Георгий Бянов

Независимый эксперт

У истоков Голопристанского «столбизма»

У истоков Голопристанского «столбизма»
На Херсонщине Голопристанский лес, как и прочие лесные массивы Олешковских песков,строго и аккуратно разбит на одинаковые квадраты. У каждого из них есть свое собственное имя, свой код – магическая цифра, или попросту порядковый номер.

Такие номера наносятся на приземистые, остроконечные бетонные столбики, окрашенные белой и зеленой краской в узнаваемой пограничной стилистике.

Этот окрас придает парадную важность и позволяет бетону начальствовать над своими деревянными собратьями. А они, несмотря на стремление к вершинам власти, что выражено в более значительном росте и остроте отесанных топором вершин, вынуждены перебиваться вторыми ролями.

Лесхозовский демиург сделал «деревянные» столбы похожими на обычный кол, который никто, никогда не красил, и на котором лесники пишут цифры уже совсем небрежно, размашисто черными красками, без каллиграфических излишеств, как бы подчеркивая этим их низкое звание в строгой лесной иерархии.

Впрочем, на самой низшей ступени находятся столбы без всяких опознавательных знаков и надписей - «немые» столбы, роль и предназначение которых не установлено.

Все эти столбы располагаются на песчаных перекрестках лесных просек. Со всех сторон они плотно окружают тот или иной квадрат и служат путеводными вехами для заблудившихся, грибников, охотников и любителей пеших лесных прогулок.

Эти вечно блуждающие по лесу люди, встревоженные неотвратимо приближающимися сумерками и часто растерянные, рады любому столбу, который направит их на путь истинный. Они бесконечно счастливы, если им удается постичь нелегкую науку «столбизма» и правильно истолковать написанную на столбе цифру.

«Столбизм»* как идейно-философское течение заблудившихся в лесу людей зародился совсем недавно. Это случилось в декабре 1997-го года, когда два юных натуралиста из Херсона и Одессы, а с ними ирландский сеттер Герда после славной ночевки и продолжительной дневной прогулки в очередной раз заблудились в Голопристанском лесу.

Тогда путников не покидало ощущение, что они находятся где-то близ оставленного утром лагеря, но все попытки выйти на правильную тропу неизменно завершались полным провалом.

Герда искать лагерь не хотела и уговорить ее на этот подвиг не получалось. Мнимые угрозы о том, что ее хозяин, уже практически впал в первобытное состояние, а посему она может рассматриваться в качестве «ходячей консервы и может быть съедена за ближайшим ужином, по причине отсутствия съестных припасов и воды на нее никак не действовали.

Пока хозяин собаки тратил время на пустые речи, безуспешно взывая к собачьей совести, натуралист из Одессы получив озарение сумел правильно расшифровать, начертанную на деревянном столбе загадочную «клинопись».

После этого исторического события он встал на одно колено, как вассал перед сеньором, произнес у памятного столба вдохновенную речь и тем самым заложил постулаты «столбизма».

Первый из них гласил, что без лесхозовской карты с пронумерованными квадратами в лес идти нельзя. Поэтому выбравшись из леса натуралисты сразу же навестили Голопристанский лесхоз и сфотографировали план-схему квадратов.

Число приверженцев «столбизма» стало расти. К основателям этой доктрины впоследствии присоединился Петрович и Инна из Одессы. Объединенными усилиями с неизменным участием Герды в период с 1998-го по 2002-й год в зимний Голопристанский лес было совершенно несколько многодневных экспедиций, в ходе которых искусство «столбизма» было отточено до совершенства.

Охота была лишь формальным поводом для этих походов. В гуще леса, у «трех берез», на одной из лесных полян, которая была выбрана в качестве ежегодной стоянки, по причине наличия большого количества дров в виде поваленных деревьев,, под гитару было спето, немало песен, сложено правдивых историй и эпических произведений, г среди которых особое место занимает гимн: «Петрович, сосны и песок».

Пионеры «столбизма» на фотоснимках начала этого века радуют глаз своим жизнелюбием, безрассудностью, веселым нравом искателей и творцов всевозможных лесных приключений.

Со времени последнего визита прошло лет 15 как минимум. Полянка у «трех берез» затерялась в лесу без гостей. Сам лес, наверное, изменился и отыскать сегодня эту полянку будет гораздо сложнее чем прежде.

В прошлом году ушел Петрович и давно нет уже с нами ирландского сеттеры Герды.

Рукопись гимна где-то потерялась, помнятся только два четверостишья:

В пять пятьдесят восходит Багатюк*,
Охвачен синим пламенем Восток,
И сосны снова двинулись на юг,
Петрович, сосны и песок

Пусть патронташ наполовину пуст,
И Герды слышен слабый голосок,
Топор летит во мглу на каждый хруст,
Петрович сосны и песок....

Георгий БЯНОВ

Примечания автора:

*Столбизм – «термин», стебное учение последователи которого якобы обладают тайным, сокровенным знанием правильного прочтения и толкования надписей на лесных столбах.

**Багатюк – главный охотовед голопристанского лесхоза, прекрасный человек и наш товарищ, в балладах «столбизма» он как правило выступает в роли главного лесного духа, олицетворяющего таинственные и могущественные, магические силы голопристанского леса.

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон