Херсонщина: большие проблемы малых рек

Спасение неутопающих – дело рук самих жителей. Наверное, примерно так решили жители поселка Каланчак – и взялись своими силами спасать одноименную речку. А кто спасет другие малые реки Херсонщины? Например, Веревчину или Ингулец...

Река Каланчак, согласно официальной информации, имеет длину около 40 километров. Начинаясь в Чаплинском районе, она протекает и по территории Каланчакского (24,75 километра), а потом впадает в Каркинитский залив Черного моря. За селом Новоалександровка Каланчакского района летом речка пересыхает.

Когда-то ради рыбхоза реку от моря перегородили дамбой. Река стала мелеть, зато вода пошла во дворы, стала подтоплять подвалы. Русло зарocло камышом, рыба почти пропала, зато появились птицы – из тех, чтo живут на бoлoтах. Уже и рыбхоза давно нет – но и река Каланчак грозит исчезнуть, а многолетние обращения граждан в различные инстанции результатов не дали никаких.

Так что жители поселка взялись за спасение водоема собственными силами. За деньги общины и спонсоров убрали дамбу – понадобилось всего 2 дня, начали расчищать, углублять русло. Ведь кое-где «глубина» реки составляла всего 10–15 сантиметров, рассказывал житель Каланчака, гидролог Сергей Свищ.

В 2018 году для промывки реки был построен так называемый сифон, с помощью которого по реке прогнали воду. На очистку реки в прошлом году потратили 195 тысяч гривен из средств Каланчакской ОТО, на 2019-й предусмотрены еще 200 тысяч. Вскоре появилось течение, а в нем показалась и рыба. Сейчас расчистили 5 километров русла из запланированных для работы 7-ми, в планах у каланчакцев – окультурить берега речки, сделать их местом отдыха.

Река Каланчак. Местные жители взялись за ее спасение своими силами. Фото из Интернета.

Но увы, всех проблем реки Каланчак это не решит, сообщили газете «Гривна» в Бассейновом управлении водных ресурсов (БУВР) нижнего Днепра. Именно это управление сейчас реализует госполитику в сфере управления, использования и воспроизводства поверхностных водных ресурсов в пределах суббасейна нижнего Днепра.

Его специалисты курируют территорию 8 областей – Херсонской, Днепропетровской, Кировоградской, Полтавской, Харьковской, Донецкой, Запорожской и Николаевской – по вопросам водных ресурсов и гидротехнической мелиорации земель (последнее – в пределах Херсонской области). По данным БУВР нижнего Днепра, Херсонская область представлена одной большой рекой – Днепром (длина в пределах области – 200 км) с Каховским водохранилищем. Кроме того, средней рекой – Ингульцом (180 км) и 24 малыми реками общей протяженностью 374 км. Из них всего 12 речушек имеют длину более 10 километров.

И именно малые речки находятся в плачевном состоянии, отметил в разговоре с нами начальник БУВР Игорь Андриенко. Настолько, что на своем первом заседании, которое прошло 16 мая, недавно созданный Бассейновый совет нижнего Днепра рассматривал этот вопрос как один из важнейших. Причем делали это не в кабинетах, а как положено – на воде, с привлечением разнопрофильных специалистов. Ведь задача Бассейнового совета – выработать согласованные действия с учетом всех заинтересованных сторон: и водопользователей, и управленцев, и общественности, и ученых. Цель одна – уравновесить последствия человеческой деятельности и экологические состояние территорий рек.

Как уточнил замначальника БУВР нижнего Днепра Андрей Пузанов, угрозу для экологии представляет то же местное население: если бы люди не забрасывали маленькие речки мусором, чтобы, например, скот их мог свободно переходить, если бы убирали территории вовремя – то было бы всё в порядке. Пример Каланчака – чудесный, сознательный ответственный подход.

Увы, так не везде: та же РЕКА ВЕРЕВЧИНА, о проблемах которой неоднократно писала газета «Гривна», находится в плачевном состоянии, но спасать ее, судя по всему, не спешат. Андрей Александрович отметил, что по Веревчине есть целая программа, которой занимался облдепартамент экологии, и что нужно делать, там прописано.

Более того, подобные экопрограммы есть в каждом районе, под них должны выделять средства, но... Эти программы были написаны еще до децентрализации, их выполнение возлагалось на райсоветы, и далеко не везде они выполнялись. А что будет теперь, везде ли общины отнесутся к экологии так уважительно, как в Каланчаке? Местные управления БУВР на местах помогают, говорит Андрей Пузанов, в том же Каланчаке очень тесно сотрудничают: два года назад даже совместно с компанией «Кока-кола» проводили акцию по уборке реки, высаживали деревья. Там этому уделяют внимание – в отличие от херсонской Веревчиной...

Реку Веревчина спасать, судя по всему, не спешат. Фото из архива «Гривны».

Река Веревчина относится к бассейну Днепра и считается правым притоком первого порядка. Протекает по степной зоне по территории Херсонской и Николаевской областей. Длина реки 115 километров, площадь водосбора – 1053,2 км2, заболоченность официально составляет 0,34%. Русло реки, проходя через очистные сооружения Херсона, впитывает грязь из всех канализационных коллекторов города. Кроме того, через нее проходит трубопровод с нефтеперерабатывающего завода на нефтегавань.

Маленькая речушка настолько загрязнена, что жители Таврического микрорайона чаще называют ее Вонючкой. Кроме сточных вод и дренажных сбросов в реку стекают ещё и дождевая и талая вода, по пути «промывая» городскую свалку. Основными экологическими проблемами Верёвчиной специалисты называют отсутствие прибрежной водоохранной зоны, чрезмерный выпас скота в долине, сброс бытового и прочего мусора в прибрежной зоне. А ещё – сжигание камыша, вырубка деревьев, которые закрепляют берега реки.

И общая для всех наших рек беда – качество воды. Контроль за этим проводит Бассейновое управление нижнего Днепра, но проблема – в устаревшем оборудовании лаборатории. Так, в БУВР нижнего Днепра не могут проанализировать наличие в воде солей тяжелых металлов: нет оборудования. Для контроля некоторых показателей качества воды сотрудничают с современной лабораторией Terralab в Новой Каховке. Но эта лаборатория – частная, поэтому реконструкция собственной очень актуальна, отметил Андрей Александрович. Так, в этом году планируют приобрести новое оборудование, сделать капитальный ремонт лабораторного корпуса, тем временем специалисты лаборатории БУВР нижнего Днепра изучают современные методы измерений.

Самая большая проблема на сегодня – РЕКА ИНГУЛЕЦ, потому что в него сбрасывают шахтные воды предприятий Кривбасса. В Европе загрязнитель экологии платит немалые средства, говорит Андрей Пузанов, а у нас не хотят платить, поэтому приходится подробно объяснять ситуацию. Например, зимой, когда начали сбросы из шахтных накопителей, хлориды в воде Ингульца в 7 раз превышали допустимые нормы! Сейчас ситуация улучшается: идёт промывка реки чистой водой, но какие-то осадки всё равно остаются.

На реку Ингулец в Белозерском районе со всех сторон «наступают» камыши, делая русло всё уже... Фото Алёны Гребенюк.

А ещё огромная и повсеместная проблема, по мнению экологов, – это устаревшие очистные сооружения. В Каланчаке десятилетиями не решается вопрос, отмечает Андрей Пузанов, и как бы община ни старалась очистить реку, без кардинальных мер все стоки так и будут сливаться в неё. Старые очистные сооружения посёлка работают с 1976 года с большой перегрузкой. Они и насосная станция не имеют резервного электрооборудования, поэтому в случае аварии неочищенные стоки из канализации идут прямо в реку Каланчак. В 1989-м начато было строительство новых очистных сооружений, но из-за нехватки средств оно не закончено по сей день. На нынешний год в Каланчаке планируют поменять оборудование на очистных сооружениях. А в Верёвчину помимо «несовершенства» очистных сооружений Херсона сбрасывает сточные воды в частности птицехозяйство «Чернобаевское».

Говорить о сложившейся ситуации, конечно, можно много. Но проще узнать беспристрастные цифры статистики: Херсонщина занимает предпоследнее место в Украине по расходам на охрану окружающей среды. Так, по данным Госслужбы статистики, в 2018 году эти расходы в Херсонской области составили 103,825 миллиона гривен. Меньше израсходовали только в Тернопольской области – 37 миллионов. А чемпионом по расходам на охрану природы является Днепропетровская область – 9,478 миллиарда, за ней идут Киев – 4,644 миллиарда и даже Донецкая область – 3,6 миллиарда гривен.

Выходит, жителям нашей области в самом деле не стоит полагаться на чиновников и рассчитывать на помощь властей, а нужно самим спасать места своего проживания. Начните, пожалуй, с того, что соберите все свои силы и донесите мусорный пакет до ближайшего бака, а не швырните его в балку...

Ольга ЛЯШОК
"Гривна"

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон