Интрига в том, что ни разу (!) за все время депутаты не назвали ни одного весомого экономического фактора, который бы объяснял, почему они отказывают предприятию. После изучения всех подробностей остается стойкое впечатление, что этот вопрос лежит исключительно в политической плоскости. Кто-то явно не хочет, чтобы херсонское судостроение встало на ноги в качестве серьёзного конкурента.
Иначе как объяснить обыски на территории верфи, прессинг в сессионном зале со стороны заказных «патриотов» и их попытки срыва пленарных заседаний, а также, ставшее традиционным, депутатское поведение «уйти в глухой отказ»? Повторюсь, аргументации, хоть как-то логически объясняющей такое поведение со стороны херсонских избранников – ноль.
А земельный вопрос остаётся актуальным. Он не так прост, как видят его себе некоторые товарищи из городского совета. Поэтому мы решили поговорить на эту тему с руководителем департамента соцвопросов «Смарт Мэритайм Груп» Олегом Владимировичем Лукомским.
- Олег Владимирович, как Вы считаете, чего опасаются депутаты, не желая принять положительное решение о продаже земли компании «СМГ»?
- Вы правильно заметили, что экономическую подоплеку в этом вопросе искать бесполезно. А вот что касается политической... Известно же, что директор предприятия Василий Федин имеет бескомпромиссную партийную позицию, которая очень многим не нравится. Вполне может быть, что таким образом противники его деятельности пытаются «сбить спесь» с несговорчивого политика.
Как вариант, не исключена версия, что кто-то хочет подзаработать на своём согласии, но всё тот же Федин отказывается участвовать в коррупционных схемах нечистых на руку дельцов от местечковой политики. А намёк со стороны народных избранников в стиле «не подмажешь – не поедешь» весьма прозрачен. Вот и буксует решение вопроса по земле уже который год. Особенно внимательно рекомендую присмотреться к тем депутатам, которые наиболее рьяно «качают» эту тему. Мы же помним, кто громче всех кричит «Держи вора!»
- Хорошо. Тогда давайте зайдём с другой стороны. Что будет, если земля всё-таки окажется в собственности «СМГ»?
- Опять же, давайте «танцевать от печки». Земля под предприятием в собственности – это обычная мировая практика. Тем более, когда речь идёт о тяжёлой промышленности. Это же не ларёк с пивом, который можно перенести сегодня левее, завтра правее, а послезавтра вообще закрыть и использовать землю под другие цели. Доверие зарубежных партнёров возрастает многократно, когда они имеют дело с собственником предприятия и земли. В этом случае сотрудничество складывается куда прочнее и успешнее.
К примеру, когда в начале 2000-х голландская компания «Damen Shipyards Group» выкупила николаевский завод «Океан», первым делом иностранный инвестор поставил вопрос о выкупе земли в собственность. Развивать бизнес без выкупа земли – это большой риск, по мнению иностранных инвесторов. И николаевский горсовет пошел навстречу предприятию. Больше 100 га земли и 42 га водной акватории были выкуплены концерном «Damen Shipyards Group» вместе с предприятием.
- К мировой практике мы еще вернёмся. Пока давайте сузим сферу интересов до масштабов Херсона. Что получит от такой продажи город и горожане?
- Прежде всего, город получит сотни миллионов гривен в свой бюджет. Звучит заманчиво, правда? И вот если депутаты смогут грамотно этой суммой распорядиться, то Херсон получит колоссальнейшую возможность дать вторую жизнь не только отдельным отраслям, но всей городской инфраструктуре в целом. Деньги можно направить на ремонт и строительство дорог, всерьез задуматься о создании коммунального парка городского транспорта или купить оборудование для наших больниц. Рассуждать на эту тему можно долго. Ведь сегодня городской бюджет напоминает пресловутый «тришкин кафтан» - весь в дырах и заплатах, где тонко, там и рвётся. Так что решение, куда направить миллионы гривен, нашлось бы очень быстро.
Хочу подчеркнуть, что это разовое пополнение бюджета. И оно само по себе стало бы для города серьезным подспорьем, но не стоит забывать о земельном налоге. В нашем случае, даже после выкупа, мы будем платить значительные суммы этого налога в городскую казну ежегодно.
- Звучит слишком заманчиво, чтобы быть правдой. Вам не кажется?
- Нет, не кажется. У предприятия есть другой вариант: пойти по пути машиностроительных гигантов страны, которые либо прекратили свою деятельность, либо находятся на грани остановки: Сумское НПО, Николаевское ГП НПКГ «Зоря» - «Машпроект», КРАЗ. Давайте не будем забывать, что «СМГ» остается одним из немногих предприятий отечественного машиностроения, которое сегодня продолжает свою работу. И если город заинтересован в пополнении бюджета за счет судостроительной отрасли, то нужно садиться за стол переговоров и выходить на конструктив. Чего мы и добиваемся.
Тем более, что наше предприятие единственное в Украине, которое строит суда на экспорт. А значит пытается создать условия для привлечения заказчиков со всего мира. И наличие земли в собственности только повысит доверие иностранных партнёров, которые хотят разместить заказы у нас. А вот отсутствие земли в собственности - это как раз риски для зарубежных партнёров. Где гарантия, что у завода не возникнут проблемы и власть не попытаются отобрать у него все активы?
В связи с военными действиями на востоке страны, общим экономическим упадком объемы производства предприятия в сравнении с 2013-м годом уменьшились в 4 раза. Поэтому нужно всеми мыслимыми и немыслимыми способами демонстрировать потенциальным партнерам свой вес, как серьёзного игрока на рынке мирового судостроения. Именно укрепление степени доверия заказчиков позволит предприятию привлечь новые заказы, а значит - увеличить объём производства.
- Как раз хотелось затронуть финансовую составляющую. Работа с зарубежными партнёрами – это выручка в валюте, что немаловажно для страны в целом. Вы согласны?
- Именно. СМГ реализует экспортные контракты, обеспечивая приток валютной выручки в Украину, а значит, ни много ни мало, поддерживает курсовую стабильность на государственном уровне. Конечно есть еще серьезный канал пополнения отечественного валютного фонда... Это трудовые мигранты. И если страна не будет заботится об отечественных производителях, особенно в таких стратегических отраслях, как машиностроение, этот канал станет единственным.
Напомню, что одно рабочее место на судозаводе даёт возможность для создания 8 рабочих мест в смежных отраслях. Т.е развитие предприятий тяжёлой промышленности гарантированно приводит к появлению десятков, сотен новых рабочих мест на других предприятиях и повышению уровня жизни всех горожан в целом.
- Хотелось бы остановиться на вопросе получения кредитов в банках, которые необходимы любому судостроительному предприятию для финансирования новых контрактов. Играет ли роль в этом случае, кто владелец земли?
- Безусловно. Наличие земли в собственности - это большой плюс. Как известно, при оформлении кредита банк требует в качестве залога имущество предприятия. Сегодня финансовые учреждения оценивают все имущество СМГ (цеха, оборудование и т.д.) без земли в 3-5 млн дол. В 2012 году оценивали в 100 млн. Во многом залоговая стоимость зависит от политических рисков и состояния промышленности страны. Говоря попроще, залоговая стоимость - это цифра «за сколько банк сможет быстро продать имущество в случае не погашения кредита». Выкуп земли поможет поднять оценочную стоимость до 6-10 млн дол. Объемы производства судостроительных заводов напрямую зависят от объема кредитов. Чем больше кредитов, тем больше объем производства. В 2012 году объемы кредитов были 51 млн дол, а выручка - 100 млн дол. В 2018 году кредит 2,5 млн дол., выручка - 25 млн дол. Сегодня СМГ не может подписать новые контракты из-за отсутствия дополнительных банковских кредитов.
Кстати, в Польше, Румынии Хорватии правительства создают оптимальные условия для развития своих предприятий: предоставляют гос.гарантии выполнения контрактов, кредиты под 1-5% (в Украине 9-22%), налоговые льготы работающим заводам.
- Таким образом мы снова приходим к выводу, что без грамотной стратегической политики со стороны государства отечественному судостроению не обойтись.
- Сегодня компании-заказчики уходят в Корею, Китай, Турцию. Это страны, которые активно реализовывают программы развития собственного судостроения на государственном уровне. Хотелось бы видеть в этом списке и Украину. Но также важно, чтобы представители органов местного самоуправления, особенно городские депутаты, понимали возложенную на них ответственность и оказывали таким бюджетообразующим предприятиям, как наше, поддержку. Если нам всё-таки удастся перевести земельный вопрос из плоскости политической в экономическую, тогда, уверен, он решится с максимальной выгодой для обеих сторон - выиграют все.
Татьяна ГРОМОВАЯ