По ситуации в Херсонском госуниверситете: Какая же реформа нужна высшей школе?

Толчком к написанию этого материала послужила ситуация, которая сложилась сегодня в Херсонском государственном университете с выборами нового ректораи мой недавний разговор с и.о. ректора ХГУ, профессором Наталией Тюхтенко.

Для непосвященных поясню, что 23 апреля в ХГУ должны состояться выборы нового ректора. Сегодня вокруг этого события развернулись не только информационные «войны» в СМИ, но и достаточно ярко проявили себя распри внутри самого коллектива, который еще не так давно казался таким «дружным» и «спаянным».

Во время нашей беседы с Наталией Анатольевной, а обсуждали мы непростую непубличную ситуацию, связанную с «избирательной» кампанией и «выливанием» грязи, профессор Тюхтенко высказала мысль, которая запомнилась особо: «А знает ли кто-то имя ректора Гарварда? А помнит ли, как зовут ректора Оксфорда? Нет. Это никому не интересно. Но учиться в этих высших учебных заведениях мечтают сотни тысяч, а для их выпускников безоговорочно открывают двери крупнейшие компании мира».

Мне показалось, что из этих слов можно сформулировать квинтэссенцию проблемы, которую сегодня пытаются решить в Украине: «Какая реформа нужна высшей школе».

Сегодня много говорят о том, что система высшего образования совсем «прогнила», что существует слишком много высших учебных заведений, не дающих знаний. На днях Министр образования и науки в очередной раз заявил, что ВУЗы будут нещадно закрывать, они должны перестать быть «машиной», которая печатает дипломы о высшем образовании. Сложно с ним в этом не согласиться.

Но, спасет ли ситуацию просто «закрытие»? Измениться ли она в аспекте того, какие именно педагоги преподают в ВУЗах? Нет. Если не менять суть, принцип, если в корне не менять подход, то ничего не изменится. Разве, что стоимость «образования» в тех высших учебных заведениях, которые выживут после «чистки» – резко возрастет. Равно как и возможности тех, кто «вершит» судьбы студентов – преподавателей, деканов...

«Закрытие» никак не повлияет на тех, кто как не умел, так и не будет уметь работать с молодежью, более того, у них появятся дополнительные рычаги давления – «ОТЧИСЛЮ!». Если сегодня умный студент может себе позволить развернуться и уйти в другой ВУЗ, то куда он пойдет завтра? Вот и будет еще больше унижен, вот и станет еще больше зависим.

Может такая «реформа» принесет больше свободы педагогам? Нет. И они станут еще более зависимыми от заведующих, деканов, проректоров, ректора. Куда им податься, когда выбора не будет? Куда им деваться от деспота-декана или фармазона-ректора? Вот и будут молчать, как и раньше, только еще больше склонят спины и еще больше втянут головы в плечи. Нет, им не позавидуешь.

Внимательно наблюдая за ситуацией, которая сложилась в свете будущих «выборов» (изначально дал себе слово не «влезать» в нее ни на одной из сторон), я понял, что она, как в зеркале, отразила всю ту проблемную сущность, которая есть сегодня и в системе образования, и в системе отношений, и в системе зависимостей.

Не будучи заинтересованной стороной, решил поделиться своими мыслями. Многие, с кем общаюсь, предпочитают об этом просто молчать, хотя, точно знаю, есть ряд людей, которые, будь у них чуть больше смелости и меньше зависимости, подписались бы под тем, о чем буду говорить ниже...

Жизнь сталкивает с разными людьми. Одни образованы и имеют высочайшую культуру, у других интеллект на уровне «плинтуса», а разговаривать с ними можно только на «материальном» диалекте, т.е. – матом. Хотя, бывают метаморфозы. Общение с человеком, с тремя классами «церковно-приходской» доставляет удовольствия и приятности, а иногда и полезности куда больше, чем общение с иным доктором наук, профессором и академиком в придачу, которому так и хочется сказать словами одного из героев миниатюры великого Аркадия Райкина: «Дура, закрой рот, я все сказал».

«Культура нации». Что это? Каждый вкладывает в определение именно те критерии, которые ему близки, понятны и приемлемы. «Культурный человек не тот, кто будет резать котлету ножом, а тот, кто сделает вид, что этого не заметил». Правильный ли такой подход? Мое глубокое убеждение – нет!

Именно таким поведением мы и породили то невежество, которое процветает ныне во всех слоях общества. Если хаму не сказать, что он хам, то сам он этого не поймет никогда. Он будет и дальше продолжать вести себя так, как ему подсказывает его невоспитанность.

Если нахалу не указать на его поведение, то со временем его уже не исправит ничто: ни нравоучения, ни наставления. Если человеку, у которого нет азов культуры, не объяснить, что в приличном обществе не принято сморкаться в парадное платье хозяйки и вытирать ноги об ее белоснежную скатерть, то он будет так делать всегда, считая, что так и должно быть.

Если такому «человеку» изначально не объяснить, что общество не будет терпеть его выходки, и что он должен либо избавиться от пороков, либо общество вычеркнет его из своих рядов, то такой не человек и дальше будет вести себя соответствующим образом, считая, что так не только можно, а – нужно.

«Скромно» опуская глаза, а то и вовсе закрывая их на подобные пороки, общество обрекает себя на то, что таких людей в нем становится все больше и больше.

Скажите, можно ли объяснить мужчине, что когда входит дама, он должен встать? Да, несомненно. Только, когда? В какой период жизни? В раннем возрасте, когда папа и мама объясняют своему сыну, что девочек негоже дергать за косички, а элементы «ухаживания» не включают в себя подножки и удары по голове ранцем, именно в этот момент они закладывают в мужчине уважение не только к женщине, но и к обществу.

А когда мы проходим мимо того, когда здоровенный бугай с двумя высшими образованиями, академическими званиями, облеченный властью посылает по матушке девушек, то не говорит ли это о нашем с вами «высоком» интеллектуальном уровне? Это говорит о том, что мы с вами уподобились ему, что мы так же распущены, так же низки духом и умом.

Жизнь сводила меня с разными людьми. Были и такие, которые сморкаясь пальцами, рассуждали о Канте (немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии) и Кюри (зная, что их было двое – муж и жена, которые открыли «радий»).

А кто-то пах французским одеколоном, в одеждах от кутюр – «нажирался» до чертиков и с непечатными выражениями, от которых у гопников вяли уши, бродил по коридорам учебного заведения. А «воспитанные» люди, будучи рядом, «скромно» потупив взгляд, с виноватой улыбкой говорили: «Ну, что поделать... бывает».

Нет, господа, не бывает. Не может быть. Не имеет права так быть. Не может доктор наук позволить себе с высоты звания и должности посылать по матери студентку лишь потому, что она прогуляла полсеместра. На мой взгляд, не имеет права доктор наук материться, как последний биндюжник, бравируя тем, что он человек интеллектуального склада ума, который точно знает, сколько букв «И» должно быть в слове «корова».

Сегодня опять модно ругать молодежь. Вот де, она и то не умеет, и сему не обучена. А кто виноват-то? Кто ее не научил? Кто показал пример? У кого молодежь учится? Вот у такого «доктора» она и берет уроки начальной «необразованности». Вот такой «проффесор» и выдает «на гора» лжевоспитание.

Взгляните на тех, кто учит? Кто заходит в аудитории? С чем? Ну, то, что с конспектами позапрошлого столетия, это одно. Это уровень профессиональных знаний. А что у него в душе? В мыслях?

Такой «профессор» заранее уверен в том, что все вокруг только для того и годятся, чтобы платить ему и тем, кого он «приютил» под крылом. Неважно, какой предмет он преподает: литературу или основы государства и права, этику, математику или строение человека.

Кстати, студент с первого курса знает, что у такого руководителя такие же подчиненные, которые видят в студенте не личность, не человека, а «печатный станок», печатающий купюры. Такие «преподаватели» точно знают, зачем они приходят в ВУЗ – за деньгами.

И упаси Боже, если на их пути к вожделенным купюрам возникнет Личность, которая не будет терпеть такого отношения к себе, которая будет протестовать. Как? Протест? Против кого? Меня? Сгною! Сотру в порошок! Развею в прах!.. Кто посмел в моей вотчине устанавливать свои порядки? Тут или все одним миром мазаны, или – «Вон отсюда!».

Как объяснить такому «человеку», что он, как педагог, в первую очередь, должен изначально заниматься воспитанием, «взрощением» Личности. Не важно кто перед ним – студент первого курса или «молодой» коллега. И тому, и другому может претить и хамское поведение, и беспардонность, и неуважение...

Как объяснить профессору, что он, будучи при должности, звании, «погонах» (не только форменных, но и должностных), не стал Царем, а тот, кто ниже рангом, не должен закрыть рот и тихо «радоваться» только потому, что ему позволили «быть рядом».

«С волками жить – по-волчьи выть»? Нет, не правильно! Негоже Человеку становиться Волком! Не может главным принципом Человека становиться принцип: «Человек – человеку – волк».

Возможно, что чуть позже студент поймет, что это такой «образ», что это такой стиль поведения. Но разве он должен от этого страдать? «Старшие товарищи», если он начинает «возникать», тут же кинуться рассказывать, о заслугах, о званиях, о том, сколько этот человек сделал для кафедры, факультета, университета... Что вовсе не стоит «выносить сор из избы». Что «дядя-декан», в принципе, не такой уж и плохой: покричит-покричит и перестанет.

А что делать ребенку, чья психика пострадала? Обратите внимание на поведение тех, кто находится под постоянным давлением такого «дяди» или «тети».

Как правило, так себя вести, позволят себе люди слабые и бесхарактерные, с ущербным восприятием мира и ущербной психикой. Проанализировав, мы придем к выводу, что это те люди, которых не только много унижали, но и в начале пути из ложной «скромности» кто-то постеснялся сказать, что он, на самом деле: подлец и хам.

Такие люди, когда добираются до власти, становятся страшными. Они отыгрываются на каждом, кто, хоть чуток, им подвластен. Они, как и раньше, унижаются перед теми, кто «выше» и готовы «сожрать живьем» тех, кто «ниже».

Подонок, которого общество не остановило вовремя, растет, делает карьеру, карабкается все выше и выше. Но, возле кого? Нормальный, воспитанный человек допустит, чтобы «подобное» было рядом? Нет. Никогда. Ни в коем случае. Тот, кто понимает «что» перед ним, тот сделает все, чтобы такой психически неуравновешенный человек никогда не попал во власть.

Ну, это если руководитель нормальный. А если он сам такой же? Если у него самого такие же черты характера? Что он сделает? Он, как раз-то и будет приближать к себе тех, кто унижает других, чтобы возвыситься самому. Как удерживать «униженного» в повиновении?

Старый проверенный и надежный способ – дать чуток власти и систематически напоминать: «Ты тут, ты имеешь это – здесь, пока я там – наверху». «Пока я тобой руковожу – я даю тебе власть над теми, кто ниже». Как будет вести себя такой «исполнитель»? Верноподданнически служить хозяину – любому! Нет, пожалуй, нужды объяснять, на что он пойдет лишь бы иметь «кусочек» власти. Он выполнит любые приказы.

«Исполнитель» понимает, что чем выше «вершитель» («хозяин»), тем выше и он рядом с ним. Ему все равно, что его презирают и ненавидят подчиненные. Ему наплевать, что каждая пролитая из-за него слеза потом вернется к нему и его детям проклятиями обиженных и униженных. Наверное, самое страшное в жизни то, когда дети начинают отвечать за поступки родителей.

Задумайтесь об этом те, кто сейчас, пока, сидит в высоких креслах (любого уровня), кто имеет блага, кто считает себя «вершителем» чужих Судеб. Время скоротечно. Все, как известно, течет, и все, как известно, меняется.

Задумайтесь доктора и профессоры, академики и доценты... Ректоры, проректоры, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели, ассистенты, лаборанты... В ваших руках Судьбы еще неготовых к сложностям «взрослой жизни» молодых людей. Разок возьмите и представьте себе, что на месте этого студента или студентки – ваш собственный ребенок.

Подумайте, как бы вели себя вы, будучи родителем униженного ребенка? Задумайтесь о тех душевных травмах, которые вы нанесли «своему» ребенку? Вам не страшно? Остановитесь на несколько секунд и задумайтесь, что вы делаете...

Неужели кольца, цепочки и браслеты, которые вы принимаете от тех, кто ниже, и, иногда, преподносите тем, кто «выше», стоят хотя бы одной детской слезинки?

Подумайте и о том, что вы делаете с вашими подчиненными: угрожая, унижая, запугивая... Кто дал вам право наполнять их жизнь нестерпимой болью? Вы хоть раз задумались о том, что ваши слова и поступки влияют на то, как живут эти люди, как они ведут себя дома, как общаются со своими близкими? Без сомнения, ваше хамское поведение остается кем-то незамеченным, он пропускает все ваши выходки «мимо ушей», но для кого-то это становится психологической травмой, которая отражается на его семье.

Кто в первую очередь виноват в том, что такие люди не только морально насилуют и издеваются, а просто заходят в ВУЗ?

Вот только ненужно говорить: «система». «Система» - это понятие абстрактное, но состоит она из конкретных людей. Тех людей, кто строит систему, внедряя в нее таких вот «людей». Гнать вас нужно, господа, гнать...

Если кто-то, уважаемые коллеги, узнал в описанном себя – не обижайтесь. Зеркало не виновато. Оно отражает только то, что перед ним. Лучше задумайтесь, кто вы? Имеете ли право и дальше уродовать жизни?

Стоит ли «менять» систему высшего образования, если вот такие «доктора» и «профессоры» и дальше будут ею руководить? Может, начать с малого? С правильного выбора?

Может, «большую» реформу высшей школы стоит начать с «малых» выборов в каждом отельном «ХГУ»? Вдруг случиться «чудо»? «Новый» ректор возьмет, да и не возьмет в «новый» путь «старый» капитал?

Хотя, я в такие чудеса давно не верю...

Сергей ОСОЛОДКИН

P.S. Хотите поделиться вашими мыслями с автором? Пишите: vjibycrbq@mail.ru

© 2022 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів