Спасибо Андрей…,но больше так не делай!
«...История часто бывает несправедлива, особенно когда ее трактуют поэты».
Она давно к этому привыкла и покорно ложится на бумагу, которая все терпит и никогда не краснеет. Иногда она просто глина в искусных руках скульптора, ваяющего прошлое под щедро оплаченный заказ настоящего.
История очень часто напоминает провинциальный театр марионеток. «В ловких и натруженных руках» главного режиссера она, как опытная куртизанка, для многих выглядит ярко, свежо и убедительно.
Правда, некоторых искушенных зрителей, наблюдающих за тем, как куклы «героев вчерашних дней» засыпают нафталином и укладывают в сундук», чтобы достать «новые», убедить трудно. Они давно уже циники и не верят в правдивость поставленной пьесы.
В России недавно стартовал процесс по написанию единого учебника по истории. Нетрудно представить, каким он выйдет в печать после идеологического пресса российской государственной махины. Но какими будут наши новые украинские учебники и будут ли они вообще новыми в содержательном и концептуальном смысле?
Чего бы хотелось избежать так это перенасыщения конфликтными сюжетами. Конфликт не всегда зло, в философском смысле он основа всякого движения. Конфликтные модели очень эффективно используются для того, чтобы сплотить общество. «Сотвори себе врага», чтобы консолидироваться и выжить утверждают многие доктрины.
У нас с темой врага проблем нет. И все же гипертрофии хотелось бы избежать. Над новым учебником должны работать профессионалы - историки. Вмешательство государства должно быть минимальным. Это очень трудно сделать в условиях продолжающегося военного конфликта.
Нужна определенная ревизия – люстрация написанных за последнее время кандидатских и докторских диссертаций. Необходимо создать открытый интернет – ресурс посвященный плагиату, профанации и выявлению фактов написания научных диссертаций третьими лицами.
Украина занимает одно из ведущих стран в мире по количеству ученых. Эта сфера превратилась в успешный теневой бизнес, который необходимо искоренить.
Нужно воспитывать уважение к истории, к профессии историка. Лидерам мнений: политикам, деятелям культуры, бизнесменам, влияющим на умонастроения общества, следует осознать необходимость бережного отношения к истории, к этнокультурным традициям.
Вот недавний пример из России, слава богу, к нам он прямого отношения не имеет, но, все же, весьма поучительный. 03 марта известный российский музыкант Андрей Макаревич в интервью белорусскому изданию "Будзьма беларусамi" объяснил разницу между россиянами и белорусами по отношению к природе тем, что у белорусов это отношение европейское, а у россиян: «... испорченное кочевниками. Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах, они завтра едут на новое место. Им не надо заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русских это осталось со времен татарского ига...», - отметил Макаревич.
Пусть Андрей и руководствовался благими намерениями, борьбы и дискредитации режима, все же этими «благими намерениями усыпана дорога в ад» и пропасть межнациональной розни.
Приведенные певцом исторические параллели сделаны в духе дремучего радикального национализма образца 1-й половины ХХ века. Здесь мы отчетливо видим констатацию превосходства одного народа над другим, убеждение о решающем влиянии этнического фактора на поведенческие особенности народов в данном случае «наплевательского - бережного» отношения к природе.
Кроме того, что это просто элементарное невежество (кочевники, в отличие от индустриальных обществ, всегда очень трепетно относились к природе), пассаж Макаревича выставляет многие тюркоязычные народы (об этом сюжете, кстати, мне рассказал один из его представителей), мягко говоря, в весьма неблагожелательном свете. За это в некоторых европейских странах певца, наверное, попросили бы в суд.
Также, следует отметить, что эти резкие высказывания музыканта выставили оппозицию в дурном свете и дополнительно способствовали консолидации вокруг диктаторского политического режима в России.
Конечно, спасибо Андрей за активную гражданскую позицию, за поддержку, за благотворительные концерты, за сбор средств, за помощь, в которой нуждаются многие украинцы, оставившие свои дома, - но больше так не делайте. В дальнейшем, пожалуйста, будьте осторожны с этно-историческими экскурсами и паралелями.
У нас, кстати, в Херсоне, тоже есть уважаемый народный депутат, который часто и глубокомысленно рассуждает о негативном историческом опыте татарского ига, но только уже в украинском контексте.
Феномен «Андрея и Нардепа» напрямую связан с вульгаризованными штампами советской исторической школы с ее официально назначенными на роли врагов: «татарами», «боярами», «дворянами», «буржуинами» и т.д.
Эти штампы все еще крепко сидят в сознании людей советской эпохи - будь у них хоть два, хоть три образования, они все равно бессознательно генерируют их в современном информационном пространстве, тем самым формируя конфликтное этнокультурное поле. Мы должны предупреждать и пресекать подобные поползновения.
Ситуацию нужно стараться исправить. На Андрея я не надеюсь, он высоко и далеко. Уповаю только на херсонського народного депутата. Может он прочитает, поймет и перестанет....
А пока ждем нового слова, новых подходов в нашей исторической науке и школе, которые все изменят к лучшему.
Она давно к этому привыкла и покорно ложится на бумагу, которая все терпит и никогда не краснеет. Иногда она просто глина в искусных руках скульптора, ваяющего прошлое под щедро оплаченный заказ настоящего.
История очень часто напоминает провинциальный театр марионеток. «В ловких и натруженных руках» главного режиссера она, как опытная куртизанка, для многих выглядит ярко, свежо и убедительно.
Правда, некоторых искушенных зрителей, наблюдающих за тем, как куклы «героев вчерашних дней» засыпают нафталином и укладывают в сундук», чтобы достать «новые», убедить трудно. Они давно уже циники и не верят в правдивость поставленной пьесы.
В России недавно стартовал процесс по написанию единого учебника по истории. Нетрудно представить, каким он выйдет в печать после идеологического пресса российской государственной махины. Но какими будут наши новые украинские учебники и будут ли они вообще новыми в содержательном и концептуальном смысле?
Чего бы хотелось избежать так это перенасыщения конфликтными сюжетами. Конфликт не всегда зло, в философском смысле он основа всякого движения. Конфликтные модели очень эффективно используются для того, чтобы сплотить общество. «Сотвори себе врага», чтобы консолидироваться и выжить утверждают многие доктрины.
У нас с темой врага проблем нет. И все же гипертрофии хотелось бы избежать. Над новым учебником должны работать профессионалы - историки. Вмешательство государства должно быть минимальным. Это очень трудно сделать в условиях продолжающегося военного конфликта.
Нужна определенная ревизия – люстрация написанных за последнее время кандидатских и докторских диссертаций. Необходимо создать открытый интернет – ресурс посвященный плагиату, профанации и выявлению фактов написания научных диссертаций третьими лицами.
Украина занимает одно из ведущих стран в мире по количеству ученых. Эта сфера превратилась в успешный теневой бизнес, который необходимо искоренить.
Нужно воспитывать уважение к истории, к профессии историка. Лидерам мнений: политикам, деятелям культуры, бизнесменам, влияющим на умонастроения общества, следует осознать необходимость бережного отношения к истории, к этнокультурным традициям.
Вот недавний пример из России, слава богу, к нам он прямого отношения не имеет, но, все же, весьма поучительный. 03 марта известный российский музыкант Андрей Макаревич в интервью белорусскому изданию "Будзьма беларусамi" объяснил разницу между россиянами и белорусами по отношению к природе тем, что у белорусов это отношение европейское, а у россиян: «... испорченное кочевниками. Кочевники привыкли гадить, потому что они не сидят на местах, они завтра едут на новое место. Им не надо заботиться о чистоте. Подозреваю, что у русских это осталось со времен татарского ига...», - отметил Макаревич.
Пусть Андрей и руководствовался благими намерениями, борьбы и дискредитации режима, все же этими «благими намерениями усыпана дорога в ад» и пропасть межнациональной розни.
Приведенные певцом исторические параллели сделаны в духе дремучего радикального национализма образца 1-й половины ХХ века. Здесь мы отчетливо видим констатацию превосходства одного народа над другим, убеждение о решающем влиянии этнического фактора на поведенческие особенности народов в данном случае «наплевательского - бережного» отношения к природе.
Кроме того, что это просто элементарное невежество (кочевники, в отличие от индустриальных обществ, всегда очень трепетно относились к природе), пассаж Макаревича выставляет многие тюркоязычные народы (об этом сюжете, кстати, мне рассказал один из его представителей), мягко говоря, в весьма неблагожелательном свете. За это в некоторых европейских странах певца, наверное, попросили бы в суд.
Также, следует отметить, что эти резкие высказывания музыканта выставили оппозицию в дурном свете и дополнительно способствовали консолидации вокруг диктаторского политического режима в России.
Конечно, спасибо Андрей за активную гражданскую позицию, за поддержку, за благотворительные концерты, за сбор средств, за помощь, в которой нуждаются многие украинцы, оставившие свои дома, - но больше так не делайте. В дальнейшем, пожалуйста, будьте осторожны с этно-историческими экскурсами и паралелями.
У нас, кстати, в Херсоне, тоже есть уважаемый народный депутат, который часто и глубокомысленно рассуждает о негативном историческом опыте татарского ига, но только уже в украинском контексте.
Феномен «Андрея и Нардепа» напрямую связан с вульгаризованными штампами советской исторической школы с ее официально назначенными на роли врагов: «татарами», «боярами», «дворянами», «буржуинами» и т.д.
Эти штампы все еще крепко сидят в сознании людей советской эпохи - будь у них хоть два, хоть три образования, они все равно бессознательно генерируют их в современном информационном пространстве, тем самым формируя конфликтное этнокультурное поле. Мы должны предупреждать и пресекать подобные поползновения.
Ситуацию нужно стараться исправить. На Андрея я не надеюсь, он высоко и далеко. Уповаю только на херсонського народного депутата. Может он прочитает, поймет и перестанет....
А пока ждем нового слова, новых подходов в нашей исторической науке и школе, которые все изменят к лучшему.
Георгий БЯНОВ
Центр исследований южно-украинского пограничья