Модное нынче слово «буллинг» многие понимают лишь как проявление физического или психологического насилия в отношениях между учащимися.
Но не все знают, что жертвами психологического давления могут быть не только дети, но и учителя – как это случилось в Херсонском академическом лицее.
А началось всё с общего профилактического собрания в этом учебном заведении, на котором офицеры патрульной полиции рассказывали родителям и педагогам об особенностях общения подростков в социальных сетях, опасных интернет-группах, страшных последствиях для психики подростка некоторых виртуальных сообществ и необходимости родителям контролировать переписку детей в сети интернет.
Следует отметить, что не все родители прониклись важностью поднятой темы психологического насилия в сети интернет, а некоторые вообще не явились на собрание, ссылаясь на занятость. Но были и сознательные папы и мамы, не безразличные к внутреннему миру своих детей, которые предпочитают не допускать проблем, а не расхлёбывать потом их последствия.
После профилактической беседы с полицейскими, родители учащихся одного из классов Лицея ознакомились с общей перепиской своих детей в одной из социальных сетей, где дети создали чат для общения и были шокированы… отборным «многоэтажным» матом, издевательствами и оскорблениями с иллюстрациями порнографического характера, которые позволяли себе в общей переписке некоторые учащиеся по отношению не только к своим одноклассникам, но и к учителям!
Возмущённые родители тут же сделали копии особо «грязных» оборотов такого общения учеников и сообщили о «проблемной» переписке классному руководителю и администрации лицея, требуя прекратить эту вакханалию «матерного слова» с оскорблениями в адрес педагогов, элементами травли одних учеников другими и психологического давления на всех несогласных с такими методами ведения «дискуссии».
Администрация лицея отреагировала на проблемную ситуацию оперативно и адекватно – была создана комиссия с участием педагогов и психолога, выявлены главные «действующие лица» скандальной переписки и организаторы травли учеников и учителей в интернет-группе. Как результат – педагогический совет Лицея, на основании уставных положений учебного заведения, единогласно принял решение об отчислении из лицея трех зачинщиков скандальной переписки.
Жесткое, в виду возможных психологических последствий для всего школьного коллектива, решение педсовета ХАЛ стало неожиданностью для родителей отчисленных детей. Родители одного из участников переписки согласились с недопустимостью такого поведения их ребенка, извинились перед оскорблёнными учителями и забрали документы из лицея. А вот мамы еще двух отчисленных учениц посчитали такое решение педсовета слишком суровым наказанием за «шалости в интернете» их девочек и… возложили всю вину на учителей, которые «расправились с невинными подростками».
Началась настоящая травля педагогического коллектива Херсонского академического лицея с элементами психологического давления, и откровенного запугивания (все признаки буллинга) с целю заставить учителей изменить принятое решение: пошли жалобы во все инстанции от управления образования до прокуратуры, к руководству лицея стали приходить адвокаты и даже городские депутаты с требованием отменить «незаконное решение».
Педагоги не поддались давлению и вынесли проблему на общегородской уровень – собрали комиссию по факту буллинга в составе более десяти человек из представителей родительского комитета, управления образования, ювенальный полиции, всех городских служб по работе с несовершеннолетними. Решение комиссии было единогласным однозначным – в действиях зачинщиков брутальной переписки присутствуют элементы буллинга.
Но и этого одной из мам «невинно пострадавшего ребёнка» оказалось недостаточно – она подала исковое заявление в суд с требованием отменить решение педагогического совета ХАЛ, восстановить «пошалившую» девочку в лицее и… ВНИМАНИЕ: учителя должны возместить обиженной семье 50 тысяч(!) гривен за «моральный ущерб»…
И тут у большинства родителей учеников класса и учителей ХАЛ возникает логичный вопрос: какой же тогда должна быть сумма компенсации за психологическую травму и моральный ущерб, нанесённый этой перепиской с оскорблениями, матами и грязными картинками в отношении педагогов и других детей?!
Суд просто обязан рассмотреть эту ситуацию объективно и учесть позицию всех сторон конфликта. Ведь на чаше весов Фемиды: с одной стороны – амбиции одной семьи, защищающей интересы своего ребёнка, а с другой – мнение десятков родителей, которые тоже вправе бороться за моральное здоровье своих детей, а также принципиальная позиция профессионалов – педагогов, которые приняли жёсткое, но справедливое решение - наказать зачинщиков скандала, чтобы нормализовать психологический климат целого класса и всего школьного коллектива.
Поэтому родители детей и учителя Херсонского академического лицея уверены в справедливом разрешении этого морально-этического конфликта, который, безусловно, станет хорошим уроком для всех его участников. Но, в данном случае, ясно одно – педагоги действовали правильно – лучше предупредить проявления буллинга в школе, чем потом разбирать его трагические последствия!
Сергей БУШКО,
по просьбе учителей и родителей Херсонского академического лицея