских владениях на Дунае на правах «федератов», т.е. союзников империи. Это вызвало наивный, но праведный гнев вождя утригуров Сандлиха.
Возмущенный позиций императора, он направил к нему послов с гневными словами: «...а этим кутригурам дается возможность наедаться хлебом, они имеют полную возможность напиваться допьяна вином и выбирать себе всякие приправы.... и т.д.» в то время как утигуры, посвятившие свою жизнь защите интересов империи в Северном Причерноморье продолжают в бедности влачить жалкое существование (у Прокопия яркая и эмоциональная речь послов Сандлиха передана дословно).
Император решения своего не изменил. Он внимательно выслушал послов, щедро одарил их и отправил восвояси. Миссия защиты дунайских рубежей империи путем взаимного истребления кочевников на некоторое время была выполнена.
Истощенные враждой Кутригуры и Утигуры выдохлись. Они сошли с исторической арены Северного Причерноморья, уступив степь другим народам. Часть кочевников осталась здесь, смешавшись с другими родственными племенами. Иные были увлечены во второй половине VI века аварами - новой группой кочевых пришельцев из Центральной Азии в Паннонию (равнинная территория в современной Венгрии). Здесь в VII веке они известны под именем болгар.
Позже, отколовшись от авар, часть кутригуров направилась в Баварию, откуда после неудачной попытки их вероломного истребления бежала в Италию. Эти кутригуры поселились в герцогстве Беневенто. Спустя 150 лет по свидетельству Диакона, они все еще сохраняли идентичность и общались на своем родном тюркском языке. Другая часть кутригур из Паннонии вернулась в причерноморские степи ими руководил - Кувер.
Украинский историк Михаил Брайчевский связал этого Кувера с легендарным князем Кием. По нашим летописным сведениям Кий бывал в гостях у византийского императора в Константинополе (Кувер там тоже бывал), а затем построил («срубил») на Дунае городок Киевец (Кувер бежав от авар некоторое время провел на Дунае). Впоследствии он с братьями поселился в Поднепровье и основал Киев. Эта достаточно необычная и оригинальная версия не поддерживается большинством историков. Поговорим о ней позже...
А исторический опыт кочевников кутригуров необходимо все-таки дополнительно осмыслить.
Георгий БЯНОВ
Центр исследований южно-украинского пограничья