Бывший херсонский барк "Товарищ" в море не выйдет

Бывший херсонский барк "Товарищ" в море не выйдет
Недавно украинские СМИ сообщили, что бывший барк херсонского мореходного училища "Товарищ", а ныне "Горх Фок", стоящий в немецком порту Штральзунд, скоро выйдет в плавание после ремонта. На самом деле речь идёт о другом судне.

Об окончании ремонта барка "Горх Фок" (Gorch Fock) сообщил парусный капитан и предодаватель морского колледжа из Нидерландов Клаас Хаастра (Klaas Gaastra). По данным капитана, судно выйдет в плавание в июне. Стоимость ремонта, длившегося более пяти лет, составила 135 миллионов евро вместо первоначально запланированных 10. В обсуждении в соцсети этот факт вызвал возмущение европейских комментаторов.

Однако в сообщении Клааса Хаастры речь идёт не о бывшем "Товарище", а о его систершипе "Горх Фок II" (на фото вверху) послевоенной постройки. Всего в Германии было построено пять судов такого типа, изначально предназначенных для обучения курсантов-моряков. Из них четыре - до Второй мировой войны.

Кроме головного судна, будущего "Товарища", получившего название “Горх Фок” (по псевдониму известного немецкого писателя-мариниста Иоганна Вильгельма Кинау, 1880-1916), еще два были построены для Германии, а одно (“Мирча”) – для союзной Румынии. После войны один барк достался США (“Игл”), другой - Португалии (“Сагреш ІІ”), иа Румыния сохранила свой парусник. В 1950 году в ФРГ для обучения курсантов построили ещё один барк, названный "Горх Фок II".

Первый "Горх Фок" в 1945 году нацисты затопили. Он был поднят и отремонтирован в ГДР и достался СССР как трофей, а не по договору о репарациях, как обычно сообщают. В 1951 году барк, переименованный в “Товарищ” в память о расстрелянном немецкими танками в 1941 году четырехмачтовом барке, передали Херсонскому мореходному училищу. В течение более чем 40 лет “Товарищ” был символом Херсона.

Херсонский период стал самым славным в истории судна. За это время на его борту прошли практику более 15 тыс. курсантов – будущих судоводителей. В морских походах барк прошёл около полумиллиона морских миль (больше 22-х длин земного экватора). “Товарищ” стал победителем многих морских парусных регат.

Например, в 1976 году в трансатлантической регате “Операция “Парус-76” он обогнал трёх своих систершипов – американский “Игл”, румынскую “Мирчу” и немецкий “Горх Фок ІІ”, неся в шторм полную парусность. Снялся более чем в сорока художественных фильмах – от “Алых парусов” (1961) до “Узника замка Иф” (1987). Главные успехи достигнуты “Товарищем” под управлением легендарного парусного капитана Олега Павловича Ванденко (1935–2007), командовавшим барком больше 20 лет (с 1968 по 1997 год), а всего прослужившим на нём больше 40 лет.

В 1995 году "Товарищ" ушёл на ремонт сначала в Британию. а замем в Германию. Но из-за отсутствия у Миниобраза Украины средств был в конце концов продан Германии по цене металлолома и переименован в“Горх Фок І” . С тех пор он стоит в порту Штальзунд в качестве музея. Состояние судна такое, что его ремонт был бы слишком дорогим - его выход в плавание не планируется.

Горх Фок I (бывший "Товарищ")

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів