Типология «вечного фашизма»
Известный нашим согражданам, прежде всего, по экранизации романа «Имя розы» (с Шоном Коннери в главной роли). Эко выбрал эту тему в связи с 50-ти летним юбилеем победы над фашизмом и кровавой трагедией в Оклахома-сити (США). В апреле 1995 года представители ультраправых экстремистских организаций осуществили там теракт, унесший жизни 168 американцев. Девятнадцать из них были детьми в возрасте до шести лет.
Начинается доклад откровениями пятидесятилетней давности, когда юный Умберто в условиях тотального господства пропагандистской машины фашистского диктатора Муссолини занимал позицию конформиста.
Писатель вспоминает: «В 1942 году, в возрасте 10 лет, я завоевал первое место на олимпиаде Ludi Juveniles, проводившейся для итальянских школьников-фашистов (то есть для всех итальянских школьников). Я изощрился с риторической виртуозностью развить тему «Должно ли нам умереть за славу Муссолини и за бессмертную славу Италии?» Я доказал, что должно умереть. Я был умный мальчик».
Немногие из сегодняшних «принципиальных» обличителей прошлого, политических деятелей постсоветского пространства способны на подобную честность и откровенные признания о своей комсомольской – коммунистической юности. Мы практически ничего не знаем о чувствах многих наших «героев сегодняшних дней», писавших сочинения на заданные советской пропагандой темы. Мы, конечно, смутно догадываемся об их внутреннем протесте и непримиримой принципиальной борьбе, которая уже тогда, как правило, незаметно для всех, беспощадно велась с советской действительностью.
В Европе все проще. Интеллектуальная среда западного мира не культивирует в таких объемах притворство, псевдопатриотизм и лицемерие. Европейское сообщество не боится персональных рефлексий на острые, темные темы своего исторического прошлого.
Впрочем, Умберто Эко уверен, что современная европейская политическая реальность не способна возродить фашизм в его классическом виде и в «прежних исторических декорациях». Этого не произойдет, несмотря на усиление неофашистских движений, возникающих повсеместно «в Европе... и, в частности, в России» утверждает писатель.
Однако, по его наблюдениям, призрак фашизма продолжает кружить по околицам европейского политического пространства. Его идеологические доминанты по-прежнему пребывают в фокусе общественного сознания. Тема «Вечного фашизма» - это не мимолетное видение в самобытном литературном творчестве великого итальянского писателя. Она получила свое развитие и в романе: «Таинственное пламя царицы Лоаны», который увидел свет в 2004 г.
Умберто Эко вывел ряд «типических характеристик «Вечного Фашизма», активное развитие которых неизбежно «конденсирует фашистскую туманность». Среди них, отметим следующие:
1. Культ традиции. Назойливые исторические и псевдоисторические апелляции к седым страницам героической древности, гипертрофия традиционной культуры, которая начинает тотально доминировать в культурном поле страны.
2. Синкретизм, эклектика. Смешение жанров: быков с трепетными ланями, Гоголя с Гегелем, Бабеля с Бебелем, а «Августина Блаженного со Стоунхенджем и протоколами Сионских мудрецов». Для выявления этого признака «вечного фашизма» Умберто Эко предлагает внимательно осматривать полки книжных лавок и страницы СМИ. Когда эта литература начнет доминировать сначала на полках, а затем и в головах – дело плохо.
3. Иррационализм. «Думание – немужественное дело». Современная культура воспринимается с подозрением». Она рассматривается как отступница от вековечных ценностей. Такая же подозрительность возникает по отношению к интеллектуальному миру, с его рыхлыми ни на что неспособными размазнями, слюнтяями и прочими «яйцеголовыми интеллигентами».
4. Неприятие критики и оппозиционности. «Несогласие – есть предательство».
5. Страх перед инаковостью, инородностью, непохожестью. Требование их уничтожения, изгнания, подавления или стерилизации в зависимости от конкретной ситуации. Расизм.
6. Факт рождения в определенной стране как единственный залог привилегий для человека – гражданина. Расхожее выражение «не ту страну назвали...Гватемалой» безоговорочно осуждается.
7. «Одержимость идеей заговора, по возможности международного», единственное, что может сплотить нацию, – это враги. Сограждане должны ощущать себя в осажденной со всех сторон крепости.
8. Оскорбленное достоинство нации. Сограждане «должны чувствовать себя оскорбленными из-за того, что враги выставляют напоказ богатство, бравируют силой». У.Эко отмечает: «когда я был маленьким, мне внушали, что англичане – «нация пятиразового питания». Англичане питаются интенсивнее, чем бедные, но честные итальянцы. Богаты еще евреи, к тому же они помогают своим, имеют тайную сеть взаимопомощи. Это с одной стороны; в то же время сочлены убеждены, что сумеют одолеть любого врага». Враги выглядят одновременно как сильные и слабые». Какие они реально никто не знает.
9. Культ вечной борьбы. Песнь стихии разрушения. «И вечный бой покой нам только снится». «Нет борьбы за жизнь, а есть жизнь ради борьбы». «Пацифизм равнозначен братанию с врагом». «Враг должен быть – и будет – уничтожен, значит, состоится последний бой, в результате которого данное движение приобретет полный контроль над миром, после чего наступит Золотой век».
10. Презрение к слабому. «Падающего толкни» - по Фридриху Ницше.
11. Популистский этнопартийный элитаризм. «Рядовые граждане составляют собой наилучший народ на свете. Партия составляется из наилучших рядовых граждан».
12. «Героизм – это норма. Герой «вечного фашизма» жаждет смерти, предуказанной ему в качестве наилучшей компенсации за героическую жизнь. Герою... умереть невтерпеж».
13. Культ мужественности (пренебрежение к женщине и беспощадное преследование всех нетрадиционно ориентированных лиц).
14. Иллюзорный диктат большинства. Стадный инстинкт. «Индивидуум прав личности не имеет, а Народ предстает как качество, как монолитное единство, выражающее совокупную волю».
15. Вождизм. Вождь представляет волю Народа, а сам народ «бытует как феномен исключительно театральный».
16. Стремление к экспансии, завоеванию (отвоеванию) новых земель, выстраивание страны в колонны, проведение массированных факельных шествий, одевание всех и вся в рубашки определенного цвета.
17. Критика «прогнивших парламентских демократий». Верховный «политик ставит под вопрос легитимность парламента, поскольку тот, якобы уже не отражает мнение народа».
«Вечный фашизм» полагает Умберто Эко «до сих пор среди нас, иногда он ходит в штатском». «Наш долг – выявлять его сущность и указывать на новые его формы, каждый день, в любой точке земного шара».
Так, что если вдруг, в какой-нибудь из стран нашего континента, Вас начнут обличать как модерниста, рационалиста, инородца, врага народа и, в конце – концов, интеллигента, которого сограждане выучили на свою голову...., Вы сразу поймете, что «не все в порядке в Датском королевстве» и будете готовы к точечному определению этого неординарного общественно-политического феномена. Мир будет спасен.
Георгий БЯНОВ