Кому в Каховке «лечиться надо»

У нас психически больных людей чаще всего отправляют в психбольницу тогда, когда от их действий кто-то пострадает...

Промедление смерти подобно

Разумеется, это промедление в лечении может стоить кому-то жизни. Об этом знают в соседнем Запорожье, где в марте прошлого года психбольной зарубил топором молодого фельдшера, которая пребывала на пятом месяце беременности.

С агрессией на своем рабочем месте столкнулись и каховские работники скорой. В конце января неуравновешенный пожилой мужчина облил их уксусной кислотой, когда врачи пытались помочь пострадавшей от его рук женщине. Сегодня он состоит под домашним арестом. И неизвестно, что может натворить еще, если его не посадят в тюрьму или не отправят на принудительное лечение.

Это не единственный случай, когда психически неуравновешенные люди подвергают окружающих опасности. В прошлом году каховские спасатели выручали старушку, заполонившую свою квартиру мусором до такой степени, что обрушившаяся гора хлама придавила ее к входным дверям. Когда бойцы МЧС вскрыли дверь, женщина, состоявшая на учете у психиатра, «выплыла» из квартиры в лавине мусора. О том, что старушка не в себе, знала вся округа, соседи регулярно писали жалобы, опасаясь, что залежи мусора в любой момент могут стать причиной масштабного пожара. Но отправить больную женщину на лечение так и не удалось.

Полная изоляция

Алкоголизм, наркомания, сумасшествие, туберкулез – в то время, когда люди, страдающие этими опасными недугами, начинают представлять опасность для окружающих, их родственники часто сталкиваются с полным нежеланием больных проходить лечение. Кто-то терпит этот ужас годами, но если речь идет о приступе белой горячки или открытой форме туберкулеза, ждать больше нельзя - пора задуматься о принудительной госпитализации.

Закон «О психиатрической помощи» предусматривает изоляцию людей с психическими расстройствами. Психиатрам позволено на месте определять состояние человека. Решение о госпитализации ответственный вопрос, но если он принят, на больного надевают смирительную рубашку и доставляют в Херсонскую областную психиатрическую больницу. Далее его состояние определяет врачебная комиссия, и если человека признают неадекватным, материалы направляют в суд. Решение об изоляции или лечении должно быть принято в течение двух суток. Родственники могут провести альтернативное обследование, но окончательное решение, отправлять человека в лечебницу или нет, остается за судом.

По словам врача-психиатра Каховской ЦРБ В. Панько, на учете в отделении состоят около трех тысяч жителей Каховки и района. «И это только вершина айсберга»,- предупреждает врач. Но давать какую-либо более конкретную информацию отказывается, так как это врачебная тайна. «Некоторые люди обращаются к нам, просят, например, сказать диагноз соседа. Но по закону мы не имеем права», - объясняет психиатр.

С палочками Коха в тубдиспансер

Также принудительной госпитализации подлежат больные открытой формой туберкулеза. Закон «О борьбе с заболеванием туберкулезом» предусматривает, что если больные открытой формой ставят под угрозу здоровье окружающих, они могут быть госпитализированы в принудительном порядке. Заявление о принудительном лечении подается в суд представителем тубдиспансера, где лечится больной. Суд выносит решение в течение суток.

Однако, на практике принудительное лечение больного открытой формой туберкулеза не осуществимо. Так как в Херсонской области отсутствуют стационарные лечебницы закрытого типа или хосписы. В результате, больной ложится на лечение, но в любой момент может оттуда уйти. «На сегодняшний день в Каховке и районе 92 больных туберкулезом, из них 31 - открытой формой. Все они проходят лечение в стационаре. Но, увы, эпизодически, так как эти люди в основном ведут асоциальный образ жизни, да и питание в больницах плохое и их там никто задержать не может, если они захотят уйти.

Тем не менее, количество больных туберкулезом снижается. На сегодня достаточно лекарств и больные незапущенной формой вылечиваются. Херсонская область очень нуждается в больнице закрытого типа или хосписе», - говорит врач-фтизиатр противотуберкулезного диспансерного отделения Каховской ЦРБ Н.Бунецкая.

Алкоголикам и наркоманам закон не писан

Более сложно принудительно отправить в лечебницу алкоголиков и наркоманов. Любовь к алкоголю одного человека создает невыносимые условия для других. Пьяные дебоши, «белочка», агрессия, психозы, деградация вынуждают родственников больного искать помощи. Алкоголизм приводит к серьезным проблемам со здоровьем, в том числе и к нарушениям психики. Из последних примеров - 13 декабря в Каховке 70-летний мужчина ранил ножом свою гражданскую супругу. Ссора возникла на фоне употребления спиртного.

Не лучше обстоит ситуация и с наркозависимыми. Многие из тех, кто сидит на «системе», становятся дилерами и подсаживают на иглу здоровых людей. Время «съезда с катушек» для женщин гораздо меньше, чем для мужчин. Например, мужчины-наркоманы могут жить и с 20-летним стажем. В то же время женщине нужно гораздо меньше времени, чтобы полностью потерять чувство реальности и стать невменяемой.
На сегодня законы о принудительном лечении алкоголиков и наркоманов отсутствуют. В связи с этим, их лечат, как и психически больных. Если зависимый человек ведет себя неадекватно, бросается на людей, а такое случается нередко, это верный повод для вызова психиатра.

Процедуру принудительной госпитализации усложняет отсутствие в Каховке и Херсонской области стационарных отделений закрытого типа для лечения больных. Ближайшая психиатрическая лечебница, в которую к тому же, не так просто попасть, находится в Степановке. Раньше для реабилитации алкоголиков и наркоманов существовали лечебно-трудовые профилактории, но они сейчас расформированы.

Александра Павлова

© 2023 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архівТеатр Куліша, Херсон