Большая часть владельцев такого жилья еще год-два тому назад установила себе автономки. Однако на 8 домов есть 24 семьи, которые ничего менять не захотели — их вполне устраивает, что возросшие расходы на обогрев покрывает субсидия от государства.
В итоге местное КП ''Теплокоммунэнерго'' ради одного-четырех потребителей на дом вынуждено содержать и обслуживать километры подземных и наземных магистралей, что сильно бьет по карману.
— Убыток от централизованного отопления жилых домов с единичными абонентами на протяжении минувшего сезона составлял 10—12 тысяч гривен ежемесячно, — комментирует директор КП ''Теплокоммунэнерго'' Сергей Сисай. — Однако мы не можем принудительно отключить оставшихся потребителей, которые не нарушают условия договоров. А добровольно они от наших услуг не отказываются.
Вероятно, во время отопительного сезона 2017—2018 года обогрев жилья на таких условиях для поставщика услуги станет еще более накладным, поскольку ожидается неминуемое повышение ее себестоимости. Когда все 4 котельные КП ''Теплокоммунэнерго'' первыми в Украине переводили на твердое топливо, рассчитывали, что и само топливо можно будет закупать под боком — в Голопристанском гослесхозе работала производственная линия по изготовлению пелет из сосновой щепы.
Однако государство финансировать лесхозы прекратило, производство встало, и теперь те же пелеты коммунальщики приобретают у херсонской фирмы, которая, в свою очередь, везет эту продукцию из центральных и западных регионов Украины. А такая логистика обходится все дороже: если в прошлом году тонна пелет стоила около 2,9 тыс. гривен, то сейчас ту же продукцию меньше, чем за 3,3 тыс. гривен уже не найти.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ. За минувший отопительный сезон в топках четырех коммунальных котельных Голой Пристани сожгли порядка двух тысяч тонн пелет.
Городские энергетики искали более доступные по цене энергоресурсы — экспериментировали с топливными элементами из шелухи семян подсолнечника. Однако у таких элементов оказалась слишком высокая зольность — котлы стали забиваться быстрее, и их нужно было чаще отключать для очистки. Подобный вариант не подошел.
Так что ни с альтернативой древесным пелетам, ни с удешевлением центрального отопления в Голой Пристани пока не складывается. Хотя все равно это выгоднее, чем жечь импортный газ.
Такая возможность у КП тоже есть: трубопроводы голубого топлива от котельных не отключали. Но это резерв на случай аварии или прекращения подвоза твердого топлива, если дороги из-за какого-то природного катаклизма станут непроезжими. Складов-то для его хранения в Гопри нет, и работать котельным приходится с колес.
Сергей ЯНОВСКИЙ
"Новый День"