Местные продукты дороже привозных

Местные продукты дороже привозных
Традиционно считается, что товары, произведенные на месте, а не привезенные издалека, должны стоить дешевле. Ведь в их цену не входят, например, транспортные расходы или услуги длительного хранения.

Продукты, доставленные напрямую, более свежие и привычные, а значит, и полезные.

На деле не всё так просто. Об этом шла речь 10 ноября на круглом столе в ОГА по вопросам продвижения продукции местных товаропроизводителей через сети розничной торговли.

Участвовали в нём областные и городские чиновники и около 25 руководителей супермаркетов и предприятий Херсонщины.

Когда-то в Херсоне за бюджетные деньги реализовывалась программа «З лану до столу» по снабжению горожан местной продукцией, рассказал директор облдепартамента агропромразвития Александр Паливода. Вплоть до того, что главы ОСМД на специальном информационном ресурсе формировали портфель заказов, и им во дворы привозили продукты. По ценам, намного привлекательнее рыночных. Может, следует возобновить такую практику?

Пока же херсонцы могут купить овощи с наших полей и продукты наших предприятий на рынке или в супермаркетах. Но далеко не всё и не во всех, как оказалось. Как отметили на круглом столе, в городских супермаркетах такая продукция представлена недостаточно. Согласно анализу, магазины размещают у себя только некоторые позиции (в основном «Чумака» и «Данона»), сообщила замдиректор облдепартамента экономики Светлана Маренчук. По ее словам, только в сети магазинов «Украина» товары херсонского производителя представлены на 70%.

Директор сети супермаркетов «Украина» в Херсоне Иван Бессараб рассказал: у них в широком ассортименте представлена продукция херсонского хлебозавода, кондитерской фабрики, борщевую группу овощей поставляют фермеры и частные структуры Херсонщины. Директор «Эко-маркета» Филипп Чухрай уверил присутствовавших, что на их предприятии продукция «Данона», Херсонского хлебозавода, «Чумака», ЧП Урсуленко, «Пани Кристины» представлена в должном ассортименте. Сети «АТБ», «Сильпо», «Экомаркет» размещают у себя только некоторые позиции, в основном «Чумака» и «Данона».

А вот каховский фермер, вице-президент Всеукраинской ассоциации фермеров Леонид Кириченко рассказал «Гривне», что своим сотрудничеством с «АТБ» и «Фрэш» доволен. Говорит, что многие аграрии поставляют свои овощи этим сетям. И при этом, отмечает Леонид Петрович, супермаркеты не накручивают большие наценки. «Нам как товаропроизводителям и хотелось бы продавать овощи дороже, чтобы окупить свои расходы на семена, удобрения, горючее, – признает фермер. – Но мы понимаем, что люди просто не смогут их покупать по более высокой цене».

Если магазины «АТБ» получают товары со своей распределительной базы в Цюрупинске (при этом по распоряжению из главного офиса в Днепропетровске), то у «Сильпо» схема совсем другая. Леонид Кириченко объяснил, что всю закупленную продукцию сначала везут в Киев, а уж оттуда перенаправляют по Украине. Хотя логичнее было бы, кажется, нашим аграриям работать напрямую с херсонскими филиалами. Тем не менее крупным сетям выгоднее закупать продукцию большим оптом – так дешевле, меньше транспортных расходов. А некоторые фирмы наладили выпуск собственных марок – то же «АТБ» или «Сильпо», к примеру.

Поэтому говорили на совещании о необходимости «прямых» логистических центров. Ведь продукция херсонских товаропроизводителей заслуживает конкуренции, уверена Светлана Маренчук: она качественная, и население с большим удовольствием ее покупает.

Конечно, если цены доступны. К сожалению, часто бывает так, что местные товары дороже привозных. Так, директор «Украины» Иван Бессараб уверен, что птицефабрика на Восточном посёлке Херсона (принадлежит холдингу «Авангард») сильно завышает отпускные цены на яйца: «Цена за десяток возросла до 23 гривен. Дошли до того, что люди покупают по 2–3 яйца. Скоро будут приходить и смотреть, как в музее». Его мнение поддерживали и руководители других супермаркетов.

Руководитель Бериславского хлебозавода Юрий Тимощук говорил о том, что продукция из Никополя у нас продаётся значительно дешевле. Он уверен, что это за счёт демпинга, то есть по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены ниже рыночных, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Невесёлая ситуация и с местной молочной продукцией, кисломолочной и сырами. Другие области заходят в херсонские магазины с ценами ниже «наших».

Журналисты «Гривны» провели собственный анализ цен на местную и привозную продукции в супермаркетах Херсона. Мы выяснили, что майонезы и кетчупы каховского «Чумака» и волынского «Торчина» соотносимы между собой по цене. Например, в «АТБ» упаковки по 385 граммов 30-процентного майонеза обеих компаний стоят 10,45 гривни. Кетчупы этих фирм в упаковках по 300 граммов в разных сетях – 8,30–10,40 гривни.

Макаронные изделия «Чумака» из твёрдых сортов пшеницы стоят довольно дорого: за пачку в 450 граммов придётся выложить 16–17,5 гривни. Для сравнения: за полкило фирменной итальянской продукции Santa Lucia такого же качества надо отдать 24 гривни. Следует признать, что качество нашего предприятия соответствует европейским стандартам – но, увы, не всем украинским кошелькам. Поэтому многие херсонцы предпочитают покупать макароны днепропетровского «Дніпромлина» или «Таи», производимой на хмельницкой или черниговской фабриках, – по 15 гривен за килограммовую упаковку. Пользуется спросом и продукция новокаховского «Мірошника ТМ» – 11,85 гривни за кило любой «лапши» высшего сорта.

Молочная продукция в наших магазинах есть в большом ассортименте. Наиболее популярны сейчас, пожалуй, марки «Славяночка» (от ОАО «Вимм-Билль-Данн Украина» из Киевской области), «Славія» (от «Молочного альянса», представленного по всей Украине – ближайший к нам его завод в николаевской Баштанке), «Волошкове поле» (Черкассы), наш «Весёлый пастушок» (бренд компании «Данон»). Так вот, молоко 2,5–2,6% жирности в пакете 900 граммов от «Славяночки» стоит 11,3 гривни, «Славии» – 10,7, от «Волошкового поля» – 12,5, «Весёлого пастушка» – 11,4 гривни. Далее, 900 граммов кефира 2,5% от «Славяночки» стоят 14,8 гривни, от «Славии» –15,15, от «Волошкового поля» – 17,5 (тетрапак) и от «Весёлого пастушка» – 16,15 гривни.

Кстати, в сёлах Белозёрского района, например, частники сейчас принимают молоко у населения по цене 15 гривен за 3-литровую бутыль. А херсонская фирма «Гауда» – ещё дешевле. Причём средняя жирность молока – около 4%, а от хорошей коровы, да в осеннюю пору – и к 5% подбирается. В магазине же представлено молоко 2,5%, максимум 3,2%. Фактически его цена от производителя до красочной упаковки вырастает в 4 раза! Это при условии, что в пакете в самом деле молоко, пусть и не очень жирное.

Итак, предприятия Херсонщины реализуют свою продукцию в местной розничной торговле по не самым низким, но вполне доступным ценам.Но в условиях конкуренции даже крупным холдингам приходится держать ухо востро, а что уж говорить о небольших предприятиях! Хуже всех, похоже, консервным заводам. «Рынок стал», – заявила на заседании за круглым столом руководитель одного из них. По её словам, в основном консервация продавалась в Крыми на Донбасс – эти рынки потеряли.

А в южных областях эта продукция расходится плохо – местные женщины предпочитают делать закатки сами. По словам руководителя, если рынок сбыта не оживится, в следующем году отпадёт потребность в закупках сырья, так что убытки ждут и местных фермеров. Часть из них, конечно, переориентировали экспорт – например, на Беларусь и страны Прибалтики. Овощи, которые не попали из-за блокады в Крым, сейчас в овощехранилищах.

Способом удешевить продукцию для горожан могут стать ярмарки. Особенно, если фермеры приезжают на своём транспорте со своими продавцами. Но регулярно ярмарки проводить не стоит, решили за круглым столом, а только в сезон, чтобы люди могли заготовить овощи на зиму. В то же время нужно больше мелких супермаркетов и меньше посредников. А фермерам, уверен Леонид Кириченко, необходима кооперация. Этот наболевший вопрос помог бы и в длительном хранении зерна вместо быстрой и дешёвой продажи его трейдерам, и в переработке продукции. Всё это в конечном итоге снизило бы цену и для потребителя. Но проблема эта остаётся пока нерешённой на законодательном уровне.

Так что пока аграрии, товаропроизводители и реализаторы продукции договариваются как могут. А покупатели ощущают результат этих переговоров на своём кошельке. Что может многих обнадёжить: директор облАПК и начальник херсонского горуправления потребительского рынка пообещали, что в Херсоне обязательно состоится предновогодняя ярмарка. Цены планируют не очень замораживающие...

Ольга ЛЯШОК

"Гривна. Новый формат"

© 2020 Інформаційне агентство "Херсонці". Всі права захищені.
Використання матеріалів ІА "Херсонці" може здійснюватись лише при наявності "активного гіперпосилання" на "Херсонці", а також на сам матеріал.
Редакція може не поділяти думку авторів і не несе відповідальність за достовірність інформації.
email: kherson.inform@ukr.net, контакти, архів