Чего ждать на остановках?

Чего ждать на остановках?
Поездка в общественном транспорте, ее безопасность и комфорт весьма важны для подавляющего большинства херсонцев.

И хотя начинается поездка с остановки, у горожан много вопросов именно к транспорту, которого они здесь ждут. Так что к теме остановок мы приедем на «конечной остановке» этого материала.

С троллейбусным парком всё более-менее ясно – положение там непростое, но об этом доступно и достаточно говорят, потому горожане не задают «лишних» вопросов. А вот маршрутные такси перманентно подкидывают поводы для народного волнения.

НА ЧЁМ УЕХАТЬ ПОСЛЕ КОНЦЕРТА?

Длительная эпопея, закончившаяся подорожанием проезда до трёх гривен, теперь перешла в новую фазу. Если раньше мэр Миколаенко требовал от перевозчиков: «Наведите порядок, а то плату не поднимем», то теперь: «Наведите порядок, а то плату понизим». В очередной раз проект решения об отмене решения исполкома о подорожании проезда в маршрутках грозят вынести на сессию горсовета 28 ноября. Уже, мол, почти 2 месяца ездят по новым тарифам, а никаких выводов в плане того, чтобы обеспечить комфортную езду нашим гражданам, не сделано.

По словам Миколаенко, треть обращений от херсонцев, которые поступают к нему, в частности, на «Фейсбук», касается работы маршруток. Особенно в вечернее время. «Я сам неоднократно был свидетелем того, что после 18–19 часов уехать очень трудно, транспорта нет. Особенно когда после концерта много людей выходят – и ни туда, ни сюда!».

Тема вечерних поездок стала главной во время встречи мэра с руководителями фирм-перевозчиков во вторник, 25 ноября. «Мы понимаем, что у вас нелегкие условия труда, но на качестве работы это не должно сказываться, – заявил Миколаенко. – Мы пошли вам навстречу, подняв цену на проезд, – но любовь должна быть обоюдной». В свою очередь маршрутчики заверили, что процесс улучшения идет, хоть, может, не очень быстро и явно.

«За последние два года мы потеряли кадры и накопили долги, – от имени коллег выступил директор ОАО "Рембыттехника" Валерий Сивак. – А сейчас к зиме готовимся, мы вот за зимние шины на автобусы 260 тысяч гривен отдали. Работаем над поставленными нам задачами – к концу года на всех машинах будет GPS. Кроме контроля за движением это устройство еще и позволит объявлять остановки. А в салонах собираемся установить видеорегистраторы, что снизит количество конфликтов между пассажирами и водителем».

По мнению перевозчиков, повышение платы дало возможность их предприятиям «встать с колен» и работать не в убыток. Избежать штрафных санкций в виде депутатского решения о снижении цены сообща решили срочным выполнением основного требования властей: в течение двух дней, до сессионной пятницы, график движения вечерних и ночных маршруток должен быть не только продуман и утвержден, но и расклеен на ключевых остановках.

А уровень его выполнения подскажет дальнейший ход событий. Конечно, рубить сплеча не хочется никому: например, как ни крути, в Херсоне льготные категории граждан маршрутчики возят за свой счет, не надеясь на скудный бюджет государства. Да и на неформальные просьбы властей откликаются. А рассмотреть все жалобы от горожан готовы, говорят руководители предприятий, – пусть звонят.
Для этого в каждом салоне висит листок с данными предприятия-перевозчика, в том числе и контактные телефоны. Одна просьба – звонить оперативно и по конкретному поводу, то есть с указанием маршрута и номера автобуса, на водителя которого жалуетесь, а не «вообще».

У ПЕРЕВОЗЧИКОВ ТОЖЕ ПРОБЛЕМЫ

С жалобами на работу городского транспорта нередко звонят и в редакцию «Гривны». Среди вопросов – несоблюдение графика движения, хамство водителей, технические проблемы. Мы обобщили их и попросили прокомментировать директора ЧП «Корнет-Стиль» Тараса Негрузу.

«Мы в первую очередь сами заинтересованы в качестве и безопасности своей работы, – заверил Тарас Николаевич. – Поэтому механик обязательно проводит осмотр технического состояния машин перед выходом на линию и по окончании смены. Водитель проходит медосмотр тоже дважды во избежание каких-либо происшествий. Наши сотрудники обязательно убирают в салоне – кстати, хотелось бы упомянуть, что и пассажирам не надо забывать о культуре поведения.

Не нужно бросать бумажки-фантики и билеты, которые некоторые пассажиры требуют "из принципа" и тут же "теряют". То же относится и к кнопке вызова водителя у задней двери: пользуются ею по прямому назначению редко, предпочитая кричать шоферу, зато молодежь из любопытства в эту кнопку частенько тычет.

К сожалению, за порчу имущества еще ни одного пассажира не наказали. Как и за неоплаченный проезд – ведь не все граждане сознательно платят. Хотя по законодательству деньги надо давать при входе (!), некоторые сразу спешат занять места или заявляют, мол, сначала довези, а потом заплачу. А всех не упомнишь: один раньше вышел, другой с потоком выходящих смешался, третий просто убежал, не заплатив.

