Василий Федин: Оправдано ли предоставление льгот судостроительным предприятиям?
Во всем мире налоговые льготы являются государственным инструментом стимулирования деятельности наиболее стратегических отраслей экономики.
Судостроение низкорентабельный бизнес, однако многие страны принимают программы государственной поддержки судостроения на том основании, что:
1. Судостроение, в отличие от других бизнесов, подтягивает за собой все отрасли страны. Считается что одно место в судостроении создает 8 рабочих мест в других отраслях. Судостроительные заводы покупают сталь, трубы, сварочную проволоку, краску, насосы и т.д.
Таким образом начинают работать многие заводы страны. Турецкое судостроение дает 1,3 млрд. долларов США выручки в год. Ведь именно это нам сейчас необходимо, не так ли??
2. Судостроение обеспечивает высокую занятость населения. Как например, в судостроительной отрасли Китая трудится 37 млн. человек.
3. Судостроение поддерживает экспорт страны, что в свою очередь приводит к стабильности национальной валюты. А как известно из учебников, отсутствие валюты у Нацбанка для удержания курса приводит к девальвации валюты и росту инфляции.
Инфляция бьет по карману жителей Украины, слабеют банки. Банкротство банков опять бьет по карману украинцев и уменьшает объем кредитов в экономике, а это приводит к падению ВВП. Замкнутый круг.
4. Как правило, предоставление льгот в одном виде налогов, дает общий рост налогов. Как например, льгота по налогу на землю для херсонских судостроителей составляет 16 млн. гривен в год, однако за 2015 год объем налогов и сборов, оплаченных Херсонской площадкой Смарт Меритайм Групп в бюджеты различных уровней, составил более 30 млн гривен.
Соответственно закрыв судостроительный завод, бюджеты лишаться в разы большей суммы чем льгота.
Оправдана ли государственная поддержка судостроения?
Часть стран говорит: ДА. К таким странам относятся: Китай, Корея, Япония и США. На долю этих четырех стран приходится 90 % мирового судостроения.
Интересно, что в 80-х годах в США администрация Рейгана отменила многие преференции американскому судостроению. За очень короткий срок судостроение в США практически перестало существовать.
Однако, после прихода к власти Билла Клинтона в ноябре 1993 г. Конгресс принял «Национальную судостроительную инициативу» вернув все льготы американским судостроителям.
Часть стран говорит: НЕТ государственной поддержке судостроительной отрасли. В Европейских странах с 1 января 2001 года, в соответствии с решением Европейской Комиссии, запрещено прямое субсидирование постройки судов.
Единственной разрешенной формой помощи производству остаются кредиты в соответствии с правилами OECD. Как результат, объем производства всех европейских судостроительных заводов в мировом масштабе уменьшился за последнее время до 1 %.
Немецкая консалтинговая компания Roland Berger проанализировав ситуацию в Украине и мировой опыт, сделала вывод что без государственной поддержки в стране судостроительная отрасль обречена на вымирание в ближайшее время.
Основная причина заключается в том, что при отсутствии льгот украинские судостроители предлагают на мировом рынке цену выше, чем судостроители из стран с государственной поддержкой, и соответственно остаются без заказов.
Нужна ли судостроительная отрасль нашей стране – решать нашим депутатам...
Василий ФЕДИН
Генеральный директор ООО «SMARTMARITIMEGROUP»