Но это знаменательное событие снова откладывается на неопределённый срок. В городе поговаривали, что причиной невыхода этих недавно купленных троллейбусов является слишком низкая контактная сеть в Херсоне.
Но руководитель КП «Херсонэлектротранс» Егор Устинов на днях на заседании мандатной депутатской комиссии горсовета Херсона заявил, что это «глупости абсолютные».
По словам Устинова, причина в том, что тяговые электродвигатели троллейбусов «пробивает на корпус»: «В обмотке какие-то проблемы. Гарантийный случай. Мы их демонтировали и отправили в "Богдан Моторс". Он, в свою очередь, отправил их поставщику».
По имеющейся информации, поставщиком двигателей является предприятие на территории страны-агрессора.
«Мы рассчитывали, что двигатели вернутся за две недели, – отметил Устинов и добавил, что ситуация не уникальная. – Киев закупил у "Богдан Моторс" 80 троллейбусов на полмиллиарда, 16 из них изготовлены, начата отгрузка. У них такая же проблема с двигателями, что и у тех, которые поставили нам. Я уже просил мэра встретиться с губернатором по этому поводу и попросить содействия».
Впрочем, вряд ли херсонцам легче от того, что у новокупленного транспорта «типичная поломка» – ездить от этого проще не стало.
Но, может, это и к лучшему? Ведь, согласно словам того же руководителя «Херсонэлектротранса», проблемы с сетью в Херсоне есть.
«Комментировали, что из-за того, что мы подняли контактную сеть для новых троллейбусов, начнут падать опоры и ещё что-то, что там где-то что-то и так далее, – говорит Егор Устинов.
– На самом деле никакого отношения к выпуску троллейбусов на линию это не имеет. Контактная сеть не поднималась на прямых участках, на Ушакова, на Перекопской. На Перекопской другая проблема – тяговые подстанции. Под нагрузкой троллейбус там еле едет. Поэтому мы и просим деньги на следующий год. Это колоссально дорогое мероприятие. Телемеханика не работает».
О случае с упавшей 7 декабря на проспекте Ушакова троллейбусной опорой и последующем «искрении» директор КП ответил так: «Почему горел провод на Ушакова? Почему автоматика не сработала? Она уже лет 18 не работает в принципе. Раньше было так, что с подстанции на Железнодорожной мастер телефонным звонком отключал от электричества ту или иную подстанцию.
Теперь, чтобы отключить, с Железнодорожной ездила дежурная машина. И только когда вручную отключили, провод перестал гореть – там было короткое замыкание, а автоматики сейчас нет. Приезжали специалисты, подсчитали.
Это десятки миллионов гривен, чтобы всё восстановить. Не меньше 20 миллионов на 10 тяговых подстанций, которые у нас сейчас есть. Это с учетом того, что на каждой по 2–3 трансформатора, а работает, как правило, только один. Ходило бы 120 троллейбусов, всё давно бы накрылось, потому что не потянуло бы. Когда опора упала, мы подняли документы: опоры с 1965 года стоят, 47 металлических и 144 железобетонных, из которых 60 требуют замены.
Почему это произошло? Горсвет кинул воздушную линию, раньше она была подземной. Кабель – это серьезный вес, это дополнительная нагрузка. Внутри опоры не арматура, а прут, он просто рассыпался. Вообще, срок эксплуатации современных опор 30 лет, а эти стоят уже больше 50-ти. Их нужно менять, а поменять даже одну – это большая работа».
Тем не менее в Херсоне не оставляют планов приобрести новые троллейбусы. Так, 12 декабря начальник горуправления транспорта Марина Виркун сообщила, что в 2018 году хотят купить 12 «рогатых» и 60 автобусов. Не сразу, а в лизинг (то есть поэтапное приобретение автомобиля в собственность), на кредитные деньги. Для этого в 2018 году в бюджете нужно заложить 34,3 миллиона гривен на первый взнос и более 3 миллионов на проценты.
Кроме того, на укрепление материальной базы «Херсонэлектротранса» (в частности, на покупку шин и спецавтомобилей для ремонта и обслуживания контактной сети) на 3 года планируется выделить 3,5 миллионов гривен (2,7 миллиона из горбюджета и 800 тысяч – деньги предприятия). По словам г-жи Виркун, банки готовы профинансировать покупку автобусов под 16% годовых. Это стандартная ставка, прозвучало на комиссии, а нужно пообщаться с банками для подготовки индивидуальных коммерческих предложений.
13 декабря появилась информация о том, что в Херсоне подписали меморандум о сотрудничестве между ХОГА, облсоветом и компанией Lincoln Transport LTD. Пресс-служба губернатора сообщила, что на встрече обсуждали перспективы закупки высококачественных новейших троллейбусов и их частичной сборки на территории Херсонского машиностроительного завода.
Изюминка таких «рогатых» в том, что они оборудованы аккумуляторами, позволяющими некоторе время двигаться без контактной сети. Но более конкретно вопрос встанет после того, как в январе представители компании проведут технико-экономический анализ транспортного потенциала Херсона.
А тем временем общественный анализ этого потенциала неутешителен. Так, в ОО «Транспорт Херсонщины» изучили проекты программ развития общественного транспорта и электротранспорта, разработанные гортрансуправлением, и заявили, что «от 10% до 15% завышение по каждой цифре».
19 декабря на заседании исполкома горсовета Херсона рассматривали вопросы бесплатного проезда в троллейбусах. В частности, коэффициент соотношения «платников» к льготникам, ведь на основании этого показателя рассчитывается компенсация для «Херсонэлектротранса».
Но механизм подсчета льготников до сих пор не совсем понятен. Общественники предлагают выдавать пенсионерам специальные билеты и собирать их после поездки: тогда, мол, получится посчитать. По словам Марины Виркун, у них была аналогичная инициатива. Также говорили об опыте Львова, где ввели эксперимент по монетизации этой льготы.
Кроме того, звучало предложение ввести в троллейбусах бесплатный проезд для школьников. Но Егор Устинов назвал это популизмом. В итоге решили вынести этот вопрос на рассмотрение депутатов.
Решится ли эта долгоиграющая проблема в ближайшее время, сомнительно. Но ясно, что троллейбусы как явление из Херсона не исчезнут. И в «Херсонэлектротрансе» планируют установить памятник троллейбусу – к 10 июня, дате, когда 57 лет назад на улицы Херсона вышли первые «рогатые».
Уже подобрали место: недалеко от ТРЦ «Фабрика», при въезде в Херсон. А используют самую массовую модель, которая была в городе, – модель ЗИУ-9. Она после ремонта и реставрации станет памятником первым троллейбусам города.
Ольга АНДРЕЕВА
"Гривна. Новый формат"
Фото Егора Устинова