Поддержка инициатив Херсона и Литвы расширилась до берегов Каспия

В конце минувшей недели (16 февраля) на территории Посольства Грузии в Украине было проведено очередное обсуждение, подготовленного специалистами Литвы и Украины,проекта осуществления государственно-частного партнерства по «Модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и их эффективного развития», поданного 8 ноября 2017 года на рассмотрение Министерства инфраструктуры Украины группой компаний «Содружество».

Об актуальности и перспективности данного проекта, свидетельствуют появляющиеся в процессе его обсуждения новые инициативы и совместные проекты. Одной из них, рожденной во время обсуждения проекта в январе текущего года на территории Посольства Турции в Украине, стало предложение создать новый транспортный коридор: Клайпеда -Беларусь - Херсон - Трабзон - Грузия - Баку с выходом через Каспийское море к центральному транспортному коридору «нового шелкового пути».

Заинтересованность участия в реализации данной инициативы, высказанная представителем Посольства Беларуси в Украине, одобрение в Турции перешедшее в стадию технической отработки, направленной на обеспечение его эффективной работы (1 февраля с этой целью было проведено совещание в Министерстве транспорта Турции), свидетельствуют о заинтересованности со стороны стран-участников.

Обсудить дальнейшие шаги по созданию упомянутого транспортного коридора и новые перспективы, которые он предоставляет для стран Балтийского, Черноморского и Каспийского морских бассейнов пришли Послы и представители Посольств в Украине: Азербайджана, Беларуси, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Турции, Консульства Литвы.

Приняли участие в обсуждениях: Генеральный секретарь ГУАМ Алтай Эфендиев, заместитель Министра инфраструктуры Украины Виктор Довгань, представитель Министерства финансов Украины Любовь Борисенко, Народный депутат Украины Николай Паламарчук, глава Херсонской областной государственной администрации Андрей Гордеев, мэр города Херсона Владимир Миколаенко, мэр города Скадовск Александр Яковлев, и.о.директора ГП «Херсонский морской торговый порт» Александр Сухин, представители науки и бизнеса из разных стран Европы и Азии.

Грузия заявляет о заинтересованности присоединения к проекту

В своей вступительной речи, один из инициаторов проведения презентации и обсуждения проекта на территории Посольства Грузии в Украине, Чрезвычайный и Полномочный Посол Грузии в Украине Гела Думбадзе сообщил о полной поддержке со стороны Грузии как инициированного к созданию нового транспортного коридора, в котором предполагается задействовать украинские морские порты Херсона и Скадовска, так и подготовленного специалистами Литвы и Украины проекта модернизации и эффективного развития Херсонского и Скадовского морских торговых портов, в процессе реализации предложенной модели государственно-частного партнерства.

«В единстве наша сила и перспективы совместного развития, мы полностью поддерживаем данную инициативу и сам проект, рассматривая их как свои», - отметил господин Посол.

Было также отмечено, что подписанные, еще на стадии обсуждения проекта, меморандумы о сотрудничестве между, объединившей вокруг себя партнеров из разных стран, группой компаний «Содружество», Международным контейнерным терминалом города Батуми и одним из лидеров в Грузии по организации перемещения грузов наземным, морским и воздушным транспортном – компанией TRANSFOR GROUP (эффективно работает на данном рынке с 1996 года) свидетельствуют как о важности самого проекта так и способности инициаторов к его эффективной реализации.

Специально прилетевший из Тбилиси на презентацию проекта генеральный директор компании TRANSFOR GROUP Георгий Мчедлишвили отметил, что авторитет и высокая репутация ГК «Содружество» стали одной из основных аргументаций для его компании принять активное участие в реализации данного проекта, гарантируя обеспечение качества и соблюдения сроков перемещения грузов по территории Грузии.

Надежные мосты сотрудничества, создаваемые инициированным проектом, объединяя города и страны, свидетельствуют о его геополитической важности. Очередным свидетельством данного факта стало подписание, в процессе проведения данного презентационного мероприятия, широкомасштабного договора о партнерстве между городами Херсон (Украина) и Батуми (Грузия). Один из центральных государственных телевизионных каналов Грузии рассказав о проведенном мероприятии, отметил важность инициированных проектов.

Без реформирования Херсонского и Скадовского МТП инициатива создания нового транспортного коридора останется только на бумаге

В качестве базового проект ТЭО осуществления государственно-частного партнерства (ГЧП) по «Модернизации объектов портовой инфраструктуры Херсонского и Скадовского морских торговых портов и их эффективного развития», подготовленный группой экспертов из Литвы и Украины, был взят не случайно.

В Литве и Турции, по морским портам Клайпеды и Трабзона, были эффективно реализованы похожие модели ГЧП. Внимательно был изучен предлагаемый проект и в Грузии. Кроме того, одним из основополагающих факторов была указана способность ГК «Содружество», инициировавшей внесение проекта на рассмотрение Министерством инфраструктуры Украины, его реализовать.

Для более предметного обсуждения имеющихся перспектив проекта и инициированного в рамках его реализации транспортного коридора, генеральный директор ГК «Содружество» Виктор Попов и руководитель группы экспертов-разработчиков проекта доктор экономических наук, профессор Ирина Запатрина кратко напомнили присутствующим основные положения проекта, механизмы его реализации и ожидаемый экономический и социальный эффект.

Разногласия в приоритетах или ситуативное недоразумение?

Достаточно бурные дебаты вызвало выступление заместителя Министра инфраструктуры Украины Виктора Довгань (на фото), который высказавшись в поддержку инициативы создания нового транспортного коридора: Клайпеда-Беларусь-Херсон (Скадовск) - Трабзон -Грузия-Баку, акцентировал внимание на важность определения величины концессионного платежа при передаче Херсонского МТП в концессию. Кроме того, Виктор Николаевич обратил внимание на необходимость внесения изменений в действующее «концессионное» законодательство.

Апеллируя заместителю министра, Ирина Запатрина обратила его внимание на то, что приоритетность концессионным платежам рассматривается при реализации модели государственно-частного партнерства по высокоприбыльным объектам, к которым ни Херсонский, ни тем более Скадовский порты не относятся.

Из четырех морских портов Херсонской области – Генический прекратил свое существование, портопункт Хорлы не функционирует, Скадовский морской порт на грани остановки, Херсонский – демонстрирует тенденцию падения объемов обрабатываемых в год грузов. Что же касается действующего законодательства, то предложенная проектом модель государственно-частного партнерства может быть реализована, опираясь на положения Закона Украины «О государственно-частном партнерстве».

Достаточно детально попыталась разъяснить общеизвестные принципы государственно-частного партнерства, присутствовавшая на презентации, Декан факультета экономики и права Национального транспортного университета, доктор экономических наук, профессор, ведущий специалист в сфере развития транспортной инфраструктуры Украины на принципах государственно-частного партнерства Наталья Бондар.

Наталья Николаевна достаточно детально разложила по полочкам основополагающие принципы государственно-частного партнерства, которые должны знать студенты первых курсов. В частности, помимо международного опыта эффективной реализации подобных моделей, было акцентировано на аксиоме приоритетности величинам планируемых частным партнером инвестиций и экономическому эффекту от эксплуатации реформированного объекта.

При этом было предложено обратить внимание на те плановые показатели от реализации проекта, в виде ожидаемых налогов в бюджеты разных уровней, социальный эффект, экономический эффект от смежных проектов, которые будут появляться и развиваться. Данные прогнозные показатели, презентованные разработчиками проекта, свидетельствуют о колоссальных выгодах, которые получат от реализации предложенного проекта, как местные территориальные общины так и государство.

Удивила позиция заместителя министра инфраструктуры и представителя торгово-промышленной палаты Грузии, профессора Георгия Сигуа, который достаточно эмоционально говорил о том, что данный проект, учитывая уровень его международной поддержки, ключевую роль в создаваемом новом транспортном коридоре, уже имеет большое геополитическое значение, что должны понимать в Кабинете Министров Украины.

Ключевая роль временного фактора

Обращая внимание на открытость Министерства инфраструктуры Украины, Виктор Николаевич Довгань, также сообщил, что, опираясь на подписанный договор с ЕБРР и выделяемые, в рамках данных договоренностей, порядка 1 млн. евро, у Министерства инфраструктуры Украины есть намерение привлечь международных экспертов для подготовки ТЭО по передаче Херсонского морского торгового порта в концессию.

Перед этим за деньги Мирового банка группой международных экспертов была проведена аналогичная работа и подготовлено предварительное ТЭО по передаче Херсонского МТП в концессию. Однако результаты упомянутой работы в Министерстве инфраструктуры Украины, обоснованно, признали не реалистичными и использоваться не планируют.

Согласно озвученным Виктором Николаевичем прогнозам, на подготовку за выделяемые деньги ЕБРР ТЭО, конкурсной документации, положения о конкурсе и проведение самого конкурса по передаче Херсонского МТП в концессию уйдет порядка 1,5 – 2 лет. Данное видение и определяемая приоритетность действий, озвученная заместителем министра инфраструктуры, мягко говоря, очень удивили присутствующих.

Имея готовый проект, подготовленный специалистами Литвы и Украины, одобренный и поддержанный в странах-партнерах, с готовностью принятия участия в его реализации, проект, одобренный местными органами власти и дающий возможность подготовки и проведения, на базе предложенной расчетной модели, открытого конкурса, представитель министерства оглашает намерения отката в исходную точку.

Данная позиция не только удивила присутствовавших дипломатов и представителей бизнеса стран-партнеров, но и вызвала определенное негодование у главы Херсонской ОГА Андрея Гордеева и мэра Херсона Владимира Миколаенко.

Руководители области и города не только акцентировали внимание на необходимости приоритетности суммарному экономическому и социальному эффекту от реализации проекта, но и необходимости подготовки и проведения в максимально сжатые сроки открытого и незаангажированного конкурса по определению частного партнера для реализации, согласно предложенного проекта, модели государственно-частного партнерства. При этом выделенные средства ЕБРР можно было бы использовать для иных целей, частично направив на подготовку и проведение самого конкурса.

«Если предполагается ждать 1,5 – 2 года до момента начала фактического реформирования Херсонского морского порта, то наверно нам стоит уже сейчас рассматривать варианты альтернативного использования используемого портом земельного участка, например под жилое строительство», - отметили Андрей Гордеев и Владимир Миколаенко.

В данном, саркастическом высказывании, прослеживается оценка «логики» действий в киевских коридорах власти. Учитывая фактическое состояние Херсонского, а тем более Скадовского, морских портов, за упомянутые 1,5 – 2 года они могут либо прекратить свое существование, либо стать окончательно не конкурентными.

Полностью коррелировалось с мнением разработчиков проекта, их партнеров и руководителей Херсона и области, выступление генерального секретаря ГУАМ (организация, объединяющая четыре страны: Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову) Алтая Эфендиева).

Отметив большой транзитный потенциал Украины, он обратил внимание на перспективы развития транспортных коридоров по перемещению грузов, в которых могут быть задействованы морские порты Украины. В существующих и предполагаемых к созданию транспортных коридорах до этого ни Херсонский ни Скадовский порты не фигурировали.

Инициатива создания нового транспортного коридора: Клайпеда-Беларусь-Херсон (Скадовск) - Трабзон - Грузия - Баку, к тому же с учетом той поддержки и готовности участия, которую высказывают страны-партнеры Украины, имеет очень хорошие перспективы на жизнь и открывает очень большие возможности регионам, через которые он будет проходить.

При этом, кроме выхода на Китай, очень активно себя начали вести таки страны как Иран и Индия, которые также необходимо рассматривать как очень перспективных партнеров. При этом, «очень важен фактор времени. Малейшее промедление может окончательно оставить вне процесса порты Херсона и Скадовска», отметил Алтай Эфендиев.

Данное экспертное мнение генерального секретаря ГУАМ является бесспорной. В частности, для реализации международных проектов по созданию транспортных коридоров, альтернативой украинским черноморским портам вполне может быть порт Констанца (Румыния), в который могут уйти транзитные грузы, перемещаемые из Ирана и грузы, идущие через Турцию.

У всех стран, находящихся в стадии военного конфликта, проблемы с привлечением иностранных инвестиций

Позитивно оценил идею создания транспортного коридора Посол Азербайджана в Украине Азер Худиев. Отметив, что Азербайджан имеет хорошую транспортную инфраструктуру, порты на Каспийском море в г.Баку и современный, недавно построенный порт в пос.Алят, развитую железнодорожную сеть (в том числе введенный осенью прошлого года международный ж/д проект БТК, соединивший железной дорогой Баку с Тбилиси и турецким городом Карс).

Предложенный проект нового транспортного коридора интересен и перспективен, Азербайджан также заинтересован активно принять участие в его реализации, т.к. подобные проекты должны способствовать развитию экономик стран-участников.

Что касается проекта ГЧП по Херсонскому и Скадовскому морским торговым портам, то Посол Азербайджана отметил, что все страны, находящиеся в стадии военных конфликтов, имеют большие сложности с привлечением иностранных инвесторов для участия. Данная констатация господина Азера Худиева лишний раз подчеркнула важность и ключевую роль базового - внутреннего инвестора.

Подобное мнение не ново. Аналогично высказывались представители и других стран о готовности участия в реформировании и развитии Херсонского и Скадовского морских портов, только при условии если базовым будет внутренний инвестор, который возьмет на себя большую часть предполагаемых к внесению инвестиций. Данный акцент Посла Азербайджана, свидетельствующий об объединяющей роли ГК «Содружество», которую этот инициатор проекта обосновано готов взять на себя, очень важна для успеха самого проекта.

При этом опираясь на завоеванные годами авторитет и репутацию как внутри страны, так и за ее пределами вполне могут стать обоснованный стимулом присоединения к проекту и представителей Азербайджанского бизнеса. Следует заметить, что оценив важность и перспективность инициируемого к созданию нового транспортного коридора и ключевую роль в его эффективной работе портов Херсона и Скадовска, Посол Азербайджана в Украине озвучил намерение уже весной этого года посетить Херсон и Херсонскую область.

Скадовский морской торговый порт – исчезнуть или эффективно работать?

В заключение мероприятия выступил мэр Скадовска Александр Яковлев, который отметил историческую роль морского порта, благодаря которому появился на карте и город Скадовск.

Обратив внимание на две составляющие будущего успеха и развития города – порт и развитие курортной инфраструктуры, Александр Юрьевич позитивно отозвался о выписанной в проекте отдельным разделам координацию действий руководства порта с городскими властями и территориальной общиной, предполагаемое проектом создание единого логистического центра и координирующего органа управления Херсонским и Скадовским морскими портами с намерениями перераспределения грузопотока между портами, в зависимости от сезонности, с целью устранения рисков минимальной угрозы курортному сезону от работы порта.

Альтернатива полной неопределенности и пассивного наблюдения за тем, как Скадовский порт умирает, которую сейчас демонстрируют из Киева – энтузиазма у скадовчан не вызывает...

Владимир МАКУХА

© 2021 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів