Давайте покатаемся по Херсону на троллейбусе

Не знаю как вы, уважаемые читатели, а я еще помню те времена, когда в Херсоне было много-много троллейбусов...

Иногда, в конце дня, особенно летом, когда спадала жара, и загорались первые огоньки, было так приятно прокатиться на городском троллейбусе. Особенно захватывала поездка в Гидропарк.

Это казалось таким далеким, таким таинственным и таким захватывающим: люди, улицы, машины и тихо катящаяся «громадина» троллейбуса. Автобус был так же интересен, но не был таким романтичным. Странно, но факт...

Такие воспоминания из детства на меня нахлынули, когда на днях пришлось оказаться на остановке в районе площади «Корабелов» («Кузни», как их у нас называют).

Ждал не троллейбус, а маршрутку, а тут вдруг воспоминания детства нахлынули. И стало мне интересно, а что же с троллейбусами в городе сегодня? Простоял на остановке около 30 минут, пропустив несколько своих маршруток, все хотелось дождаться троллейбус. Увы, не случилось...

Что же в городе произошло с самым не только экологически чистым, но и самым дешевым видом транспорта? Сегодня он оказался у власти «не в чести». Почему? Ответ банальный и слышали мы его множество раз в различных интерпретациях: нет денег.

Тут следует сказать, что в принципе пассажирский транспорт, по своей сути, не может быть убыточным. Это та услуга, которую мы оплачиваем не потом, не когда-нибудь, а еще до того как ее получаем. Входя в троллейбус, мы отдаем деньги кондуктору, и получаем билет.

Вспоминаю, что билет в троллейбусе был вторым по стоимости – 4 копейки, трамвай дешевле – 3, а в автобусе дороже – 5.

Что же касается Херсонского троллейбуса, то когда-то на маршруты города, в плановом порядке, выходило порядка 100 машин. В часы пик (утром – на работу, вечером – домой), ХТУ выпускало еще и дополнительные, так называемые «разрывные» графики, и тогда троллейбусов становилось еще больше: 120 – 130 единиц.

Следует констатировать, что сегодня на все маршруты города выходит не более 30 единиц подвижного состава. Если скажем раньше маршрут № 9 «Шуменский – Одесская площадь» обслуживало 18 – 20 машин (час пик – 25), то сегодня их 2 – 3. Полный «круг» от порта до порта 64 минуты.

Разрывы между графиками были 3 – 4 минуты, сегодня минимум 20. А такой огромный маршрут как № 4, который связывает Жилпоселок и Гидропарк, и проложен через весь город, обслуживали 22 – 28 машин. Сегодня их только 2, разрыв составляет около 40 минут.

Я уже не говорю о том, что у нас были несколько «малышей», коротких маршрутов, которые в принципе дублировали некоторые большие, но позволяли подвозить людей из спальных районов в центр (на пересадки), что значительно упрощало ситуацию.

Но, троллейбусов всегда не хватало. Мы двигались вперед, и на этапе развития «перестройки» в нашу жизнь ворвались «маршрутки». Без сомнения, они были чуть «быстрее», «проворнее». Вначале действительно они выполняли роль «маршрутного такси» – остановка по требованию, а не на каждой «плановой».

Скорость доставки была все же более высокой, что и позволило установить чуть большую стоимость проезда. Всё это легло, как принято говорить «в масть». Но фактически это был первый удар по коммунальному предприятию «Херсонское троллейбусное управление».

Те, кто платил «живыми» деньгами – пересели на маршрутки, а троллейбусы стали возить исключительно льготников, т.е. бесплатных пассажиров, за которых должно было оплачивать проезд государство.

Начались проблемы. Троллейбус начали потихоньку «умирать». Когда-то мощное предприятие, пришло к тому, что есть сегодня: подвижной состав износился – новый не покупают, старый – ремонту не подлежит.

За все годы Независимости, если мне память не изменяет, город купил всего-то 3 – 5 троллейбусов, лет так 5 – 7 назад. Что, как вы понимаете, проблему не решает. В бюджете города не предусмотрено финансирование покупки новых машин.

Почему? Нет денег: государство плату за льготников полностью переложило на местные бюджеты, маршрутки «вымыли» платных пассажиров. Круг замкнулся. Сколько раз уже говорено о том, что есть опыт, который нужно внедрять: оптимизация маршрутов. Волевым решением.

Так, кстати, поступили депутаты во многих городах Украины. Вот скажем в Виннице. Там успешно работает коммунальный транспорт: трамваи, троллейбусы, автобусы. «Маршрутки» ходят только там, куда «не дотягиваются» коммунальщики.

Решение было не популярное, но оно позволило не только выжить ТТУ, но и дать новый толчок к развитию коммунального транспорта. А жители все же оценили преимущества: графики движения с 5 утра и до 1 ночи, интенсивность и т.п. Уже через полгода все были довольны.

Помнится, будучи депутатом городского совета, автор этого материала несколько раз предлагал такой вариант в Херсоне, пытался убедить коллег по депутатскому корпусу и руководителей города принять подобное решении.

Увы, меня не услышали. Слишком сильным было «лобби» перевозчиков (или коррупционная составляющая – откаты?). Депутаты наотрез отказались не только принимать решение, а даже рассматривать проблему.
Что имеем сегодня? Еще немного, и, как я об этом говорил несколько лет назад, – троллейбус в Херсоне может стать историей.

Можно ли возродить былое? Сказать однозначно не берусь, но думаю, что при желании и это можно сделать.

Сегодня в троллейбусном управлении новый начальник. Будут ли изменения в лучшую сторону? Очень хочу верить...

Сергей ОСОЛОДКИН

Фото Транспорт Херсона

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів