Артем Кияновский: Школа должна научить детей обходиться без взрослых

Сегодня, 31 января, Учебно-воспитательный комплекс «Школа гуманитарного труда» Херсонского областного совета отмечает очередную, 24-ую годовщину со дня её создания.

Мы присоединяемся к поздравлениям и наилучшим пожеланиям ученикам и педагогическому коллективу Школы и предлагаем вам интервью с её основателем и бессменным директором Артемом Александровичем Кияновским:

- Артем Александрович, ШГТ – это такая творческая площадка, на которой Ваши педагоги совместно с коллегами и учеными постоянно отрабатывают эксперименты в сфере образования. Какая задача №1 решается сегодня?

- Сначала скажу о том, что должна дать современная школа нашим ученикам. Мы как-то забываем о том, что дети должны вырасти добрыми, с уравновешенной психикой и с хорошими знаниями.

И еще - главная цель образования – научить их обходится без родителей, без взрослых, принимать серьезные решения, жить по совести, жить, имея стыд, думать по-государственному. Мы должны сделать так, чтобы дети во время образования в школе получили эти навыки.

И вот сегодня школы страны только перестраиваются, жизнь в школе становится совместным бытием учителя и ученика, совместным поиском знаний. И учителя, удивляя, детей, побуждают в них интерес к знаниям.

Если мы хотим видеть ребенка яркой личностью, то мы должны понимать, что люди талантливые подвержены большому количеству нервных переживаний, и они нуждаются в психологическом сопровождении. Отмечу, кстати, в Школе гуманитарного труда, дети учатся полный день, и не ощущают психологической нагрузки.

- Что значит – авторская школа? Как она работает в Вашем конкретном случае?

- Сегодня оказывается, что ребенку важнее помочь сделать собственный интеллектуальный продукт, предложить, с помощью новых технологий, лекции лучших мировых умов. Так мы быстро отвечаем на требования времени. Мы ориентируется на образование европейское, учитываем опыт тех стран, которые совершили в последние десятилетия резкий рывок вперед – Турции, Китая (6 часов математики в неделю).

Сегодня есть интерес к таким проектам, как ШГТ, как к авторской школе. Двадцать лет назад над нами смеялись, когда мы в садике вводили предметное преподавание. Ведь кто-то из академиков решил, что детей маленького возраста нельзя учить, должно быть только дошкольное воспитание.

Тогда из всех диссертаций вымарывалось понятие «обучение дошкольников». Сейчас появляется термин преддошкольное образование. Изменения произошли, в том числе, и благодаря тем экспериментам, той позиции, которую заняли мы два десятилетия назад. 12-летнее образование – это ведь не в 17 лет человеку добавить два года учебы, это значит, что надо начинать обучение с 3,5 лет.

Мы даем возможность детям познакомится с последними достижениями современной науки. А ведь у нас очень мало в школьных программах науки - о новых космических исследованиях, о новых достижениях химии и биологии.

Учебные программы всегда отставали от науки, а сейчас это отставание очень и очень серьезное. Как изменить программы в связи с этим - дело энтузиастов, ученых, тех, кто разрабатывает авторские учебные программы в Школе гуманитарного труда.

Школа гуманитарного труда работала всегда как авторская, по экспериментальным программам. Наша большая цель была – сделать школу с интернатом для одаренных детей. Сегодня у нас порядка 250 детей учится из области (часть живет в интернате, часть приезжает из ближних районов).

У нас живут в интернате и учатся в ШГТ юные спортсмены – хоккеисты, которые достойно представляют Херсонщину на Всеукраинских соревнованиях. Отдельно я хотел бы подчеркнуть, что у нас учится двое детей - сирот, более двадцати детей из многодетных семей, ребенок, пострадавший вследствие аварии на ЧАЭС, четверо детей из семей переселенцев. Дети очень разные, но все очень талантливые.

В школе собраны яркие преподаватели, которые помогают детям создавать научные работы для Малой академии наук, готовят к олимпиадам всеукраинского уровня. Если ребенок одарен в украинском языке, наши учителя могут его «довести» до всеукраинской олимпиады, то же самое, в математике, химии и физике. Но главная цель – подготовить ребенка к будущей жизни, дать ему интерес к знаниям.

У нас есть школьное научное общество. Дети с пятого класса каждый учебный год пишут научную работу с руководителем. За несколько лет они учатся реферировать, анализировать, синтезировать. Им это реально в жизни пригодится.

В ШГТ учат не для аттестата, а для жизни. И вот ученик 5 класса приходит домой, получив премию за научную работу (а мы вручили детям почти 12 тысяч гривен премий), и говорит: это мои первые деньги, которые я заработал своей головой.

Мы общаемся с родителями, следим за социологическими исследованиями, за тенденциями мирового развития образования, знаем требования рынка труда, мы подбираем программы, курсы, которые сегодня наиболее востребованы и позволят детям занять достойное место в жизни.

Более 10 лет мы читаем в каждом классе информатику. В Украине только в прошлом году начали вводить во втором и третьем классе этот предмет, а у нас дети работают с компьютером с 3,5 лет с 1996 года.

- К сожалению, многим родителям приходится выбирать между хорошим образованиям и здоровьем детей.

- Мы создаем условия для детей, у которых есть проблемы с желудочно-кишечным трактом (результаты современного питания). Например, в младшей школе 33 (!) диет - предписания. Сегодня более 400 детей в школе нуждаются в особой диете.

ШГТ – пионер инклюзивного образования. У нас учится 7 детей–инвалидов. У них проблемы со здоровьем, связанные со слухом и зрением. И мы для них создаем все необходимые условия, помогаем их социализации. У нас есть свои логопеды, психологи.

Это то, что называется инклюзивным образованием. Я глубоко убежден, что за этим будущее. Таких особенных детей нельзя собирать в некоем гетто, отделив от общества. И те усилия, которые мы тратим на таких детей, они себя оправдывают. Но меня, правда, удивляет: как только у ребенка появляется успех – нам сообщают: есть установка уменьшить индивидуальные часы.

- У Вас был очень интересный проект - Ваши дети сами снимали фильмы и демонстрировали их во время школьного фестиваля. В этом году Вы его продолжили?

- Наши воспитанники снимали фильмы по басням Крылова, по произведениям Чехова. Ну, а поскольку 2016 год – год английского языка в Украине, то мы решили сделать фестиваль фильмов по произведениям О.Генри. ШГТ-ТV – канал в YouTube - смотрите и обсуждайте.

- Что еще нового в ШГТ в этом учебном году?

- У нас реализован еще один совместный проект с областным музыкально-драматическим театром им. Кулиша. Мы – школа и театр, поставили спектакль «Малыш и Карлсон», получилось очень удачно. С великолепной Галл-Савальской, с другими нашими любимыми артистами и нашими школьными звездами. Кто желает, может посмотреть в YouTube.

Но самое важное – это был не просто спектакль, а благотворительный проект для детей Херсона, чьи родители погибли в АТО. Собрали более 60 тысяч гривен. Благодарим за поддержку этого проекта городское управление образования и всех педагогов города Херсона за их милосердие. Ведь учителя небогатые люди, в отличие то богачей, и помощь нуждающимся – это зов их души и сердца.

- Кстати, а как развиваются Ваши медиа-проекты?

- У нас несколько медиа - проектов: работает школьный сайт, школьное радио, школьное телевидение. А в этом году вышла школьная печатная газета (будем раз в квартал издавать, поскольку - это дорогое удовольствие). Детей мы учим работать с информацией, критически ее воспринимать, не быть «жертвами» интернета, социальных сетей. Кто владеет информацией – владеет миром.

Мы уверены: ребенок должен пережить ситуацию успеха. Если не в математике, то в литературе. Если не в литературе, то в театре, создавая фильм, написав статью. Мы должны детей сформировать, поддержать. И мы обязаны понимать, что дети не готовятся к жизни. Они живут уже сегодня. И насколько яркую, интересную, красивую жизнь мы им создадим в школе, такую они и будут строить.

Спрашивала Ирина ФЕШ

P.S. 30 декабря 2015 года министр образования Украины С. Квит подписал приказ об успешном проведении ІІ этапа и утверждении плана ІІІ этапа Всеукраинского эксперимента на базе УВК «Школа гуманитарного труда» Херсонского областного совета, в котором обязал областное управление образования и науки помогать экспериментальному учебному заведению, создавать необходимые условия для проведения опытно-экспериментальной работы. Научный руководитель – А. Кияновский.

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон