Так, руководитель комитета биотехнологий «Украинского клуба аграрного бизнеса» Борис Сорочинский уже не первый год помогает министерству в законодательной работе: «Министерство делает свою работу, у него есть план действий, в том числе по адаптации законодательства к европейскому.
В этом вопросе не вижу особенной спешки с их стороны, хотя все же работа понемногу движется. Вопрос очень важный, нам нужно определиться в контексте аграрного законодательства: мы интегрируемся в Европу или остаемся цивилизационным хутором», — говорит он.
В соответствии с подписанной в прошлом году экономической частью соглашения об Ассоциации с ЕС, Украина обещала свои стандарты привести в соответствие с европейскими. Поэтому работы в этом направлении было непочатый край. В конце прошлого года профильное ведомство отменило обязательное получение карантинного сертификата на зерновые и масличные культуры (в ЕС не нужен при внутренних перевозках), сертификацию при импорте сельхозтехники из развитых стран, признало сертификаты стран-членов ЕС, ОЭСР и др.
Также министерство активно занялось наведением порядка в вопросах завоза семян с целью их размножения в Украине и последующего вывоза в соответствии с правилами ОЭСР.
В свою очередь председатель правления Лиги производителей пищевых продуктов Геннадий Кузнецов отмечает, что министерство достаточно преуспело в адаптации украинского законодательства о безопасности и качестве пищевых продуктов. Результатом стало принятие соответствующего закона: «Закон дал четкое определение того, что оператор рынка продуктов питания отвечает за пищевой продукт только в рамках деятельности, которая находится под его управлением. Документ также определяет применение санкций за нарушение законодательства в сфере безопасности и качества пищевых продуктов исключительно по решению суда; отменяет положения относительно определения размера санкций за нарушение законодательства в сфере безопасности и качества пищевых продуктов в зависимости от стоимости продуктов питания (их партий)», — отметил он.
В то же время, по словам Кузнецова, требующих адаптации к европейским нормам законов еще очень много. К ним относятся законы «О государственном контроле, который осуществляется с целью проверки соответствия законодательству о безопасности и качестве пищевых продуктов и кормов, здоровья и благополучия животных», «О безопасности и гигиене кормов», «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов», «О новейших пищевых продуктах и ингредиентах» и т.д. В министерстве отмечают, что уже работают над этими документами.
«В диалоге с Европой наилучшим показателем отношений является товарооборот», — уверен и.о. президента Американской торговой палаты в Украине Тарас Качка. В этой связи он отметил существенный рост экспорта украинской сельхозпродукции в страны Европы. С учетом торговых преференций для украинских товаров, экспорт украинской продукции в ЕС по итогам 2014 года увеличился на 4,4% (или на $209,4 млн.) против 2013 года и составил почти $5 млрд. Однако потенциал не исчерпан.
По словам заместителя министра аграрной политики и продовольствия Украины Владиславы Рутицкой, использовать преимущества беспошлинной торговли с Европой Украина смогла только по 10 товарным группам из 27. Поэтому сейчас для замминистра решение этого вопроса и обеспечение готовности украинских производителей экспортировать продукцию в ЕС — одна из главных задач.
Параллельно с этим Рутицкая ведет переговоры с европейскими партнерами по увеличению существующих тарифных квот по тем товарным группам, по которым годовые объемы были использованы досрочно. Это касается яблочного сока, кукурузы, пшеницы, томатной пасты.
Дополнительные возможности для конкурентоспособности на европейском рынке обеспечит модернизация оросительной системы на юге Украины. Так считает член комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Сергей Хлань: «Проблема в том, что на данный момент в стране нет концепции модернизации мелиорации. Именно отсутствие понимания мешает получить кредит от Мирового Банка. В случае создания концепции, которую одобрит Мировой Банк, Украина имеет шанс получить до $1 млрд. для модернизации мелиорации», — убежден политик.
Разделяют подобное мнение и в Минагропроде, который, по словам Владиславы Рутицкой, вместе с экспертами МБ уже работает над этим вопросом. Увеличение площади орошения, по ее словам, позволит ежегодно, независимо от погодных условий, дополнительно получать более 10 млн. т продукции растениеводства и создать надежную кормовую базу для животноводства, а также значительно увеличить экспортный потенциал агросектора...
Константин ТКАЧЕНКО
Национальный агропортал Latifundist.com