Структуры созданы, что дальше?

Структуры созданы, что дальше?
Итак, Украина имеет сформированные структуры власти - институт Президента, Кабинет Министров, Верховную Раду. Что дальше? Работать? Да! И, еще раз – работать... И, тут... «Тупиковый проезд-2015». Как, работать? Да... Впрочем, сарказм в сторону.

Чего ждать дальше? Как будем жить? Ответы на эти вопросы мы ищем вместе с народным депутатом Украины VII созыва Владимиром САЛЬДО.

КОР. Владимир Васильевич, как Вам первые «трудовые будни» новой Верховной Рады? Сильно отличается от того, что было в Вашу каденцию?

В.С. Мне сложно подобрать слова для точного определения того, что в эти дни происходит в парламенте.

Цивилизованная Европа привыкла считать, что парламент – не только пример высшей формы демократии и плюрализма, но и высший эталон законности. Увы, то, что происходило в день дачи согласия на создание нового Кабмина, а уж тем более при формировании Комитетов Верховной Рады и их руководящего состава, кроме как «недоразумением» назвать сложно...

По форме «работы» ничего не изменилось: те же драки, то же блокирование, только, с большими ультимативными требованиями (которые грубо нарушают права ряда народных депутатов и людей, за них проголосовавших). То же проталкивание «своих» – создание по искусственной необходимости Министерства информационной политики со «скромным» бюджетом в 4 млн. грн. Поддержка программы деятельности Кабмина, реализация которой повлечет кричащие последствия для людей. Изгнание представителей оппозиции из руководства Комитетами.

КОР. От «квотного принципа» формирования Комитетов, кстати, тоже не отказались.

В.С. Но и не соблюли в отношении представителей оппозиции. По квотному принципу каждой политической силе в зависимости от количества мандатов в Раде положено определенное количество руководящих кресел, в новом составе Кабмина и Комитетах парламента.

Все громко заявляли, что мы будем иметь «технократическое» правительство – к власти придут технари-практики, четко знающие и понимающие, что нужно каждой отрасли.

На самой деле каждая политическая сила пробила себе такое количество кресел в Кабмине и Комитетах, на которое у нее хватило «сил». При этом, впервые за все время существования нашего независимого государства, были полностью проигнорированы интересы оппозиции. Как правило, именно за ней оставались должность вице-спикера, так называемые «контрольные» Комитеты и Счетная палата.

Получается, в этом составе Кабмина не представлены интересы более чем полутора миллиона граждан, проголосовавших за «Оппозиционный блок», и, приблизительно столько же – проголосовавших за мажоритарщиков, не вошедших в Коалицию.

КОР. А как же демократический баланс мнений?

В.С. Политический баланс и баланс мнений в нынешней Раде нарушены. Другое мнение, и право на него, всегда должны не только присутствовать в демократическом обществе, они должны иметь возможность действенного влияния на принятие решений. Иначе любая демократическая власть становится авторитарщиной.

Трансформация в украинском обществе началась не для того, чтобы рождать новых царей и создавать возможности для узурпации власти новыми «семьями». Такие «инновации» сегодня вряд ли пройдут испытание доверием людей и их терпением.

Давайте взглянем на абсолютные цифры. Во время парламентских выборов 2014 года право голоса имели – 30 миллионов 440 тысяч граждан Украины. Из них участие в голосовании приняли почти 16 млн. или 52,44%, от тех, кто имел право голоса. За депутатов, которые вошли в состав Коалиции (по партийным спискам) проголосовало – 8 млн. 654 тысячи 906 человек – 54,21% проголосовавших и 28,43% от тех, кто имел право голосовать. За «Оппозиционный блок» - почти 1,5 млн. Это 9,3% принявших участие в выборах.

То есть, закрывая рот депутатам от этой политической силы, выгоняя их из руководства Комитетами, не учитывая их мнения при формировании Кабмина, другая часть депутатов лишает права голоса почти 5% населения Украины (и еще около 2% при подсчете по мажоритарке).

Посмотрите, что происходит сейчас в Раде. Там пытаются быстренько сформировать «свою оппозицию» из тех, кто пришел в Раду от так называемых «патриотических» сил. Это делается, скорее всего, для того, чтобы отдать этим «оппозиционерам» руководство в тех Комитетах, которые должны быть отданы «оппозиции». Таким образом, принцип распределения Комитетов ВРУ между представителями разных «направлений» будет соблюден лишь формально.

Далеко не все граждане государства так уж радужно и безоговорочно принимают то, что делает сегодняшняя власть. Взять, хотя бы события в Виннице в минувшие выходные. Вот уж откуда точно не ждали «неприятностей». Действия «активистов» тут же объявили провокацией и заявили, что там действовали «деструктивные» элементы...

