В конце апреля вместе с повышениями тарифов Кабмин занялся изменениями норм потребления коммунальных услуг для расчета субсидий.
«Внесены изменения в кабминовское постановление 2014 года о государственных социальных стандартах в сфере жилищно-коммунального обслуживания, – разъясняет Владимир Сальдо.
– В 2014 правительство Яценюка существенно сократило людям, которые по закону имеют право на субсидии, социальные нормы потребления газа, электро- и тепловой энергии, нормы на услуги по централизованной подаче холодной и горячей воды, по отводу канализационных стоков в расчете на 1 кв. м жилья.
Объяснялось это желанием облегчить возможность получения субсидий. Поставщики, якобы, должны были автоматически, без необходимости человека выстаивать очереди, использовать установленные нормы при подготовке справки о потребляемых услугах, когда субсидии оформлялись. На самом деле изменение норм тогда существенно уменьшило объемы «социальных» возможностей людей.
«Новое» правительство Гройсамана «нормы Яценюка» снова изменяет. Но в какую сторону они «скорректированы»: уменьшения или увеличения? Сейчас известно только, что снизили норму потребления газа для отопления 1 кв.м жилой площади.
Чего от этого ждать обычному потребителю услуги? Ситуация с замалчиванием «улучшения» повторяется со 100% идентичностью. В 2014 году решение не показывали до последнего. Предприятия-поставщики уже начали считать по-новому, а для широкой публики Кабмин продолжал держать новые нормативы «под сукном». Так и сейчас: решение о «корректировке» есть, а дополнения к нему, где прописаны все объемы, не обнародованы».
Еще одна проблема – качество теплоносителя, который подается в многоэтажки. Большинство домов не имеют счетчиков тепла. Поэтому владельцам жилья часто приходится платить не за тепло, а за «проточную» воду в батареях.
«Если верить правительству, – отмечает Владимир Сальдо, – к началу отопительного сезона они намерены установить более 1 млн. счетчиков тепла. В первую очередь, людям, которые субсидии и другие льготы не получают.
Скорее всего, государство будет устанавливать домовые приборы учета тепла и газа, что значительно проще, чем работать поквартирно. Но это не решит вопрос контроля качества тепла в каждой квартире, тем более отдельных комнат. Люди снова будут иметь «общий» показатель – «среднюю температуру по больнице в 36,6».
А в любом доме есть определенное количество жителей-неплательщиков за коммунальные услуги. Получается, при домовом счетчике за них обязаны будут платить соседи? На уровне законодательных и нормативных актов эти нюансы пока не прописаны. Думаю, надо ждать отдельных разъяснений правительства».
Еще более сложный вопрос: хватит ли заложенных в бюджете средств, для всех желающих получить субсидии? Напомним, количество нуждающихся в субсидиях с повышением тарифов увеличилось до более чем 8 миллионов домохозяйств и до 24 миллионов человек.
«В бюджете заложено 35 млрд. гривен (с учетом полного выполнения бюджетных поступлений). Сейчас в правительстве убеждают, что этих средств достаточно. Но рост количества оформляющих субсидии может серьезно ударить по бюджету.
7 млрд. грн., которые планируется дополнительно получить за счет повышения цены на газ и направить на социальные доплаты, может просто не хватить. Да и гарантии, что они вообще поступят в бюджет, нет. Расчеты независимых экспертов более прозаичны, чем правительственные.
Они говорят о 3,5 – 4 миллиардах. Не исключаю, что по итогам выполнения бюджета за 9 месяцев это может стать проблемой. Тогда требования к получателям субсидий ужесточат, и оформить их сможет гораздо меньшее количество людей», - отмечает эксперт.
Общую заботу независимых экспертов вызывает и вопрос перехода на новые стандарты энергоэффективности. Об этом тоже начинали говорить еще в правительстве Яценюка. Но именно «начинали» и именно «говорить». Время прошло, а реально этим направлением не занимается никто.
«Реальных и системных действий по реализации программ энергоэффективности пока нет, – резюмирует Владимир Сальдо. – В Министерстве строительства и ЖКХ только прогнозируют, что Украина перейдет к новым стандартам и обязательствам по потреблению энергоресурсов в 2016 году.
Что это за стандарты и что за обязательства – неизвестно. Скорее всего, они тоже связаны с получением кредитов МВФ и будут озвучены, когда встанет вопрос быть или не быть очередному траншу».
Вот так: украинские реалии позволяют делать лишь прогнозы во многих направлениях экономической жизни. Поставим многоточие, и вполне вероятно, вернемся к этим темам к осени.
Ведь более глубокое понимание, почему в нашем государстве принимаются те или иные решения и как они повлияют на качество нашей жизни, дает возможность хотя бы примерно планировать свое будущее и будущее своей семьи.
Виктор ЛОГИНОВ