Один из таких, Владимир Баранов-Россине. Родился в Херсоне (некоторые источники указывают местом его рождения село Великая Лепетиха) в 1888 году.
Об его семье не известно ничего, но, судя по всему, родители хоть немного, но поддерживали сына в его творческом развитии: в 1902–1903 гг. он обучался живописи в Одессе, а в 1903–1907 гг. уже в Петербургской Академии художеств.
Молодой художник увлекся популярным в то время авангардом и со временем стал одним из главных художников отечественного течения в рамках этого стиля, а главным направлением творчества Баранова стал кубизм.
В 1908 году в Киеве Баранов принял участие в выставке, которую организовали известные авангардные художники Давид и Владимир Бурлюки (тоже украинские евреи), а через два года уехал в Париж.
Там он до 1914 года жил и работал под псевдонимом Даниэль Россине в колонии художников «Улей» вместе со скульптором и художником Александром Архипенко, абстракционисткой Соней Делоне-Терк, Натаном Альтманом (все они тоже родились на украинской земле) и многими другими.
Мюллер Владимир Николаевич - советский искусствовед, театральный и кинохудожник, художник-авангардист, профессор ГИТИС.
Владимир Мюллер родился 23 января 1887 года (по старому стилю) в Херсоне в семье провизора аптеки Николая Фёдоровича. Он никогда не горел желанием участвовать в выставках, и, большей частью, преподавал в ГИТИСе.
Единственная персональная выставка театральных работ Мюллера состоялась в Москве, в залах Всероссийского театрального общества в феврале 1968 года. К сожалению, многие его графические работы не сохранились. Часть из них остались в Украине, а другие, особенно эскизы сценических костюмов, созданные в 1920–30-е годы, были украдены из квартиры его вдовы. Сейчас их местонахождение неизвестно.
Ефим Голышов (1897–1970) - родился на юге Украины, в Херсоне. Учился на скрипача и даже выступал с Одесским симфоническим оркестром; там же, в Одессе, занимался живописью.
В 1919 году Ефим Голышев стал членом Клуба дада в Берлине. Дадаизм (авангардистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, главной идеей которого было последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики) очень повлиял на его творчество: он изобретал новые музыкальные инструменты из кухонной утвари и увлекся сочинением атональной музыки, которую исполнял на дада-вечерах.
Живописью Голышев занимался с не меньшим интересом. Писал абстрактные картины, экспериментировал с разными нехудожественными материалами.
Немецкий дадаист Рауль Хаусман утверждал, что именно Голышев «первым сделал ассамбляжи из самых невозможных материалов». В частности, он любил демонстрировать свой портрет, сделанный из кусков сигаретных коробок, хлебных корочек и спичек. С Хаусманом они организовали первую выставку дада в Берлине в 1919 году.
Ну и напоследок, современный, эпатажный, Стас Волязловский - художник, перформансист, видеограф, нонконформист.
Родился в 1971 году в Херсоне. Окончил художественную школу и курсы художников оформителей. Участвовал в работе объединений «Р.Э.П» и клуба «Тотем».
Художник из Херсона стоит особняком в украинском контем-порари-арте. Волязловский избегает тусовок и редко выставляется в Украине. Его работы чаще встречаются в московских галереях. Узнать ироничные картины Волязловского можно по похабным стишкам и изображениям, имитирующим бандитские татуировки и китчевые лубочные картинки.
«Шансон-арт — это моя рефлексия на мир, в котором я существую, с его интересами, проблемами, страхами, религией, новыми культурными вызовами, с его телевидением и программами, наполненными дебильной рекламой, расчлененкой, криминалом, порнографией, сериалами и политикой, с его жёлтой прессой и его интернетом.
Возможно, для меня это что-то вроде арт-терапии. Мне действительно удается освободиться от всего, лезущего в мозг помимо моей воли. Беру и вываливаю все налезшее в эдакой лубочно-концентрированной форме на лист бумаги или старые сэконд-хэндовские простыни, которые разрисовываю шариковыми ручками», - говорит о своем творчестве Стас.
В 2009 году шансон-артовские работы Стаса Волязловского приняли участие в основном проекте 3-й Московской биеннале. Проект куратора биеннале Жана-Юбера Мартена стал самой посещаемой выставкой в истории Московской биеннале (а также в истории современного искусства в России вообще), а Стас Волязловский на этой выставке оказался единственным украинским участником.
Конечно, картины Стаса – неоднозначны, и на любителя. Кто-то назовет это искусством, кто-то – позором. Но, решать вам – принимать современное искусство или – нет.
Подготовила Наталия РОЖКОВАН