"Александр-Шанц": банные укрепления в осаде

...Речь идёт о ресторане «Александр-Шанц», а если точнее, то о «бане с летней площадкой "Александр-Шанц" на территории парка имени Ленинского комсомола в городе Херсоне».

Именно о нём упомянул прокурор Херсонской области Константин Свиденко в конце прошлого года: «Суды пока не поддержали снос "Александр-Шанца". Но способ восстановить статус-кво всё же имеется. Сотрудникам Государственной архитектурно-строительной инспекции нужно выйти с проверкой, а потом природоохранный прокурор через суд должен принудить снести не отвечающие требованиям законодательства постройки».

Интересно, не правда ли? И потому автор этих строк решил «покопаться» в истории, вызвавшей столько пересудов. Ещё бы! Ведь связывают «Александр-Шанц» в первую очередь не с его владелицей – частным предпринимателем Татьяной Кралич-Шевчук, а с её супругом – депутатом Херсонского горсовета Виктором Шевчуком. Итак, всё началось несколько лет назад, когда в дополнение к старинному пороховому погребу, превращённому ещё в давние советские времена в уютное кафе, к семейному бизнесу добавилось и расположенное неподалёку здание общественной уборной. Ожидания горожан, что оно и дальше будет выполнять «свои непосредственные функциональные обязанности», несмотря на начавшееся там строительство, не оправдались.

Первая атака ГАСК

В марте 2010 года этим обстоятельством заинтересовалась инспекция ГАСК (государственного архитектурно-строительного контроля), и результатом такого внимания стал протокол в отношении Татьяны Кралич-Шевчук. Составлен он был в соответствии с Законом «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности». Чтобы было понятно, в то время он предусматривал штрафные санкции в размере 50% от стоимости выполненных без необходимого разрешения строительных работ. В соответствии с предоставленной частным предпринимателем справкой настроили на тот момент на 2050 гривен. Значит, уплатить в доход государства за несанкционированное строительство из семейного бюджета пришлось 1025 гривен.

Казалось бы, тревожный звоночек, что строить что-то в черте города одному депутату без согласия других депутатов не стоит, прозвучал. Прозвучал, но остался со стороны владельцев ресторана без внимания.

Организация обороны

В том же 2010-м году проведенной по жалобам горожан внеплановой проверкой было установлено, что процесс превращения туалета в баню нисколько не затормозился, а документов, разрешающих такую трансформацию, как не было, так и нет. Итог – акт проверки, протокол о правонарушении и предписание прекратить незаконное строительство в парке.

А дальше начался настоящий детектив. Чтобы была ясна его суть, сразу скажем: закон предполагает, что нарушитель должен получить упомянутые акт, протокол и предписание на руки, дабы знать, что, собственно, он нарушил и как ему для устранения этого нарушения действовать далее. Вот только получать документы Татьяна Кралич-Шевчук отнюдь не спешила ни лично, ни дистанционно. Отправленные ей заказные письма с уведомлением о вручении возвращались в ГАСК с почты «в связи с истечением срока хранения». Юридическая хитрость здесь состоит в том, что не получил нарушитель документы под роспись – считается, о своём нарушении слыхом не слыхивал и «ни разу», как говорят в Одессе, никому ничего не должен, в том числе и государству.

Так продолжалось и в 2011-м, и в 2012 годах. ГАСК проверял, запрещал и предписывал, частная предприниматель продолжала строить, эксплуатировать, и все эти запреты и протоколы игнорировать тем же проверенным и ставшим уже привычным способом. Определённый смысл в этом был: построили к тому времени уже явно не на 2050 гривен. К тому же «летняя площадка» в виде весьма основательного и капитального павильона рядом с пороховым погребом «самообразовалась» без «свидетельства о рождении». А в 2012 году в «уходе в глухую несознанку» появился и дополнительный материальный, конечно же, стимул. Законодательство стало более лояльно к тем, кто не нарушает строительные нормы, а вот на тех, кто их не выполняет, «обижаться» стало значительно серьёзнее. Не будучи специалистом, трудно сказать, к какой именно категории относится этот ресторанно-банный комплекс. Но для несанкционированно возведённых строений ІІ категории штраф составил примерно 60 тысяч гривен, а ІІІ – уже около сотни. Помимо этого, в качестве бонуса закон предполагает снос «незаконнорождённых» строений. И опять же за счёт тех, кто их построил. В общем, сплошные расходы.

Оборона прорвана

И вот весной 2013 года система защиты дала трещину. Документы, «рождённые» по итогам очередной, простите за каламбур, внеочередной проверки были направлены ГАСК по всем возможным адресам, связанным с «Александр-Шанцем»: в ресторан, офис на улице Украинской и на домашний адрес Татьяне Кралич-Шевчук. 25 апреля 2013 года кто-то в офисе их получил, расписался в квитанции у почтальона. Правда, реагировать на это досадное обстоятельство Татьяна Кралич-Шевчук привычно не поспешила.

Контратака

Следующим шагом ГАСК по истечении 15-ти дней, которые Закон «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» даёт на обжалование, стала пересылка оригинала уведомления в Государственную исполнительную службу.

И хотя госисполнителям добиться ничего не удалось, дальше история стала ещё «детективестей». Ответным шагом владелицы «Александр-Шанца» стало обращение в суд с просьбой признать постановление ГАСК о наложении штрафа в связи с незаконностью строительства не менее незаконным.

Примечательно, что таких обращений в один и тот же Херсонский окружной административный суд было несколько. Дважды владелица «Александр-Шанца» отказывалась от исковых требований и просила суд оставить их без рассмотрения. Если кто не знает, кто именно из судей будет рассматривать то или иное обращение, определяет компьютерная программа. Надо полагать, что «задний ход» включался, так как по каким-то ей одной известным обстоятельствам выбранных машиной судей сочли недостойными разобраться во взаимоотношениях ресторанно-банного комплекса и ГАСК. Третье обращение отзывать она не стала, но очередной, третий уже по счёту судья оставил его без рассмотрения, мотивируя тем, что срок обжалования постановления ГАСК истек.

Казалось бы на этом история противостояния должна была перейти в «решительную» фазу, но не тут-то было. Следующее заявление от «Александр-Шанца» было в милицию. Его суть – на почтовой квитанции о получении документов из ГАСК есть подпись не Татьяны Кралич-Шевчук, а неустановленного злоумышленника. Это значит, что сама она о существовании этих документов несмотря на то, что обжаловала их в суде, ни слухом ни духом. В общем, старая проверенная тактика. Неизвестно, выяснило ли следствие, кто именно расписался в бланке: действительно ли «злокозненный» злоумышленник или просто кто-то из работников офиса, но эксперты пришли к выводу, что это на самом деле не подпись владелицы «Александр-Шанца».

Интрига продолжается.

Следующий шаг – обжалование в Одесском апелляционном административном суде постановления об отказе в рассмотрении иска Кралич-Шевчук к ГАСК. Областная Фемида согласилась с тем, что если подпись на почтовом бланке не её, то сроки обжалования она, на третий раз, кстати, пропустила исключительно по незнанию. А посему админсуд обязан иск рассмотреть. Он и рассмотрел. Постановление ГАСК о наложении штрафа за правонарушение в сфере градостроительной деятельности было отменено. Мотивация – правонарушение фактически было совершено до марта 2009 года, а потому срок давности наложения штрафа нужно считать именно с этого времени – в марте 2012-го он истёк.

Неожиданный поворот сюжета

Казалось бы, финита ля комедия. Но не тут-то было! В ноябре 2013 года ГАСК составил в отношении Татьяны Кралич-Шевчук новый протокол, тоже предполагавший штраф. Причина в том, что по результатам проверки в апреле было вынесено предписание прекратить эксплуатацию бани и летней площадки, а внеочередная проверка, которую, кстати, можно проводить хоть каждый день, никакого прекращения не обнаружила. Сейчас этот протокол рассматривает суд. Предполагается, что решение он будет принимать в конце января 2014 года.

Но и это не всё. В конце ноября 2013-го инспекция ГАСК решила в корне устранить сам предмет спора. В своём иске в Херсонский окружной административный суд ГАСК попросила принять решение о сносе «самовольно построенных бани с летней площадкой "Александр-Шанц"», которые расположены на территории парка имени Ленинского комсомола в Херсоне».

«Александр-Шанц» в ответ на такую каверзу привычно вновь ушёл в «глухую оборону», стараясь всеми возможными способами «не узнать» о существовании иска. Прорыв случился лишь тогда, когда в суд поступило предложение дать объявление в СМИ о месте и времени заседания, а в случае неявки представителей «Александр-Шанца» рассматривать дело без их участия. Каким-то образом это до них дошло, и уже на следующий день они явились в суд, чтобы ознакомиться с выдвинутыми в адрес заведения претензиями со стороны ГАСК. Как стало известно, суд начнёт заседать уже в ближайшие дни. К слову, иск инспекции ГАСК поддерживает Херсонская межрайонная природоохранная прокуратура.

Что будет дальше? Какую позицию в этот раз займут в противостоянии «Александр-Шанца» и ГАСК представители Фемиды? Посмотрим и обязательно постараемся рассказать.

Кирилл Горелов//Гривна
Фото автора

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон