Херсонцам о символах: Свобода
Его знают все исторические эпохи. Всегда в гуще событий, Свобода танцует на гребнях революционных волн, несется в мэйнстриме передовых идейных течений. Секрет ее вечной молодости – надежда на избавление, освобождение, совершенствование.
Она основополагающий принцип демократии, утешение для всех обездоленных, а также и преуспевающих, но связанных по рукам и ногам людей. Она культовая скульптура в Нью-Йорке.
Свобода. Она Факел на радио новостей и программ, которым можно верить. Она же и Шустрое мыльно-пенное ток шоу на нашем телевидении. Известная политическая партия страны, и главная площадь нашего города.
Свобода – этот великий и непреходящий символ, часто она становится объектом манипуляций и жертвой скрытого идеологического порабощения.
Под воздействием искусных манипуляторов, она превращается в Сирену, поющую сладкие, обманчивые песни. Она становится удобной ширмой для «голых королей», профессиональных революционеров, диктаторов и информационных спекулянтов.
Что с ней в человеческой истории только не делали, как только не склоняли и где только не использовали. Чего стоит только циничная, издевательская, ужасающая надпись на воротах концлагеря Дахау: "Труд делает свободным".
Свобода романтическая мечта всех революций. Она вожделенная мечта поколений угнетенных, жаждущих уничтожить вековые оковы, отрастить крылья и перебить эксплуататоров. Она - центральная идея всех восстаний древнего и нового мира.
Свобода великое завоевание французской революции и оправдание ее террора. Она сущностная часть Декларации прав человека и гражданина (Франция 1789 г.). «Свобода состоит в возможности делать всё, что не наносит вреда другому».
И, спустя 40 лет в Париже, Свобода - полуобнаженная женщина, запечатленная на картине Эжена Делакруа, ведущая на баррикады, где французы сражались друг с другом за Свободу.
Она часть знаменитого девиза Великой Французской революции: «Свобода, Равенство, Братство», который впервые прозвучал из уст одного из самых кровавых ее "героев" - якобинца Максимилиана Робеспьера в речи «Об организации Национальной гвардии» (беспрецедентный террор, развязанный Робеспьером во Франции в 1794 г. очень часто использовался Лениным как достойный для подражания пример и оправдание красного террора как всемирноисторической революционной неизбежности).
Эпитафия на могиле Робеспьера гласит "Прохожий не печалься над моей судьбой, ты был бы мертв, когда б я был живой". У Свободы было много врагов. Робеспьер считал, что "чувствительность, оплакивающая едва ли не исключительно врагов свободы, кажется подозрительной" и революционный террор якобинцев захлестнул Францию.
Диктаторы и тираны без Свободы не могут. Они используют ее как фиговый листок, которым прикрывают совершенные преступления. Иосиф Джугашвили - Сталин, например, строил социалистическое общество "...чтобы человеческая личность чувствовала себя действительно свободной".
В этом свободном обществе "наши речи за десять шагов не слышны, мы живем под собою не чуя страны, только слышно кремлевского горца, душегубца и мужикоборца". Миллионы людей не укладывающиеся в «свободную» модель Сталина гибли...
«У свободы Свобода не детское, злое лицо». Часто она упоминается рядом со смертью. За свободу расплачиваются жизнями. «Свобода или смерть» – надпись на знамени тачанок Нестора Махно в Гуляй поле.
Она центральная идея всех анархистских течений. «Свобода или смерть» - одна из центральных фраз гимна Румынии. «Живи свободным или умри» - девиз одного из штатов США.
Свобода кажется абсолютной, недостижимой величиной для тех, кто в нее не верит. Сражаясь за Свободу и победив нельзя прекращать борьбу. Свобода не возможна без сражений. Поэтому всегда и есть только вечная борьба за Свободу.
Лишь только успокоился, зазевался, пару дней проспал, почивая на лаврах... Слишком быстро катится камень с горы.... Херсонец проснись, ты уже снова Раб! Раб страстей, раб связавших тебя внутренних и внешних обстоятельств. Немедленно вставай и иди сражаться за свободу сначала.
Достигнуть ею в абсолютном значении способны не все, но степень несвободы всегда можно попытаться уменьшить.
Свобода всегда дается нелегко, даже в таких незначительных вопросах как, например, окончательное освобождение некоторых высоких чиновников от кресел в Херсонском городском исполнительном комитете, избавление их от полномочий, к которым они так горячо и сердечно привязались.
Без посторонней помощи эта Свобода чиновников от нагретых мест может так и не случится. Но как им помочь? Как подступиться к этому деликатному и общественно-полезному делу?..
Георгий БЯНОВ