Аграрии Херсонщины: рынки сбыта или рынки сбиты?

27 ноября в Херсоне прошел круглый стол на очень актуальную тему: «Перспективы расширения рынков сбыта местных товаров и услуг: приоритетные направления»

Участие в мероприятии приняли важные гости, среди которых вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) Украины Сергей Свистиль и президент Херсонской палаты Виктория Остроумова, ученые и эксперты аграрного сектора, руководители сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, фермерских хозяйств и руководители департаментов облгосадминистрации.

Соответственно, и речи велись важные и красивые. «Для развития экспорта Херсонщине нужно быть ориентированной на европейские стандарты и четко определиться с комплексом мер по развитию экономического и инвестиционного потенциала», – отметил руководитель аппарата ОГА Владимир Клюцевский.

Мысль, конечно, глубокая – настолько, что дна в ней не видно, то бишь практической рекомендации для фермеров-аграриев. Ведь недостаток конкретной информации в быстро меняющихся рыночно-экономических условиях приносит сельхозпроизводителям не меньше вреда, чем засуха или вредители. Можно потратить много финансов и усилий, чтобы вырастить овощи, – но без перспектив выгодной реализации они просто сгниют в хранилищах, как было несколько лет назад с капустой.

А Херсонщина сейчас, по словам Сергея Свистиля, производит вдвое больше сельхозпродукции, чем нужно для потребления. При этом мы находимся, по его мнению, в самых тяжелых экономических условиях по Украине – кроме, конечно, восточных областей.

Поэтому нашим производителям необходима поддержка знатоков экспорта. Торгово-промышленная палата организует центры поддержки предпринимателей при выходе на мировые рынки сбыта, обучает «экспортных» менеджеров-консультантов. Но это только первые шаги – а с 1 января 2016 года уже вступает в действие Соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС. Это открывает наши границы с точки зрения беспошлинной торговли.

И предприятия, которые не будут способны конкурировать, действительно пострадают. Поэтому искать альтернативные рынки сбыта местных товаров и услуг нужно «еще вчера». Виктория Остроумова, в частности, отметила, что ведутся плотные и результативные переговоры по сотрудничеству Херсонщины
и Ирана. Но Восток, как известно, дело тонкое, и нюансов в переговорах множество.

Впрочем, и европейские стандарты, к которым призывают стремиться наших фермеров, весьма далеки от местных реалий. Замначальника научно-исследовательского центра «Укрметртестстандарт» Виктор Волошинец заявил, что возить инвесторов по нашей местности можно только на танках: «А в Европе чуть ли не каждое яблочко в отдельной упаковке транспортируют, да в рефрижераторах с определенной температурой и по дорогам без выбоин и тряски».

В Европе нас никто особо не ждет, считает Виктор Григорьевич: там хотят в первую очередь защитить своих товаропроизводителей. Опять-таки требования к экологии и безопасно­сти производства высоки, и на их приведение к стандартам требуется прор­ва денег. Европейские государства финансируют своих аграриев намного больше, чем наше, а банковские кредиты под 30% доступны не всем даже крупным компаниям, не говоря уж о небольших фермерских хозяйствах. Хватает проблем и в законодатель­стве, и в организации госконтроля, и прочая, и прочая...

Конечно, надо искать выходы. Для начала, говорит Сергей Свистиль, выяснить, какие именно европейские товары и по какой цене могут зайти на украинский рынок в следующем году. Сравнить характеристики своей продукции с потенциальными конкурентами и разработать собственную стратегию развития для работы в условиях открытого рынка. Можно объединяться для продвижения своей высококачественной продукции. Можно понижать цены на товары, чтобы пробиться на внешние рынки, как это делают китайцы. Воспользоваться хотя бы небольшими квотами, чтобы зайти на рынок и показать свой товар иностранцам.

Или создать электронную биржу, информирующую заказчиков о предприятии и обеспечивающую им доступ к товарам. Ну а если всё же не удастся конкурировать, то надо возглавить процесс свободной торговли – открывать дистрибьюторские сети европейских компаний в Украине. Кроме стран Европейского союза, перспективными для украинских товаров выглядят рынки Ближнего Востока, Канады, США, Китая и даже Латинской Америки.

Но как туда добраться сельчанину? Проблема опять-таки в недостатке информации: большинство сельхоз­производителей не понимают, как они могут использовать беспошлинность товаров себе во благо. Ведь Соглашение с ЕС повлияет и на экспорт, и на импорт – но кто ответит, как именно? Один из присутствовавших на круглом столе аграриев, послушав отвлеченные от конкретики речи экспертов, задал вопрос в лоб: «Со снятием пошлин зайдут ли на Херсонщину такие инвесторы, чтобы я мог себе позволить комбайн купить? Вы сначала условия создайте, чтобы в нас не боялись деньги вкладывать!». На это опытный чиновник Владимир Клюцевский отреагировал мгновенно: «Мы учтем все ваши пожелания, подготовим предложения, отправим их...».

Комбайновый вопрос повис в воздухе. Как и тот, куда же направляются средства от грантовых проектов. Например, по данным объединения «Агроинвест», за 10 месяцев на сельхозпредприятия нашей области зашло $ 23 миллиона прямых инвестиций, в 7 грантовых поддержках озвучена цифра в 26 миллионов гривен. Но это капля в море, и помогает она лишь единицам.

Остальные же сельхозпроизводители, видимо, должны срочно стать экс­пертами по производству, экспорту, финансам, мировому рынку сельхоз­продукции. И вопреки всем препят­ствиям расширять свой рынок сбыта в мире.

Ольга ЛЯШОК

"Гривна. Новый формат"

© 2008 - 2024 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: khersonci08@gmail.com, контактиархівТеатр Куліша - Херсон