Именно поэтому на крупных остановках в часы пик водители открывают только переднюю дверь, доставляя этим неудобства пассажирам. Конечно, раньше за оплатой проезда следили кондукторы, но теперь их практически нет – это дополнительные немалые расходы, не оправдывающие себя. Такая же ситуация и с объявлением остановок – это не прямая обязанность водителей, хотя многие это делают. Но маршрутное такси часто останавливается по просьбе пассажира не на официальной остановке, и там же не будешь кричать: "Магазин на углу, между домами..."».

Конечно, подавляющее большинство жалоб идет на нарушения графика движения. То приходится ждать транспорт по 20 минут, то машина мчится, пропуская остановки, – и вдруг стоит непонятно почему. На это у маршрутчиков тоже есть объяснения. Например, водителю дается только начальное и конечное время рейса, без промежуточных.

Если где-то людей на остановках нет, он проезжает быстро, а время подгоняет там, где постоянный поток пассажиров. Естественно, люди на таких незапланированных стоянках возмущаются. На конечных пунктах машина тоже не должна стоять больше пяти минут, уверяет Тарас Негруза. Но каждый понимает, что большую роль играет, как обычно, человеческий фактор. Именно из-за него пассажиры нередко становятся невольными участниками маршруточных гонок или свидетелями телефонных диалогов между водителями: я такому-то конкуренту дорогу перекрыл, мол, а ты давай, мчись скорее, толпу забирай...

РЕКЛАМА ИЛИ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ?

Поэтому график движения необходим. И он должен быть общедоступным, вывешенным на каждой остановке. В настоящее время на остановках общественного транспорта скорее можно прочесть рекламу магазина, чем информацию по этому самому транспорту. А самое обидное, говорит начальник горуправления эстетики и внешней рекламы Константин Хутковский, что реклама на остановках дохода городу не приносит. Потому что еще при предыдущем руководстве облцентра ее отнесли к рекламе на транспорте, а за нее в бюджет не платят.

В Херсоне часть остановок принадлежит КП «Бюро эстетики городской среды и внешней рекламы» (91), вторая – ООО «Ванея нова» (41). И по договору с этой частной организацией они за свой счет устанавливают остановку и бесплатно размещают на ней рекламу – до 2017 года. Сейчас, говорит Хутковский, рассматривают целесообразность этого договора в условиях, когда поступление финансов в бюджет является приоритетным.

Чего же горожанам следует ждать на остановках? Ведь в первую очередь это место для комфортного ожидания транспорта: нужны защита от дождя, ветра – и информация о том, что именно это за остановка и куда, на чём можно с нее уехать. Еще 17 октября первый заммэра Игорь Пастух поручил разработать макет остановочных табличек. Предположительно, рассказал Хутковский, это будет пластиковая табличка размером 120 х 70 см с разноцветным выделением маршрутного такси и троллейбуса, номером горячей линии городского головы для жалоб на транспорт, прикрепленная в торец остановки – так она просматривается, когда едешь в маршрутке.

«Мы готовы принимать предложения от общественности, – заверил Константин Хутковский, – и через уважаемую "Гривну" обращаемся к херсонцам: если у вас есть пожелания о том, какую информацию вы хотите увидеть на остановке, звоните в горуправление эстетики и внешней рекламы по телефону 22-33-57 или пишите на электронный адрес estet7@ukr.net, будем анализировать, чтобы люди были довольны».

А «Гривна» в свою очередь предлагает горожанам более широкий спектр вопросов. И начнем, пожалуй, с того, есть ли вообще в цивилизованном понимании остановка в ваших краях. А если да, то насколько она выполняет свои функции – защищает ли от ветра и осадков, есть ли на ней лавочка
и урна, светит ли какая-нибудь лампочка и не приходится ли стоять в луже? Об этом вы можете рассказать нам по телефону редакции 26-26-88 или написать на office@grivna.kherson.ua.

БЕРЕГИТЕ ОСТАНОВКИ!

Как рассказала «Гривне» директор КП «Бюро эстетики» Татьяна Пиценко, в их хозяйственном ведении 67 остановок старого образца и 24 – нового. Старые, понятно, в подавляющем большинстве имеют плачевное состояние. А новые, с акриловой крышей и оргстеклом под рекламу нередко становятся жертвой вандалов. Например, остановку возле онкодиспансера уничтожили полностью. Гораздо чаще, конечно, делают мелкие пакости – урны ломают, объявлениями стенки заклеивают и краской размалевывают, лавочки разбивают.

- Небольшие ремонты делаем за свой счет, – рассказала Татьяна Дмитриевна, – но для крупных средства нужно брать из горбюджета, если их там предусмотрят. На следующий год мы разработали программу, в составе которой и вопрос о новых остановочных комплексах. Но примут ли ее депутаты?

Кстати, интересный момент, волнующий наших читателей, – за освещение остановок в Херсоне не отвечает никто! В рабочих проектах оно не разработано, а значит, ни одно из управлений, частных или коммунальных предприятий его не предусматривает, да и «Херсонгорсвет» этим не озадачен, как сообщил главный инженер Сергей Копылов.

Так что вам повезло, если возле вашей остановки есть городские фонари или хоть ларек стоит (не из тех, к которым в темное время суток лучше не подходить). А если вокруг темнота, то с новой силой звучит вопрос: чего же нам ждать на остановках?

Ольга ЛЯШОК
Гривна

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів