Возможность отличного заработка очень привлекает молодых парней. Ни для кого не секрет, что заработок среднестатистического моряка намного выше средней заработной платы в нашей стране. А при условии, что моряк имеет возможность не тратить эти деньги, она еще и накапливается. Но данная профессия имеет не только преимущества, но и свои недостатки.
Именно о недостатках и минусах, столь романтической профессии говорили сегодня 26 марта на конференции в пресс - клубе «Новый день». Ее участниками были: Андрей Шевченко – руководитель проекта БО «Фонд помощи морякам «Ассоль»»; Максим Шеремет – юрист, БО «Центр общественных программ»; Мария Новикова – доцент, кандидат юридических наук, зам. декана юридического факультета ХГУ по вопросам практики.
Статистика свидетельствует, что в последние годы количество задержанных и арестованных судов под украинским флагом не уменьшается. К сожалению, о правах моряков преимущественно вспоминают тогда, когда уже что-то случилось, поэтому участники конференции решили напомнить морякам, что за свои права нужно бороться.
Именно поэтому, сегодня в Херсоне центр общественных программ с помощью финансовой и консультационной поддержки благотворительного фонда «Ассоль» организовал проект «Безопасный рейс», который направлен на защиту прав моряков.
«О проблемах моряков все знают не понаслышке, - начал разговор руководитель проекта Андрей Шевченко. – Первой проблемой раньше, было пиратство, сегодня это брошенные суда, экипажи, также невыплата заработной платы. За четыре года поступило более трех тысяч обращений от моряков и членов их семей, из них 80% касаются брошенных экипажей либо же невыплаты заработной платы. Сложно решать такие вопросы, потому что моряки работают на иностранных работодателей и тогда, кроме украинского законодательства, которое в данных случаях ничем не помогает, замешан еще и орган международного права».
Как сообщили участники конференции, чтобы избежать подобных неприятных моментов, еще в начала 2013 года, был создан проект «Брошенные суда, экипажи в период кризиса, а также методы их предотвращения», который нашел поддержку международного фонда «Возрождение». Велась просветительская работа, повышался уровень правовой грамотности моряков настоящих и будущих. Для этого читались лекции в морских учебных заведениях.
В рамках этого же проекта был проведен мониторинг «соблюдения законодательства агентствами по найму» трех областей: Одесской, Николаевской и Херсонской. В Украине существует, где-то 500 фирм, которые позиционируют себя, как агентства по найму работников. В Одессе их более 200, в Николаеве и Херсоне немного поменьше.
О результатах мониторинга говорил Андрей Шевченко: «В Одессе где-то 19% агентств работают с нарушениями. В Николаеве около 10%, ну и в Херсоне эта цифра составляет 13%. Наиболее распространенными нарушениями прав моряков является, не предоставления моряку информации о месте и условиях работы. И еще одна причина заключается в том, что некоторые агентства работают без лицензий Министерства социальной политики. Подчеркну, что мониторинг проводился под конец лета минувшего года. Скажу также, что такой мониторинг проводился не в первый раз, нарушения всегда есть и цифры особо не изменяются. То есть бывают случаи, что агентства отправляют моряка, сами не зная куда».
Также во время пресс-конференции стало известно, что центр общественных программ долгое время сотрудничает с юридической клиникой, которая находится на базе ХГУ. Мария Новикова рассказала, чем именно занимается ее клиника и каким образом может помочь морякам: «В прошлом году юридическая клиника на базе ХГУ официально запустила свою работу. И по сегодняшний день она работает с людьми, которые могут получить актуальную, юридическую помощь, не имея определенных средств, для обращения к юристу. У нас есть определенные наработки по решению проблем, возникающих у людей в разных отраслях права.
На базе нашей клиники работают как преподаватели, которые имеют практическую основу, так и действующие юристы, а также студенты, которые кроме как давать консультации еще там и дежурят».
Участники конференции рассказали чего боятся моряки, из-за чего не часто обращаются за помощью. У моряков существует понятие «черный список», попасть в который очень легко. Стоит обратиться с жалобой на своего работодателя, и после другие не захотят пускать в рейсы. Но участники конференции уверяют, что о правонарушениях стоит заявлять, ведь у нормальных работодателей не существует никакого «черного списка».
P.S. Профессия моряка действительно сложная и рискованна, не смотря на все романтические моменты. Поэтому, прежде чем уйти в рейс, тщательно проверяйте все нюансы контракта, чтобы избежать всех возможных неприятностей.
Татьяна Бойко