На самом деле «активисты» вышли на митинг с требованием убрать назначенного Президентом главу областной государственной администрации. Имеют ли люди на это право? Да, несомненно. Другое дело – способ, в какой все это происходило. Часть митингующих ворвались в кабинет председателя ОГА, и вынесла оттуда портрет Президента с криками «Это не мой Президент, я за него не голосовал!». А разве иначе действовали митингующие зимой этого года?

Я не сторонник кровопролитий и экстремистских действий со стороны кого угодно. Я за договоренности конституционным способом. Но, если власть упорно не хочет видеть другую сторону и слышать ее требования, что остается делать людям? И как можно расценить требование одного из «полевых командиров» с трибуны Верховной Рады в адрес такого же, как и он, народного депутата: «Закройте рот! Или мы вас отсюда вынесем!»?

Кто из депутатов имеет больше прав? Законность и еще раз законность – вот главный признак демократического общества. Мы же видим действия, очень далекие от принципов демократии.

КОР. Что, на Ваш взгляд, можно ожидать в ближайшей перспективе?

В.С. Конец прошлой недели давал предпосылки к тому, что все же депутаты успокоятся и «возьмутся за ум», и что, как минимум, до Нового года никаких экстраординарных действий быть не должно... Но, оказалось все не так. Уже во вторник – новое блокирование трибуны и более чем незаконные требования со стороны партии О.Ляшко – «выгнать» из руководства Комитетов ВРУ законно избранных депутатов. Затем – действия того же Ляшко в Запорожье – насильственное свержение избранного в соответствии с законом мэра...

Хотя, кроме этого есть еще один фактор, который может вызвать определенные волнения...

КОР. Бюджет?

В.С. Да, конечно же, бюджет. Исходя из заявлений, которые прозвучали буквально в понедельник, уже до 26 декабря должны быть приняты изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. Во время согласительного совета, в понедельник, спикер озвучил мысль о том, что «Все это должно происходить в максимально сжатые сроки».

КОР. В смысле?

В.С. Депутаты хотят формировать и принимать бюджет-2015, основываясь на новом принципе, задекларированном властью. Они хотят отказаться от «старой, централизованной системы» и ввести бюджетную децентрализацию. Абсолютно оправданное требование.

КОР. Что это даст людям? Почему бюджет хотят принимать так быстро?

В.С. Времени нет для «выживания»...

КОР. Что Вы имеете ввиду?

В.С. Увы, все просто. В государстве с каждым днем все меньше и меньше денег – золотовалютные запасы тают с каждым днем. Экономику может спасти только кредит МВФ, который государство не получит, если и дальше не будет выполнять ультимативные требования Фонда – повышать цены и снижать социальную защиту. Поэтому бюджет нужно принимать в спешном порядке. Увы, но большинство наших граждан, далеких от управления государством, даже не представляют, в каком ужасном положении мы сейчас оказались.

Какими бы благими намерениями это не оправдывали, правду о том, что действительно происходит с государственными финансами и возможностями не озвучивает никто.

КОР. Т.е. говорить о том, что новый год Украина встретит с новым бюджетом не приходится?

В.С. О том, что бюджета в этом году не будет, я говорил еще два месяца назад. Было понятно, что этот вопрос вызовет очень большие дискуссии. Тем более это очевидно сейчас: доходная часть бюджета сократиться в десятки раз, а затраты, только на «войну» будут продолжать расти.

Хотя, если на депутатов надавят, они все же примут бюджет. Но, это будет не более чем техническое решение. Проголосовать, в принципе, можно за что угодно. Вопрос в другом: будет ли это исполняться. В свете той информации, которой я располагаю, депутатов все же «склонят» к принятию бюджета: во благо получения транша от МВФ, но с оговоркой, что уже в январе бюджет будут корригировать. И так до бесконечности ...

Что касается Вашего вопроса о том, чего ждать людям? Ну, например, того, что «военный» сбор планируют продолжить собирать и в будущем году, только в увеличенном объеме. В мае – увеличение цены на газ на 40%. Во вторник Яценюк открытым текстом заявил, что населению следует ожидать повышения цен... Значит, это будет касаться не только газа, но и электроэнергии, продуктов питания.

Обеспечит ли такое повышение дополнительные поступления в доходную часть бюджета? Не уверен. Бюджет этого года уже недосчитается более 16 миллиардов гривен только от приватизации. В понедельник стало известно, что Кабмин сократил план поступления от приватизации на этот год с 17 миллиардов до 363 миллионов грн. Это увеличило объем государственных заимствований на 16,6 млрд. грн. (только по этому направлению).

Это результаты работы Премьера Яценюка. И, я думаю, что таких «сюрпризов» нам следует ждать множество. И спрогнозировать, к чему они приведут, очень сложно.

Василий КУРУКОВ

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів