Спустя десятилетия после строительства Каховской ГЭС (оную ввели в эксплуатацию в далеком 1956 году) ученые сделали вывод: мощный гидроузел на Херсонщине приносит не только пользу.
Уже в то время было очевидным: строительство плотины не на шутку сократило рыбные запасы региона (а Херсонщина всегда считалась не только краем арбузов, но и рыбы).
Все вполне объяснимо: в искусственных водоемах хранилища стал накапливаться ил.
В толще, которая порой достигает нескольких метров, рыба просто не может нереститься. Воспроизведение потомства требует песка, скопления раковин с моллюсками.
Уже тогда специалисты предупредили власть имущих: если ничего не предпринимать, в реке погибнет фауна, и та постепенно превратится в болото. Волей правителей и партии Днепр было велено срочно спасать, с помощью строительства рыбоводных заводов.
Три самых больших создали на Херсонщине. И вот уже не одно десятилетие в нашей области с малька разводят виды, которые потом выпускают в Днепр.
На Новокаховском рыбоводном заводе частиковых рыб самый ответственный период – осень. С сентября сотрудники зарыбляют водоемы. Профессиональным языком – речь идет о рыбе-биомелиораторе. Это белый и пестрый карп, а еще – белый амур.
Сами виды не являются краснокнижными, но... Именно эта рыба питается опасным для Днепра планктоном, попросту "зеленкой" и даже камышом, который засоряет реку.
Кстати, родина белого амура – Дальний Восток. Отселе на Херсонщину рыбу привезли в советское время. Размножаться в наших водоемах самостоятельно белый амур не может (не подходит среда). Так что разводить его приходится искусственно, с малюсенькой личинки, в условиях специальных заводов.
"У нас есть 20-гектарные пруди, рыба выращивается там с лета (отсюда и название – сеголетка), потом весной сеголеток отлавливают и помещают в стогектарные пруды. Ну а в данный момент мы уже отлавливаем двухлетку, чтобы отправить ее в Днепр", - технологией делится главный рыбовод завода Людмила Шкуропат.
... После емкостей, вместившихся в кузове обычного грузовика (на заводе нет специализированной техники для зарыбления) белый амур, карп и даже щука, в большой воде чувствуют себя сначала неуютно. Какую-то минутку рыба неподвижно лежит на мели.
Но вот потом, глотнув речного кислорода, хвостатые переселенцы растворяются в своём новом, простором, жилище. Впереди – большое плавание. Конечно, если браконьеры не достанут.
В последнее время, жалуются рыбоводы, черные рыбаки забрасывают в Днепр целые путины. Рыбка даже вырасти к интересующим размерам не успевает... И тут, конечно, должен бы закон включиться. Но с этим в нашей стране, как говорится, пока не всегда четко. Хотя это уже другая история...
Вера ЯРАЯ