Из всех льготных категорий (их всего 24), которые когда-то пользовались своим правом, сегодня могут бесплатно или со скидкой проехать в городском или пригородном автобусе пара-тройка, и то иногда через скандал с водителем.
Теперь, во время хваленой децентрализации, когда полномочия, в том числе и финансовые, передали на места, право льготного проезда делят даже между жителями разных районов или городов: одним – «зя», другим – «низя».
На днях в «Гривну» пожаловался херсонец Александр Павлович.
Читатель рассказал, что его родня проживает в Станиславе Белозер-ского района, и он часто туда ездит. На маршруте Херсон – Станислав – Александровка есть всего два социальных рейса, но их график движения абсолютно неудобный для льготников, потому пользуются своим правом далеко не многие. Александр Павлович, также по закону имея льготу на проезд, как всегда, для покупки билета обратился в кассу автостанции рядом с Центральным рынком.
Но кассир сказала, что льготный проезд ему не положен, так как он житель Херсона. Мол, перевозчику (это «Иксора») по договору компенсируется проезд лишь из бюджета Белозерского района, а Херсон не платит за своих льготников.
«Я житель Украины, и право на льготы у всех одинаковые! Это явное нарушение!» – возмущается херсонец.
Это право было у всех льготников, когда шло финансирование из госбюджета. Но сейчас это право не подкреплено финансовым ресурсом.
Вот такой парадокс! Так прокомментировал сложившуюся ситуацию заместитель начальника облуправления транспорта и дорожной инфраструктуры Петр Дементьев.
По его словам, область получала из госказны на компенсацию льготных перевозок 18 миллионов гривен, Белозерскому району перепадало 3 миллиона. Но с 2016 года решение этого вопроса законодатель перебросил на местные бюджеты.
По состоянию на июль Белозерский район задолжал за проезд своих льготников 1,5 миллиона гривен, отметил Петр Николаевич. И с июля райгосадминистрация не продлила договор с перевозчиками, так как деньги в райбюджете не предусмотрены и вопрос финансирования рассмотрят лишь на сентябрьской сессии. Тем не менее руководство района договорилось с перевозчиками по поводу перевозки своих льготников, чтобы не было социального напряжения.
Кроме того, в договорах на обслуживание пригородных маршрутов прописаны перевозки отдельных льготных категорий независимо от финансирования (для инвалидов, воинов АТО, сирот и других). А Херсон не заключил ни одного договора на компенсацию проезда на пригородных маршрутах. Поэтому-то херсонцы и остались «за бортом».
Алёна ШНАБСКАЯ
"Гривна. Новый формат"