Кто «заложил бомбу» - известно. А кто «заказчик»?

Кто «заложил бомбу» - известно. А кто «заказчик»?
Как это ни цинично прозвучит, но взрывами, пушками, БТРами, минами в первой половине ХХI века, в самом центре Европы – сегодня граждан Украины уже не удивить...

Но такую «бомбу» социального характера, которую заложили Правительство и депутаты Верховной Рады, приняв комплекс законов в так называемом «блоке» Бюджет-2015, сыскать сложно.

Депутаты голосовали «вслепую» да еще и ночью. Поскольку никаких деталей о законопроектах, по которым стране жить и реализовывать реформы дальше, члены Кабмина не пояснили.

Не выпуская толстую книгу с заголовком «Державний бюджет України на 2015 рік» из рук, Премьер-министр, сидя в ложе парламента, лишь издалека показал ее народным избранникам. Что было в той книге, может переплетенная теория марксизма-ленинизма, всей стране остается только догадываться.

И, тем не менее, с принятым бюджетом нам теперь жить...

«Сможем ли?». Об этом мы говорим с народным депутатом Украины VII созыва, кандидатом экономических наук Владимиром САЛЬДО.

КОР. Владимир Васильевич, те, кто вчера внимательно следил за развитием событий в стенах ВРУ, на мой взгляд, давно не видели такого драматизма и цинизма одновременно.

В.С. Теперь в парламентскую историю Украины добавилась еще одна ночь – бюджетная. Можно было бы долго шутить по этому поводу, но вопрос крайне серьезный. Если Конституция, которую тоже голосовали ночью в 1996 году, детально обговаривалась, полемизировалась, то принятого госбюджета никто не видел. По информации моих коллег, которые работают сегодня в Верховной Раде, утром в понедельник даже в Секретариате Комитета по бюджету внятно не могли ответить, что же в результате за документ мы теперь имеем. Какие поправки учтены, какие нет. Лишь общие цифры. Депутатов поставили меж двух зол: с одной – война, с другой – дефолт. И «знаменем» вынесли «Надежду», что с принятием бюджета у Украины появится возможность таки получить очередной транш МВФ.

КОР. И каковы перспективы для людей?

В.С. Они лишь в том, что Премьер обещает уже в феврале показатели бюджета пересмотреть. А пока – единственное оправдание, что из вариантов: жить ли вообще без бюджета или все-таки с бюджетом плохим, выбрали более популистский. Местные советы смогут утвердить свои бюджеты, но сокращений, которые заложены в главном финансовом документе страны, не избежать. И коснутся они всех. В первую очередь тех, кто и так еле сводит концы с концами.

Увы, но из финансового документа бюджет превратился в документ политический. Парламентское большинство, хоть и с большой натяжкой (из 302 «за» проголосовали только 233 депутата), но показало, что оно существует. Это хорошо, но для большинства в глазах людей. А полезность такого «бюджета» для самих людей весьма сомнительна.

КОР. Выходит, что в Администрации Президента, Нацбанке и Кабмине уверены, что получили ручную машинку для штамповки нужных им решений, и что «Коалиция» теперь будет 5 лет беспристрастно и безоговорочно штамповать все нужные решения?

В.С. Для того и проводили досрочные выборы. Заявка общества на обновление Рады была лишь ширмой в достижении узкополитических интересов определенными политическими кланами.

КОР. Наверняка Вы обратили внимание, как вели себя в зале некоторые депутаты. Сколько раз звучали несогласия...

В.С. Да, конечно. Полемика внутри парламента есть. И это очень хорошо. Но, вопрос в другом, учитывается ли иное мнение в этой полемике? Пока налицо практика «председательствования» Турчинова. Если законопроект не голосуется, его, вопреки Регламенту, уже спикер-Гройсман ставит на голосование до последнего, пока нужного количества, даже по одному голосу, не соберется. Два, три раза, пока не «продавливает» нужные решения.

КОР. Часть «бюджетных» законопроектов приняли в четверг, часть отправили на «доработку» - на 1 день, поскольку проголосовать «за» не поднималась даже рука членов Коалиции. Но, чтобы даже прочитать проект бюджета государства, нужно 2 – 3 дня, а чтобы понять, о чем идет речь, просчитать, внести поправки, обговорить – не одна неделя... даже местный бюджет депутаты обсуждают целый месяц.

В.С. На «доработку» была всего-то одна ночь. Но то, что и после этого «доработанный» проект никто депутатам не показал, имеет простое объяснение: все версталось в воскресенье днем, потом – в ночь на понедельник. Поэтому и бралось голосование «измором» под утро. Сонные депутаты что-то поддержали. Чем это обернется для страны? Риторический вопрос.

КОР. Как можно «переверстать» бюджет за такое короткое время и можно ли сделать это качественно? На что это рассчитано?

В.С. Выпускание пара. В первую очередь, на то, что большая часть депутатов вообще не будет этим заниматься. Если Вы обратили внимание, во время выступлений в Раде к микрофонам, когда говорили по сути (а не занимались обливанием друг друга грязью), выходили одни и те же депутаты, которые действительно понимают, что стоит за той или иной строчкой.

И что за «красивыми фразами» подчас стоят вещи, которые без специального образования, а тем более опыта, понять просто невозможно. Их не то, что «с голоса», а даже после долгого обсуждения воспринимают далеко не все специалисты. Нельзя сказать: «Тут взяли – туда дали. Ничего не изменилось». На самом деле, за небрежно брошенной фразой «ничего не изменилось» стоят миллиарды гривень и миллионы людей с их судьбами...

КОР. Но голоса несогласных все-таки звучали...

В.С. Хотя не все на них обращали внимание. Но, я считаю, что это – хоть и слабый, но очень тревожный сигнал для руководителей Коалиции. Ведь во время обсуждения один из народных депутатов из коалиции заявил, что если депутаты не согласны с предложениями КМУ, может «стоит партиям, рекомендовавшим министров, к которым сегодня есть претензии, отозвать их».

Реплика незначительная, но очень глубокого содержания. И, хотя прямо термин «отставка КМУ» не прозвучал, именно такая интонация прослеживалась.

КОР. Если события и дальше будут развиваться в том же направлении, пожалуй, самые худшие прогнозы начнут сбываться еще быстрее. И уже не летом-осенью, а просто весной 2015 года Кабмин может быть отправлен в отставку?

В.С. Ситуация в экономике, продолжающаяся «война» на востоке никак не способствуют улучшению отношения к этому Кабмину, да и к этому составу ВРУ.

Давайте взглянем хотя бы на один из пунктов налогового Кодекса, который коснется всех и каждого – налог на недвижимость. Со следующего финансового года ввели обязательный налог на квадратные метры (жилые и нежилые) от площади 60 кв.м с единой для всех ставкой. Сейчас этот налог платят только лица, имеющие жилую недвижимость площадью более чем 120 квадратов.

Сразу представьте, во сколько раз из-за этого подорожает всё – от продуктов питания до услуг. Ведь все подстанции и технические пункты будут «обсчитаны», и с них будут взимать налоги. Кто в итоге будет платить – потребитель, то есть граждане. Ставка – в 2%, от размера минимальной заработной платы, за каждый квадратный метр.

Здесь, правда, Кабмин «подсластил», указав, что 2% - это максимум, а сколько будет реально – пусть решают местные власти. Налог на недвижимость отнесли к местным налогам и сборам. Хотят, пусть устанавливают – 0,1%, и будут «добрые», хотят – максимум, в 2%.

С одной стороны, установив максимум, местные бюджеты будут дополнительно наполняться, следовательно, на местах появляется возможность увеличить расходы. Но, из чего люди будут за все это платить? И как быть, если в квартире свыше 60 кв. м площадью живет не одна семья, а несколько. Так ведь нередко бывает. Неужели снова «голодные бунты» под стенами районных и городских советов станут частью нашей жизни?

С другой стороны, можно поставить минимальную ставку или освободить определенные категории от уплаты этого налога. Но, тогда за счет чего населенному пункту ремонтировать, строить, развивать, укреплять, белить, полоть, поливать, устранять порывы... Ведь дотации из госбюджета местным уменьшены.

Ход Кабмина «красивый»: мы вам предложили статью доходов, а вы ее хотите – используйте, не хотите – не используйте, зарабатывайте сами и денег у нас не просите.

КОР. И что всех, под одну гребенку?

В.С. Закон предусматривает, что местные органы будут иметь право устанавливать льготы для физлиц, религиозных организаций, объектов, принадлежащих многодетным или малообеспеченным семьям, опекунам детей, детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, а также – освободить от налога МАФы и помещения для рыночной торговли для малого и среднего бизнеса. По задумке КМУ – налог будет взиматься 1 раз в год, и его нельзя будет отсрочить.

Понимаете, норма Налогового кодекса по сбору на недвижимость вступила в силу с начала этого года, но мы, в прошлом созыве, приняли решение освободить физлиц от этого налога на 2013 год и облагать только элитные жилые квартиры и дома – свыше 120 квадратов площадью. Теперь порог существенно снижен, в том числе, для неплатежеспособных людей. Как можно принимать законодательные акты фискального направления, если у человека физически нечем заплатить?

КОР. Давайте попробуем перевести слова в конкретные цифры.

В.С. Скажем, если у вас совсем небольшая квартира (большинство спальных микрорайонов позднего СССР застраивались однотипными стандартными квартирами), но ее площадь превышает 60 кв.м. Допустим, 70 квадратов. Считаем. Минимальная з/п 2015 года – 1218 грн., от нее 2% – 24,36 грн.24,36 грн х 10 кв. м = 240 грн. 36 коп. в год (это то, что превышает необлагаемые 60 м.кв.), и дальше, в зависимости от площади.

КОР. Помните, раньше была 13-я зарплата, а теперь получается 13 квартплата.

В.С. Что-то в этом роде. Казалось бы мелочи... А если у вас отцовский дом, построенный для всей семьи... А если у вас там сарай, «летняя кухня», вот глядишь метров на 120 и набежит, а это уже 1,5 тыс. грн.

КОР. А что делать пенсионеру, кто-то в Кабмине об этом подумал? При пенсии 900 грн.?

В.С. Увы! Тут следует посчитать несколько по другому принципу: налог на недвижимость + коммунальные услуги + свет + газ + телефон + вода + канализация... что в итоге?

КОР. А еда?! Не придумала матушка-природа, как человек может быть сыт от вдыхаемого воздуха. Из воздуха суп не сваришь и на «воздух» кусок хлеба не купишь.

В.С. Я понимаю, сейчас в КМУ заявят: предусмотрены льготы – давайте. Хорошо, дадут. А дальше что? За счет чего местный бюджет наполнять?

И потом, давайте вспомним, что, покупая квартиру, люди за нее уже заплатили все налоги и сборы, а, зарабатывая деньги, на которые покупали, уплатили подоходный налог...

Кроме того, есть квартплата, это же, фактически, тот же налог, на ту же недвижимость.

КОР. Получается, у нас будет двойное налогообложение (квартплата + налог)...

В.С. Или такой вариант. Человек имеет в собственности какой-то земельный участок. Скажем 100 кв. м. На нем построен дом. Гражданин платит налог на землю. А теперь, будет платить еще один налог – на недвижимость...

КОР. Опять двоенное налогообложение... Есть выход из ситуации?

В.С. Самый простой рецепт – вывести из тени зарплату, перекрыть пути контрабанде, убрать посредников на закупках, решить проблему с оффшорами... вот и деньги для бюджета...

КОР. Увы, эти вопросы снова остались в стороне...

Василь КУРУКОВ

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів