Пирр - Царь Эпира
Царь Эпира Пирр не любил жить в мире, и на то были свои веские причины. Пирр родился и вырос в маленькой скалистой стране на северо-западе Греции. Его предки вели свой род от великого героя Ахилла, а сам он считался двоюродным племянником Александра Македонского.
Жить, и при этом не воевать, при наличии столь царственных предков, было сложно. И Пирр воевал, где мог и как мог - в Греции, Македонии, Италии. Своей империи у него не было, и Пирр воевал, чтобы стать таким же Великим, как и его героические родичи.
Сокровенным мечтам царя не суждено было сбыться. Провидение распорядилось так, что в историю Пирр вошел не как великий завоеватель, а как автор известного афоризма - «пиррова победа». Та самая победа, что досталась ценой слишком больших жертв. Бессмысленная победа, стратегический результат которой равен нулю.
Это открытие царь сделал в Италии в III веке до нашей эры. Тогда после успешного двухдневного сражения с римлянами при Аускуле, Пирр в сердцах воскликнул: «Еще одна такая победа, и я останусь без войска».
Несколько лет спустя, он погиб и сам в ночной битве на улицах греческого города Аргоса, сначала раненный в спину черепицей брошенной с крыши дома одной из местных жительниц этого города, а потом уже добитый на земле аргосцами.
Мрачный старина Харон – перевозчик душ умерших, встретил царя на известной всем древним эллинам мифической переправе в царство мертвых через подземную реку Стикс. Здесь Пирр тщетно просил Харона позволить ему вернуться. Он предлагал ему множество монет (плата Харону за переправу составляла всего 1 обол, который клался путешественнику в царство теней под язык).
Ведь Эпир так и остался маленьким государством, а множество народов, все еще непобежденных, неприкаянно слонялись без великих государственных дел у его границ. Харон был неподкупен. Да и не в монетах дело. Он знал, что многие бы заплатили ему больше, если бы он переправил Пирра через Стикс лет эдак на десять раньше. В Древней Греции, как и за ее пределами многие тогда вздохнули бы спокойнее.
Так и не став великим императором царь Пирр ушел в царство теней. Его гибель, достоверно описанная древнеримскими историками, должна была звучать реквием в назидание всем агрессивным и воинственным правителям.
Этого не произошло, несмотря на все предпринятые литературные и прочие миротворческие усилия. Печальный личный опыт царя оказался недостаточным для того, чтобы переломить ход истории, изменить подходы и образ мыслей сильных мира сего, жаждущих абсолютной власти и готовых ради нее на любые жертвы.
Прошло более 2300 лет после того, как несчастный Пирр канул в Лету. Царство Эпир исчезло. Древняя Эллада, а потом и пришедшая на ее место Византия пали под ударами, пришедших с севера, а затем и с востока варваров. Ненависть, злоба, цинизм, неверие, равнодушие, отчаяние царило тогда в мире, толкая государства и целые народы в пропасть небытия и забвения.
Прошли века, мир стал другим, но многие, как и прежде, продолжают идти проторенной тропой царя Пирра в хаос войн и вооруженных конфликтов. Только, в конфликтах современного мира очень часто не бывает побед, пусть даже и «пирровых». Здесь нет победителей, нет побежденных. Как правило, проигрывают ВСЕ!
У Пирра было все же маленькое оправдание. Рожденный до Рождества Христова он не знал Евангелия. С трудами Никколо Макиавелли и других философов нового времени он тоже, по понятным причинам не мог ознакомиться.
А ведь даже Никколо со своей циничной идеей, что «цель оправдывает средство» в глубине душе был против войны и, встреться с царем, он, наверняка, бы вразумил его. Пирра понять можно. Всем тем, кто несет миру идеи войны сегодня - оправданий нет.
Некоторые низшие животные организмы славятся тем, что нередко убивают себе подобных - Люди не должны им уподобляться...
Георгий БЯНОВ